Папки-передвижки

Сценарий культурно-досуговой деятельности в духе русских культурных традиций «Зимние посиделки»

Любовь Гамалей
Сценарий культурно-досуговой деятельности в духе русских культурных традиций «Зимние посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Развитие познавательного интереса дошкольников, формирование интереса о жизни предков, приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа;

- познакомить с русской народной традицией – посиделками;

- вызвать интерес к русской народной культуре;

- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине;

- воспитывать чувство гордости за свой трудолюбивый народ;

- активизировать в речи детей запас народных пословиц, небылиц;

- формировать положительное отношение к труду;

Публикация «Сценарий культурно-досуговой деятельности в духе русских культурных традиций „Зимние посиделки“» размещена в разделах

- закрепить умение делать традиционную русскую куклу «Пеленашку».

Материал и оборудование: Одежда детей и воспитателя в народном стиле. декорации русской избы, предметы быта и утварь русской старины, дымковские игрушки выполненные из соленого теста.

Возраст детей: 6-7 лет.

Предварительная работа: проведение бесед на тему «Культура русского народа»;

• чтение художественных произведений о русском быте, рассматривание иллюстраций, картин по теме «Русская изба»;

• знакомство детей с обычаями и традициями зимних посиделок;

• Беседа о народных приметах, связанных с предметами русского быта;

• чтение и разучивание произведений русского народного фольклора (частушек, колядок, песен, небылиц, разучивание русских народных игр)

• украшение зала в стиле деревенской избы - половики, салфетки и пр.

• изготовление атрибутов к проведению посиделок: печь из коробок; атрибутов к печке (ухват, тын, заборчик).

• Подготовка атрибутов: ложки, трещотки, расписные платочки, валенки, пироги, самовар, утюг, лапоть, свечка.

• подготовка русских народных костюмов для детей и взрослых.

Ход мероприятия:

Зал оформлен в виде горницы. В середине зала – печь с кухонной утварью, лавка, стол, прялка

Под русскую народную музыку девочки заходят в зал.

Ведущий (Хозяюшка 1):

- Пожалуйте к нам, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее, в нашей избе уютно и тепло. Давно мы вас ждем, поджидаем, веселье без вас не начинаем. А ведь у нас сегодня – зимние посиделки.

Ведущий (Хозяюшка 2):

В народном календаре зима – самое богатое праздниками время года.

Зимой играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год и Рождество, колядовали на святках.

Ведущий (Хозяюшка 1):

А вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки, где пряли, вышивали, плели лапти, корзины и обязательно пели, в разные игры играли. Веселье и труд шли рядом. Молодые учились у старших мудрости жизни.

Звучит русская народная мелодия.

Ведущий (Хозяюшка 2):

- Ой, ещё кто-то к нам идёт. Пойду посмотрю. Это наши мальчики.

Выходят мальчики с балалайками в руках, поют:

- Заиграла балалайка,

Балалайка три струны,

Выходите за ворота,

Девки милые мои!

1 ребёнок: - Дома, ли Марья?

2 ребёнок: - Дома, ли Дарья?

3 ребёнок: - Дома, ли душенька - Катюшенька?

Девочки: Мы туточки!

Ведущий (Хозяюшка 2):

- Проходите, гости дорогие!

Девочка 1: - Ай да, мальчики, нам под стать!

Просто глаз не оторвать!

Мальчики: - Отворяются ворота,

Выходи кому охота,

На саночках гулять,

Зиму снежную встречать!

Под русскую народную музыку дети становятся парами друг за другом, берутся за руки так, чтобы впереди стоящий ("саночки") подавал руки ("веревочки") назад; второй ребенок держится за руки ("веревочки") первого – катается.

Ведущий (Хозяюшка 1):

-На саночках накатались, а теперь рассаживайтесь в нашей горнице.

Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю старинному, посиделками называется!

Хозяйка усаживает гостей на лавку:

- Удобно, ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли места хватило?

Дети: - Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Ведущий (Хозяюшка 2): - В тесноте, да не в обиде!

Ребёнок: - Зимний вечер темен, долог.

Насчитаю сорок елок.

То на лавке полежу,

То в окошко погляжу.

Позову - ка я ребят к себе на посиделки.

Будут песни, будут пляски и игра в "Горелки"!

Ребёнок: - Эй, подруженьки – подружки,

Веселушки – хохотушки!

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Приходите поплясать,

Зимний вечер скоротать!

Хозяюшка 2: - Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что

ж, доброе начало, как говорится, половина дела.

Хозяюшка 1: - Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.

Кому – сказку, кому – песню, кому – пляску!

Ведущий (Хозяюшка 2): - Устная молва не наделила Зиму ласковыми прозвищами, к ней больше подошли бранчливые слова: прибериха, злюка, седая чародейка. Вместе с тем, зима слывёт удалой и задорной, так как румянит, молодит людей. Люди всегда восхваляли зиму в стихотворениях, песнях, пословицах и поговорках. А вы знаете стихотворения о зиме?

Ребёнок: Вот и к нам пришла Зима.

На деревьях - бахрома.

Из окна не виден двор –

Всё стекло покрыл узор.

Ребёнок: Зима забавами полна,

Нам не дает скучать она!

Зима-пора снеговиков,

Веселых санок и коньков.

Посмотри какое чудо:

Снег ковром лежит повсюду!

Соткала его сама

Рукодельница зима.

Ребёнок: Зима белая нам с собой принесла

Морозы трескучие, снега сыпучие.

Ветры завьюжные, метели дружные.

Заводи, честной народ, развесёлый хоровод.

(Хороводная песня. «Как ходил-гулял Ванюша»)

Ведущий (Хозяюшка 1): А как же славится зима художественным словом:

Дети: 1.Чем крепче зима, тем скорее весна.

2. Зимний ветер морозу помощник – пуще холодит.

3. Больше снега — больше хлеба.

4. На Новый год день прибавился на заячий скок.

5. В теплой зимней шубке и морозы как шутка.

6. В зимний холод всякий молод.

7. Первый снежок – не лежок – выпал: да и тает.

8. Готовь зимой телегу, а летом — сани.

Давайте все вместе споем песню о Зиме, чтобы задобрить Матушку-Зиму.

Дети поют песню «Вдоль по улице метелица метёт» сл. Д. Глебова, муз. А. Варламов.

Ведущий (Хозяюшка 2): - Зима славится гуляньями, играми, забавами, раздумьями.

А знаете ли вы, ребята, пословицы о зиме?

Пословицы (Дети):

— Январь — году начало, зиме середина.

— Новый год к весне поворот.

— Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

— Зима спросит, что летом припасено.

— Лето собирает, зима подъедает.

— Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.

— Декабрь — году конец, зиме начало.

Хозяйка: Ох, и славно вы говорите,

А как играть умеете, покажите.

Хороводная игра с лентой под русскую народную музыку

(Мальчик идет внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети хороводом и поют)

Вышел Леша погулять

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать

(дети останавливаются)

Поклонились, поклонились

(мальчик кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Мальчик: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.

(игра повторяется 2 – 3 раза)

Ведущий (Хозяюшка 1)– А сейчас для вас, ребятки, загадаю я загадки!

Знаю, знаю наперёд: вы – смекалистый народ!

– А загадки, между прочим, прямо перед вами стоят!

Загадки:

1. В избе – изба, на избе – труба,

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

2. Верчусь, верчусь, но не потею,

А только больше я толстею. (Веретено)

3. Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (Лапоть)

4. В избе стук-стук, в избе ляп-ляп.

В руках дзинь - дзинь, на полу топ-топ. (Балалайка)

5. Стоит бычок, серебряный бочок,

Шипит и кипит, сем чай пить велит. (Самовар)

6. В брюхе баня, в носу решето

На голове пупок, одна рука и то на спине. (Чайник)

7. Из русской печи кашу тащи,

Чугунок очень рад, что его схватил. (Ухват)

Хозяюшка 2: - Молодцы, отгадали все загадки.

Ведущий (Хозяюшка 2): - Очень любили на Руси петь частушки. Частушки – это коротенькая весёлая песенка, которую пели под гармошку или балалайку. Да и не просто пели, ещё и приплясывали.

- Эй, ребята, выходите, хороводы заводите,

Ведь весёлый наш народ ловко пляшет и поет.

ЧАСТУШКИ:

Девочки: Станем, девицы, рядком,

Да частушки пропоем.

Мальчики: Да и мы, пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем.

Девочка: У меня коса большая,

Ленточка коротенька.

Про меня не думай парень,

Я еще молоденька!

Девочка: Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла

Я не удержалася!

Мальчик: Девочки – беляночки

Чем вы набелилися?

Девочка: Мы вчера коров доили, молоком облилися!

Мальчик: Если б не было воды,

Не было бы кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Мальчик: Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать!

Мальчик: Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану русскую плясать,

А потом вприсядку!

Все: Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Ведущий (Хозяюшка 1): Молодцы, ребятушки, озорные спели частушки!

- Ребята, а вы знаете, что зимой часто пекли пироги. И мы сегодня с вами будем печь пироги. Но для этого сначала нужно замесить тесто. Раз – два, раз – два, начинается игра!

Игра «Кто быстрей замесит тесто»

Правила игры: Дети стоят парами по кругу. Водящий под музыку пробегает в любые «ворота». Игра продолжается до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто». В чьих воротах окажется водящий, становится победителем. Победители пляшут под музыку в центре круга, а затем садятся на свои места. Игра продолжается до тех пор, пока все не замесят тесто.

- Молодцы, ребята! А ещё зимними вечерами самым интересным делом было гадание. А давайте и мы с вами погадаем.

- Гадай, девица, гадай

Да судьбу свою узнай,

С кем петь, с кем плясать,

С кем в игры играть.

(Гадание со свечой)

Дети становятся в два круга: отдельно девочки и мальчики. В каждом круге передают незажженную свечу со словами:

Суженный, ряженный, ты ко мне повернись,

Ты со мной подружись.

Я свечу передаю,

И с тобой плясать пойду.

Мальчик и девочка, у которых окажется свеча, исполняют перепляс. Игра повторяется несколько раз.

Ведущий (Хозяюшка 2): Молодцы! Вы отдохните. Для наших гостей игра.

На обычном стуле сидя,

Надо что-нибудь сплясать.

Все движенья хороши,

Сядь покрепче попляши.

(Пляска на стульях, для родителей под музыку).

Ведущий (Хозяюша 1): А сейчас сядем рядком, да поговорим ладком. Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай – обычай гостеприимства. Поэтому сейчас детушки вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.

Ведущий начинает, а родители и дети заканчивают:

1. Хозяин весел – и гости радостны.

2. Гость доволен – и хозяин рад.

3. Для дорогого гостя и ворота настежь.

4. Много гостей – много и новостей.

5. Как аукнется, так и откликнется.

6. Без труда не выловить и рыбку из пруда.

7. Труд человека кормит, а лень портит.

8. Долог день до вечера, коли делать нечего.

9. Дерево держат корни, а человека – семья.

10. Дом согревает не только печь, а любовь да семья.

11. Терпение и труд всё перетрут.

12. Горька работа, да хлеб сладок.

13. Сделал дело – гуляй смело.

14. Кто умеет трудиться, тому есть чем гордиться.

Ведущий (Хозяюша 2): : Запомните ребята эти мудрые пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. Ведь не даром в пословице молвится: «Как аукнется, так и откликнется».

Ведущий (Хозяюша 1): Что-то засиделись мы с вами.

Ребёнок: - Обойти хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Песня- пляска «Валенки».

Ведущий (Хозяюша 1): Мирно льётся беседа, тихо потрескивает огонь в печи, за окном дует зима холодом. Вот в такие зимние вечера люди шили, вязали, мастерили. Вот и мы приготовили для наших гостей подарки куколки-обереги.

Дети под музыку вручают родителям подарки.

- А ещё в тихие зимние вечера укладывали мамы спать детей под колыбельные песенки. На крюке, вбитом в матицу, висела колыбелька. Мамы или бабушки убаюкивали своего дитятко задушевными и нежными колыбельными песнями.

(Выходят две девочки с куклами.)

1 девочка:

• Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

2 девочка:

• Спи, младенец мой прекрасный.

Баюшки, баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенки спою,

Ты дремли, закрывши глазки,

Баюшки, баю.

(Укладывают в колыбельки.)

Ребёнок: - Эх, широка душа русского народа!

И где бы ни были в глуши,

В руки брали просто ложки

И играли от души.

(Ансамбль ложкарей. «Пляска с ложками»).

Звучит музыка….(Хозяйка выносит поднос с пряниками)

- Ведущий (Хозяюшка 1): – А вот и угощение наше подоспело! Вкусные, румяные, сладкие прянички!

Поварам на славу, деткам на забаву!

Кушайте, гости дорогие!

Исполняется Песня «Прянички медовые», автор З. Я. Роот.

Ребёнок – Вот и солнце закатилось,

Вечериночка закрылась.

- Ведущий (Хозяюшка 1): - Приходите в гости к нам,

Рады мы всегда гостям.

Хозяйка – Спасибо, гости дорогие! Счастья вам всем и крепкого здоровья, до свидания!

Звучит музыка.

(Дети идут в группу пить чай с угощением).

Публикации по теме:

Планирование культурно-досуговой деятельности. Развлечения. Часть 2 Планирование культурно - досуговой деятельности. Развлечения. Часть 2. 18. «Рождество Христово». Литературно – музыкальная композиция.

Планирование культурно-досуговой деятельности. Развлечения. Часть 1 "Планирование культурно - досуговой деятельности". Развлечения. ЧАСТЬ 1. 1. «День знаний». Развлечение в старше – подготовительной группе.

Организация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возрастаОрганизация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укреплении их здоровья. Задача педагогов нашего детского сада – организовать времяпровождения.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средне-старшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период в средне - старшей группе. Тема недели. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 1 Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 1. Тема недели. «Солнце, воздух и вода – наши.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 2 Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 2Тема недели. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в старшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период в старшей группе Тема. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». «ДЕНЬ.

Планирование культурно — досуговой деятельности на летний период во второй младшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период во второй младшей группе Тема. "ЛЕТО КРАСНОЕ - ПРЕКРАСНОЕ!"Развлечение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий культурно-досуговой деятельности в духе русских культурных традиций «Зимние посиделки»
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 17:37
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий культурно-досуговой деятельности в духе русских культурных традиций «Зимние посиделки»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Гамалей (УИ 416246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД