Лариса Катасонова
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «А песни тоже воевали»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
Слайд 2
Дети стоят и аплодируют под марш «Прощание славянки»
Музыкальный руководитель: Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в литературно-музыкальную гостиную в преддверии важного праздники, который отмечает вся наша страна- «День Защитника Отечества»
Публикация «Сценарий литературно-музыкальной гостиной „А песни тоже воевали“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Песни. Все материалы на тему песен
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Во все времена, в грозные и суровые годы для нашей страны поднимались наши солдаты на борьбу с врагом и не только воевали наши защитники, но песни тоже воевали. Песня шла с солдатом в бой, придавала силы, поднимала боевой дух. Как верный друг песня не покидала фронтовика в минуты грусти,скрашивала разлуку с родными и близкими. Песня была участницей многих великих свершений. Как много она значит в судьбе всей нашей страны и в жизни каждого из нас.
Самыми яркими, несокрушимыми, храбрыми и мужественными песнями советского народа навсегда останутся песни Великой Отечественной войны 1941-1945 года. В этом году мы будем праздновать 75-летие со дня Победы. И сегодня услышим песни победы и суровых фронтовых будней.
1ребенок. Я бы с песни начал свой рассказ.
Пусть узнают в 21 веке,
Как в суровый предрассветный час
Песня стала боевым солдатом.
Дали ей по росту сапоги,
Песне никакой размер не тесен.
И шагали к западу полки
В четком ритме наших грозных песен.
(на фоне мелодии «священная война»)
Ведущий: С этой песни все и началось-
Первые сражения и беды.
Сколько их нам петь не довелось,
Эта песня с нами до Победы
слайд 3
Шла война. Разрывались снаряды, гибли люди, а тут песня. зачем же она нужна?
Поможет нам ответить на этот вопрос музыка, которая одна из первых зазвучала в годы войны. Послушайте и скажите, к чему призывает эта песня?
Слайд 4
Фрагмент песни «Священная война»
-К чему призывает песня?
-какое настроение передавала эта песня солдатам?
-Можно ли эту песню назвать оружием против фашистов? Почему? (потому что она поднимала боевой дух и солдаты отважнее сражались)
-Да. Молодцы.
Слайд 5
Уже в первые дни войны, композитором Александром Васильевичем Александровым и поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом была написана эта песня, которая называется «Священная война» и зазвучала она как набат, призывающий на борьбу, как оружие против жестоких врагов. Эта песня впервые прозвучала на вокзале, когда бойцов провожали на фронт. Песню играл духовой оркестр. Музыка несла в себе такую могучую силу и искренность что все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один со своих мест и, стоя, словно в строю, торжественно и сурово слушали её. Когда она кончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты. Песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать и запомнить слова. Вновь и вновь, пять раз подряд, пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня песню пели всюду : на фронте, в партизанских отрядах, в тылу. Музыка звучит как боевой гимн, призывающий на поединок с врагом. Дослушаем эту песню стоя.
Слайды 6-10
Ребё нок: Я бы с песни начал свой рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, в стужу сколько раз
Эта песня нас в землянках согревала
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится!
Слайд 11
Музыкальный руководитель: Однажды суровой зимой 1941 года, во время битвы под Москвой произошёл такой случай. Молодой солдат, лейтенант Алексей Сурков, попал в окружение. Он храбро сражался, многие его товарищи погибли. Когда он выходил из окружения, попал на минное поле, где сам тоже мог погибнуть в любую минуту. Вот где “до смерти четыре шага”.
Слайд 12
После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст он показал бойцам, и им очень понравилось это стихотворение. Многие солдаты переписывали его и отсылали своим жёнам и невестам. Оно стало популярным на фронте и в тылу. Текст увидел композитор Константин Листов и сочинил музыку. Получилась песня, которая стала одной из самых известных в дни войны.
- Что эта за песня, определите по интонации? («В землянке»)
- Какое настроение передаёт? (нежное, ласковое)
- О чём в ней рассказывается? (как боец вспоминает свою любимую)
- Исполним песню вместе, постарайтесь передать задушевное и ласковое настроение. Слайды 13-15
Песня «В землянке» музыка К. Листова, слова А. Суркова
исполняет К. Некрасов (РДК «Юбилейный»)
Музыкальный руководитель: Как вы считаете, как эта песня помогала нашим солдатам воевать? (вспоминали своих близких, песня придавала им силы, солдаты знали, что воюют за своих жён, матерей, невест, за свой дом)
- Казалось, какие песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А оказывается - всё совсем наоборот. Солдатам песни помогали в трудные минуты. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернуться к ним невредимыми. Слайд 16
(На фоне мелодии «Журавли»)
Ребё нок: Привезли солдата в медсанбат…
Врач сказал: не доживет до ночи…
– Мне бы… песню, – прошептал солдат, –
Я до песен с давних пор охочий…
Боль не выносима и остра,
Сто осколков раскрошили тело…
И сестра, усталая сестра,
До рассвета над солдатом пела:
Слайд 17
Музыкальный руководитель: Одной из таких песен, которые поддерживали бойцов, стала песня «Темная ночь». Она была написана во время войны для фильма «Два бойца». Эта песня была на устах буквально у каждого фронтовика. Внимательно послушайте и скажите, для кого солдат поёт эту песню? Слайды 18-25
Песня “Темная ночь” музыка Н. Богословского, слова В. Агатова – слушание.
-Для кого солдат поёт песню? (для родного человека, для жены)
-Почему вы так решили? (Ответы детей по характеру и содержанию)
Дополнительные вопросы: Какой характер песни? О чём в ней говорится?
Музыкальный руководитель: - Да, ребята. Эта песня выражает душевное состояние солдата, думы о покинутом родном доме, о любимой и, конечно, веру, надежду в победу и возвращение домой.
Ребё нок: Я бы с песни начал свой рассказ,
С той нехитрой песни, сокровенной,
Что, как символ радости, неслась
Над Варшавой, Будапештом, Веной…
Пешим ходом и на грузовике,
Жарким днем и зимнею порошей
Мы ее носили в вещмешке
Самой легкой драгоценной ношей
В час затишья сядешь, запоешь
И подтянут весело солдаты слайд 26
Музыкальный руководитель: ребята, а сейчас мы услышим самые настоящие военные частушки
А зачем на войне нужна весёлая частушка? (игра гармониста и задорная частушка, помогали бойцам отдохнуть, набраться сил и зарядиться боевым духом перед сражением)
- Молодцы. Во время войны, частушка мгновенно откликалась на все события фронта и тыла.
Эх, частушка, ты частушка, Слово каждое — снаряд:
Бьет фашистов по макушкам,
Помогает воевать
А слушать мы будем частушки вместе с оркестром народных инструментов подготовительной группы №1. Звучат военные частушки.
Слайд 27
Музыкальный руководитель: Солдаты пели разные песни – задорные частушки и песни, которые поднимали их на бой. С первых дней войны рядом с мужественными и призывными строками песни «Идёт война народная» слышались тёплые искренние строки песни «Синий платочек». Она была написана ещё до войны и напоминала солдатам о мирном времени, которое надо было обязательно вернуть, прогнав захватчиков с родной земли. Эта песня стала одной из самых знаменитых песен военных лет. Давайте, ребята, постараемся характер этой песни выразить с помощью танца. Слайд28
Танец под песню «Синий платочек» музыка Е. Петерсбурский, слова Я. Гольденберга (исполняют девочки подготовительной группы)
Музыкальный руководитель: Молодцы. Одни песни помогали солдатам справиться с тяготами войны, вспомнить о мирном времени, другие - быть сильными и смелыми в бою. А какую бодрую, решительную военную песню вы ещё знаете? (Песня «Три танкиста») слайд 29
- О чем в ней говорится? (Ответы детей)
- Где служили танкисты? (На границе)
- Эта песня была написана ещё до войны и впервые прозвучала в фильме «Трактористы» в исполнении Николая Крючкова? Песня эта прожила долгую жизнь, она и сегодня является неформальным гимном танковых войск. Давайте послушаем эту песню в исполнении Вани Скрипка. Слайд 30,31
Песня «Три танкиста» музыка братьев Покрасс, слова Б. Ласкина – исполняет Ваня Скрипка (воспитанник подготовительной групы№1)
Слайд 32
Музыкальный руководитель: В тяжелую пору войны на фронт прилетела по радио песня «Огонек». И эта песня так понравилась солдатам, что стала боевым и духовным орудием фронтовиков. Поэтический образ огонька в окошке, который зажигала невеста или жена, провожая любимого на войну, приобрёл тогда новое значение - не погас наш огонёк и никогда не погаснет – мы победим, ради своих любимых и близких, не отдадим врагам нашу землю! В песне поётся о парне, ушедшем на фронт, которому воспоминания о возлюбленной помогают сражаться за Родину. В них гнев и любовь, ярость и вера в победу! Послушайте эту песню в исполнении воспитателей.
Слайд 33
Звучит песня «Огонек». Исп. вокальный ансамбль воспитателей
Музыкальный руководитель: Спасибо, замечательное исполнение. Много мы с вами песен сегодня послушали и исполнили. Но, какую же песню военных лет мы можем услышать очень часто, и её, наверное, все знают? («Катюша»)
- Что вы знаете об этой песне? (Ответы детей) Да. Эта она было написана тоже ещё до войны, но когда становилось ясно, что, защищать родную землю скоро придётся и первый удар на себя примет воин-пограничник. Ласковое имя «Катюша», выйдя из песни, зазвучало грозно. Её именем народ окрестил самое мощное оружие тех лет – минометы. Слайд 34. Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша»! Песня звучала как гимн и помогала воевать и победить! Давайте, её исполним все вместе.
Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского «Катюша» исполняют участники вместе со зрителями.
Я бы с песни начал свой рассказ
Пусть узнают юные солдаты,
Как в суровый предрассветный час
Песни взяли в руки автоматы
Им наград не вешали на грудь
И портретов не было в газете,
Трижды славен их нелегкий труд
И народ, создавший песни эти!
Слайд 35
(фон минусовки «День Победы» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова)
Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война! Слайды 36-39
Музыкальный руководитель: Мы должны помнить, как тяжело досталась нашему народу Победа. В каждой семье есть тот, кто погиб, защищая Родину. Много лет прошло после окончания войны. Мы должны помнить, какой подвиг совершил наш народ и гордится этим.
Слайд 40. Мы должны помнить - за всё, что мы имеем – за жизнь и праздники в нашей жизни, мы обязаны тем, кто воевал, погибал и одержал победу в этой страшной войне. И не только… мы должны быть благодарны всем воинам-защитникам нашей страны, потому что, в случае опасности они всегда готовы нас защитить и сохранить мир на земле!
А наши мальчики - будущие защитники Родины в завершении нашей встречи исполнят песню «Всем мы моряки» слайд 41
Исполнение песни «Все мы моряки» муз. Л. Лядовой сл. М. Садовского
(мальчики подготовительных групп)
Наша встреча подошла к концу. - Ребята,я надеюсь, что в вашей памяти надолго сохранятся песни 2 Мировой войны, а вместе с ними чувство гордости за нашу Родину!