Сценарий квест-игры «Путешествие в мир Олонхо»

Иванна Бурцева
Сценарий квест-игры «Путешествие в мир Олонхо»

Конспект квест-игры

«Путешествие в мир Олонхо»

Для детей русскоязычной группы старшего дошкольного возраста

Цель:

Приобретение детьми культурного наследия предков и формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к Олонхо

Задачи:

• Формировать у дошкольников познавательный интерес к эпосу Олонхо;

• Знакомить детей с содержанием эпоса Олонхо;

• Развивать творчество детей в песенной, танцевальной, игровой деятельности, основанное на национальных якутских традициях;

• Воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников на образных примерах эпоса Олонхо.

Оборудование:

Экран, проектор, документ-камера, презентация Олонхо, карта из березовой коры, аптаах холбуйачаан, макет «Три мира Олонхо», куклы-герои из Олонхо П. А. Ойунского «Нюргун Ботур Стремительный» из одноразовых стаканчиков, конверты с заданиями, книга «Олохо дойдута. Земля Олонхо».

Предварительная работа:

• Беседы с детьми об устройстве трех миров в Олонхо (с использованием макета «Три мира Олонхо»;

• Чтение и просмотр книги «Земля Олонхо» по документ-камере;

• Показ мультфильма «Нюргун Ботур Стремительный»;

• Поделки героев Олонхо из одноразовых стаканчиков;

• Ознакомление детей с традиционным танцем Солнца – Осуохай.

Ход квест-игры:

ПДО по двуязычию:

- т кннэн!

Дети:

- т кннэн!

ПДО:

- Чэйи эрэ, оолоор, хоооммутун ааыаы!

Дети:

- Сахалыы саарабыт, нууччалыы кэпсэтэбит, икки тылы тэбис-тээ чгэйдик билэбит!

ПДО:

- В Якутии сегодня, 25 ноября, отмечают день Олонхо. Венцом устного народного творчества якутов является героический эпос Олонхо. В нем рассказывается о белых божествах, о богатырях и о злых абасы. Когда еще не было ни телефонов, планшетов, компьютеров кто рассказывал детям Олонхо? Как долго рассказывал?

Дети:

- Олонхосут! Три дня и три ночи подряд.

ПДО:

- Давайте, посадим нашего Олонхосута и соберемся вокруг него, как наши прадеды и прабабушки в детстве. Идите все сюда.

Дети сидят на ковре из конского волоса, скрестив ноги.

Скажите, сколько миров описывается в Олонхо? Кто там живет?

Дети:

- Три мира: Верхний мир, Средний мир, Нижний мир. В Верхнем мире живут Боги - Айыы, которые защищают от злых духов людей из Среднего мира. В Среднем мире живут люди - Айыы аймага, в Нижнем мире живут злые чудовища - абасы.

ПДО:

- Объединяет все три мира Мировое дерево Аал Луук Мас. Корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви растут в Верхнем мире. Действие Олонхо разыгрывается в этих трех мирах. Богатырь из Нижнего мира Уот Усутакы похищает нашу луноликую красавицу Туйаарыма Куо. А что происходит дальше расскажет нам Байнур. А ребята будут помогать ему.

Байнур:

- На спасение луноликой Туйарымы Куо бросился ее любимый брат Кюн Дьирибинэ, но он попал в ловко расставленные сети абасы. Затем на помощь Туйаарыме Куо спешит прославленный юноша-богатырь Юрюнг Уолан на своем мотыльково-белом коне. Не удается богатырю вызволить Туйарыму Куо, проваливается он в подземный мир абасы. На защиту жителей Среднего мира Божества – Айыы спускают богатыря Нюргюн Ботура вызволить луноликую Туйарыма Куо.

ПДО:

- Богатрыский конь в мгновение ока доставляет Нюргун Ботура в сумрачный Нижний мир. Тридцать дней и тридцать ночей бились они на равных в дикой драке. Когда стало совсем в невмоготу, Нюргюн Ботур призвал на помощь свою старшую сестру Айы Умсур удаганку, а Уот Усутакы - сестрицу Кыс Кыскыйдан. Айы Умсур удаганка протянула волшебную плетку Нюргун Ботуру и тот нанес сокрушительные удары Уот усутакы. Освободил Туйаарыма Куо, Кюн Дьирибинэ и Юрюнг Уолан. Сказывают, девять дней и ночей продолжался большой Ысыах.

Кто-то стучится в дверь.

- Кто стучится? Давайте, спросим кто пришел к нам?

Дети:

- Да!

ПДО:

- Кто к нам пришел?

Сабыйа Бай Хотун:

- Это я, Сабыйа Бай Хотун, помогите мне пожалуйста!

ПДО:

- Поможем Сабыйа Бай Хотун?

Дети:

- Да!

Заходит Сабыйа Баай Хотун

Сабыйа Бай Хотун:

- т кннэн! Дорогие ребята, я пришла к вам с просьбой найти мою дочь Туйарыма Куо, ее снова украл абасы Уот Усутакы, когда все наши богатыри ушли на охоту. Уот Усутакы оставил много разных и сложных препятствий, но я сама не могу пройти эти препятствия без вас. Вы поможете мне найти мою дочь Туйарыма Куо?

ПДО:

- Какая беда! Ребята, давайте поможем Сабыйа Бай Хотун найти Туйарыма Куо?

Дети:

- Да!

Сабыйа Бай Хотун передает холбука с заданиями ПДО

ПДО:

- Итак, ребята, очень внимательно слушаем первое задание Уот Усутакы.

Открывает холбука, а там только березовая кора.

- Это же березовая кора! Ведь Уот Усутакы не умеет читать и писать! Поэтому у него нету ни тетради, ни альбома! Но он отправил нам карту! Что же здесь нарисовано?

Показывает рисунок Верхнего мира.

Дети:

- Это Верхний мир!

ПДО:

- Где вы видели такой знак?

Дети:

- В кабинете ИЗО!

ПДО:

- Все идем в Верхний мир.

В кабинете ИЗО лежат конверты на каждом столе. Дети садятся.

- Открываем наши конверты и смотрим, какое задание подготовил нам Абасы. Что там есть?

Дети:

- Чороны!

ПДО:

- Молодцы, ребята! Теперь внимательно смотрим на узоры чорона. Как вы думаете, что означают эти узоры? Ведь у Божеств Верхнего мира есть предназначение оберегать жителей Среднего мира. Поэтому мы должны нарисовать узоры-обереги Харысхал.

Дети рисуют узоры по линиям.

- Ребята, здесь на дверях нарисованы какие-то знаки, что это может быть?

Дети:

- Это ноты…

ПДО:

- Правильно! А из нот рождается музыка, а как же нам связать якутские узоры и музыку?

Дети:

- Якутский танец узоров.

ПДО:

- Верно ребята! Дьэ, эрэ …

Все танцуют танец узоров.

- Нааа да маладьыастаргыт! Теперь второе задание…

Показывает картину Нижнего мира.

- Ой, ребята, на карте какой мир изображен?

Дети:

- Нижний мир! Как страшно!

ПДО:

- А вы где видели такой знак?

Дети:

- В кабинете на 3 этаже, возле спортзала!

ПДО:

- Тогда все идем туда. Садимся на стулья и внимательно смотрим на экран. Мы должны угадать героев из Олонхо «Нюргун Ботур Стремительный».

Показывает детям изображение Туйарыма Куо, Нюргун Ботур, Уот Усутакы, Кыс Кыскыйдан.

Дети:

- Туйарыма Куо, Нюргун Ботур, Уот Усутакы, Кыыс Кыскыйдан! Дети вспоминают и описывают каждого героя Олонхо.

ПДО:

- Молодцы, какие! А теперь третье задание… Что здесь изображено?

Дети:

- Средний мир!

ПДО:

- Вы видели по дороге сюда сэргэ и знак Среднего мира?

Дети:

- Да! В фойе третьего этажа!

Все идут в фойе 3 этажа.

ПДО:

- А здесь сундук стоит! Но он не открывается! Но здесь почему-то стоит изображение солнца? Что делать? Посоветуйте нам Сабыйа Бай Хотун?

Сабыйа Баай Хотун:

- Наши предки преклонялись перед солнцем, считали ее самой великой из всех светил. Солнце дает нам тепло, свет и жизнь всему окружающему. И поэтому нам нужно танцевать с вами танец Солнца. Как называется танец Солнца?

Дети:

- Осуохай!

ПДО:

- И сейчас, мы с вами потанцуем танец солнца - Осуохай. Для этого нам нужно встать в круг близко друг к другу, взяться за руки, согнуть руки в локтях. Левую ногу ставим вперед и выполняем шаг вперед-назад с продвижением влево, по движению Солнца.

Танцуют Осуохай.

- Теперь попробуем открыть на сундук (октрывает). Уай, мы нашли Туйарыма Куо! Только Уот Усутаакы превратил ее в куклу! Мы передадим ее Сабыйа Бай Хотун.

Передает куклу Сабыйа Бай Хотун

Сабыйа Бай Хотун:

- Махтал, мои дорогие ребята! Пока мы доедем домой моя дочь обратно превратиться в луноликую красавицу Туйарыма Куо. И в знак благодарности, я дарю вам мои волшебные сказки каждому из вас! Крсххэ диэри!

ПДО:

- Крсххэ диэри Сабыйа Баай Хотун! Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее приключение?

Дети: Да!

ПДО:

- И мне тоже очень понравилось. Аныгыс крсххэ диэри!

Публикации по теме:

Фотоотчёт квест-игры с педагогами «Путешествие по образовательным областям»Фотоотчёт квест-игры с педагогами «Путешествие по образовательным областям» С целью повышения интереса воспитателей к инновационным технологиям в образовательном процессе ДО, проведена квест- игра «Путешествие по.

Конспект квест-игры «Путешествие в зимний лес» КВЕСТ – ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»Цель: формирование познавательной и речевой активности, посредством игровой квест - технологии..

Конспект квест-игры с педагогами «Путешествие по образовательным областям»Конспект квест-игры с педагогами «Путешествие по образовательным областям» Задачи: показать педагогам, как можно организовать с дошкольниками различные виды детской деятельности, используя многофункциональное пособие.

Сценарий квест-игры «Путешествие в Сутеевку» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку квест - игры "Путешествие в Сутеевку", которую.

Автор публикации:
Сценарий квест-игры «Путешествие в мир Олонхо»
Опубликовано: 4 декабря 2020 в 08:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Фотоотчёт о ООД «Дела давно минувших дней…» в подготовительной группе
Фотоотчёт о ООД «Дела давно минувших дней… » в подготовительной группе В рамках проходящих в нашем детском саду «Золотая рыбка» Городских Рождественских...
Фоторепортаж «Зимний городок — 2021» в родном поселке городского типа Излучинск
Каждый год в нашем любимом поселке городского типа Излучинск скульптора создают прекрасные снежные постройки и радуют жителей своим мастерством, а...
Конструирование из бумаги «Дети катаются на лыжах» к Всемирному Дню снега
Нет, наверное, занятий увлекательней и веселей, чем зимние забавы. Зима прекрасное и любимое, детьми и взрослыми. Зима – идеальное время для того, чтобы...