Елизавета Соловьёва
Сценарий логопедического занятия «Осень. Осенние месяцы. Осенние деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий логопедического занятия
«Осень. Осенние месяцы. Осенние деревья»
МДОУ «Детский сад № 19»
Учитель-логопед Соловьёва Елизавета Сергеевна
Коррекционно-образовательные задачи. Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень».
Публикация «Сценарий логопедического занятия „Осень, Осенние месяцы, Осенние деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Словарь: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, дерево, лист, клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна; осенний, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный, пурпурный, падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, собирать, заготавливать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть.
Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением). Совершенствование певческих навыков.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов, дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности.
Оборудование. Магнитофон, CD или аудиокассета с записью пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года» и звуков ночного леса, CD или аудиокассета с записью музыкального сопровождения к упражнению «Ветер и листья», мольберт, репродукция картины Ф. Васильева «Болото в лесу», репродукция картины И. Левитана «Сумерки. Луна», салфетки, вазочка с клюквой, ваза с букетом из осенних листьев и астр, контейнер с цветными карандашами, деревянные плашки с наклеенными на них кусочками коры разных деревьев, мяч, контейнер с фишками для звукового анализа.
Время: 9.00-9.30 (подготовительная группа, 9 человек)
Ход занятия
1. Организационный момент.
Садитесь поудобнее. Давайте рассмотрим осенние пейзажи.
Логопед убирает букет на пол.
2. Рассматривание осенних картин Развитие эмоционального мира и образного строя речи. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень».Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Развитие всех видов восприятия.
Логопед берет в руки указку и привлекает внимание детей к репродукциям картин.
Логопед. Первая картина называется «Сумерки. Луна». Ее написал Илья Левитан. Вторая картина называется «Болото в лесу». Это работа русского художника Федора Васильева. Как выдумаете, почему я выбрала для сегодняшнего занятия именно эти картины? Что их объединяет? Какое время года изобразили на них художники?
Дети. На этих картинах художники изобразили золотую осень.
Логопед. Верно. Художники изобразили на своих полотнах самую прекрасную пору осени, которую называют золотой. Что вы видите на переднем плане картины Левитана?
Дети. Мы видим лесное озеро. В озере отражаются лес и луна.
Логопед. Что растет по берегам озера?
Логопед указкой привлекает внимание детей к тем частям картины, о которых говорит.
1-й ребенок. Справа вдоль берега растет высокая трава. Она пожелтела и кажется золотой.
2-й ребенок. На высоком берегу стоят березы в ярких желто-оранжевых платьях и темно-зеленые сосны.
3-й ребенок. Вдалеке слева мы видим темный лес. Он кажется коричневым. Только кое-где видны яркие оранжевые пятна.
Логопед. Опишите небо, которое нарисовал художник. Как вы думаете, какое время суток изображено на картине?
4-й ребенок. Небо высокое и чистое, но уже темнеет. Художник нарисовал вечер.
Логопед. Обратите внимание, что и небо, и луна кажутся золотистыми и как будто светятся. Как вы думаете, там, в лесу, изображенном на картине, тепло или холодно?
Дети. Кажется, что стоит теплый осенний вечер.
Логопед. А вода в озере кажется теплой или холодной?
Дети. Вода в озере кажется теплой.
Логопед. А теперь давайте послушаем, что слышится в лесу, изображенном на картине.
Логопед включает запись звуков ночного леса. Запись звучит 1—2 минуты.
Логопед. Что вы услышали?
Дети. Кричала сова. Стрекотали кузнечики. Шумел ветер в камыше.
Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на вторую картину. Что художник изобразил в центре?
1-й ребенок. Художник нарисовал болото в лесу.
Логопед. Что мы видим по краям болота? Что его окружает?
2-й ребенок. Вокруг болота растет высокая трава. Она желтая, оранжевая, коричневая.
3-й ребенок. В траве видны большие белые цапли и маленькие кулики. Они готовятся к отлету в теплые края.
Логопед. Что художник изобразил справа и слева на пригорках?
1-й ребенок. На пригорках художник нарисовал березовую рощу. Листья на березах желтые, поэтому роща кажется золотой.
Логопед. Какие деревья мы видим на переднем плане?
4-й ребёнок. На переднем плане мы видим клены с яркими оранжевыми листьями.
Логопед. Какое небо мы видим над болотом?
1-й ребёнок. Небо хмурое, покрытое густыми темными об-
лаками.
Логопед. Но, несмотря на это, картина не кажется мрачной. Золотые лес и трава создают праздничное настроение. Как вы думаете, какое время суток на этой картине?
2-й ребенок. Наверное, это день.
3. Сравнение репродукций картин И. Левитана и Ф. Васильева.
Совершенствование синтаксической стороны речи (освоение сложноподчиненных предложений с противопоставлением).
Логопед. А теперь давайте сравним картины и расскажем об этом. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его.
На первой картине изображено лесное озеро.
1-й р е б е н о к.. а на второй картине нарисовано болото.
Логопед. На первой картине изображен поздний вечер.
2-й ребенок.. а на второй картине — день.
Логопед. На первой картине изображено ясное чистое небо.
3-й ребенок.. а на второй картине — небо, покрытое густыми облаками.
Логопед. А теперь сами составьте предложение о деревьях на обеих картинах.
4-й ребенок. На первой картине изображены березы и сосны, а на второй — березы и клены.
Логопед. Но на той и другой картинах изображена прекрасная золотая осень.
4. Упражнение «Осенние листья». Развитие длительного плавного выдоха.
Логопед приглашает детей пройти к столу, взять разноцветные листья на нитке, поднять их на уровне рта детей и подуть на них
Логопед. Вы сказали, что в лесу на берегу озера шумит ветер. Сейчас вы станете этим ветром. Подуйте на листики … Логопед контролирует выполнение задания. Не стоит выполнять упражнение больше трех раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.
5. Физминутка «Осенью в лесу».
Заходи в осенний лес!
(Ходьба на месте или по кругу)
Много здесь вокруг чудес!
(Разводим руки в стороны и оглядываемся)
Вот березки золотые стоят
(Поднимаем руки вверх)
Под березками грибочки на нас глядят.
(присесть и выполнить упр. "Грибок"(на вертикально поставленный кулак одной руки опустить округленную ладонь другой. Поменять руки.)
На нас глядят – в корзинку прыгнуть хотят.
(упражнение «корзинка». Пальцы переплести замочком. Ладони повернуть вверх и округлить, соединить большие пальцы).
6. Игра «Осенние листья». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает встать в круг. Он берет в руки мяч.
Логопед. Вы узнали на картинах разные деревья. А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях? Например, на березе — березовые. А на клене?
Логопед бросает детям мяч по очереди и задает им вопросы.
В ходе игры образуются пары слов:
на клене — кленовые,
на осине — осиновые,
на рябине —рябиновые,
на дубе — дубовые. (И т. п.)
7. Обводка и штриховка кленовых листьев. Развитие тонкой моторики.
Логопед приглашает детей за стол, на котором лежат листы бумаги, кленовые листья, ставит контейнер с карандашами.
Логопед. А вот и кленовые листья с картины «Болото в лесу». Приложите их к листам бумаги, обведите по контуру, а потом заштрихуйте горизонтальными линиями красными, оранжевыми и желтыми карандашами так, чтобы они казались золотыми, как клены на картине Федора Васильева.
Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу.
8. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед предлагает каждому из детей рассказать о том, которая из картин ему понравилась и почему. Потом дети вспоминают, чем они занимались, а логопед оценивает их работу.