Яна Пузанова
Конспект мастер-класса на тему «Инновационные подходы к взаимодействию дошкольного учреждения с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРИЙ
МАСТЕР-КЛАССА
НА ТЕМУ «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ»
Цель: осветить слушателям мастер-класса, что понимается под инновационными формами работы с семьей, необходимость и актуальность их использования в настоящее время во взаимодействии с семьями воспитанников; представить классификацию традиционных и инновационных форм работы с родителями, дать характеристику некоторым инновационным формам сотрудничества с семьей; формировать у слушателей мастеркласса осознание важности и ответственности правильного построения взаимодействия с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.
Публикация «Конспект мастер-класса на тему „Инновационные подходы к взаимодействию дошкольного учреждения с семьей“» размещена в разделах
СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА
Родители - главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Но практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Существует множество форм оказания такой помощи семьям воспитанников, или, другими словами, форм взаимодействия (работы) детского сада с родителями.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования разработаны и используются как традиционные (существовавшие всегда) формы работы с семьей, так и инновационные (новые, нетрадиционные) формы взаимодействия с родителями.
Инновационность - это открытость новому. Инновационные формы и подходы в педагогической работе, в том числе и работе с родителями - это те подходы, которые не практиковались ранее, они продиктованы особенностями сегодняшнего времени: увеличилась занятость родителей, в результате чего появилась катастрофическая нехватка времени на воспитание детей. Такая нехватка временных ресурсов неизбежно тянет за собой гаснущий интерес к развитию собственного ребенка, родительскую пассивность, а иногда и озлобленность на социальную действительность, последствия которой отражаются на семейном воспитании. Чтобы избежать названных негативных последствий, педагоги и психологи разрабатывают новые, нетрадиционные подходы к работе с семьями воспитанников.
Прежде, чем рассмотреть новые, нетрадиционные формы работы с родителями, следует все же вспомнить, какие формы взаимодействия с родителями изначально были разработаны педагогикой и как они классифицируются.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Индивидуальные формы работы Коллективные формы работы
- Беседы (утренние и вечерние) - Родительские собрания (общие и групповые)
- Индивидуальные консультации - Групповые консультации (устные и письменные)
(устные и письменные) - Конференции
- Посещение семьи - Вечера для родителей
- Папки-передвижки - Уголки для родителей
- Приглашение родителей в детский сад - Дни открытых дверей
- Поручения отдельным родителям
Такие формы продиктованы главной целью и задачами, которые преследует взаимодействие с родителями.
Работа с семьей - важная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Цель ее - установление единства семейного и общественного дошкольного воспитания.
Исходя из вышеобозначенной цели, в работе с семьей детским садом решаются следующие задачи:
- изучение условий жизни и воспитания детей в каждой семье, выявление и пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;
- педагогическое просвещение родителей.
На сегодняшний день существует большое разнообразие форм работы дошкольного учреждения с семьей, как традиционных, так и нетрадиционных.
Обратимся к нетрадиционным (инновационным) формам взаимодействия с родителями. К ним относятся:
- телефон доверия;
- блокнот по переписке;
- почтовый ящик;
- психологический час;
- конкурсно-развлекательные программы;
- клубы по интересам;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- совместное оформление отражающих жизнь группы газет, альбомов, фотовыставок;
- общение через сайт дошкольного учреждения;
- анкетирование семьи;
- совместные проекты;
- ежегодные акции;
- «Мамина коллекция»;
- «Играем с папой»;
- семинары-практикумы;
- нетрадиционные родительские собрания.
Все вышеперечисленные формы работы с родителями, как и традиционные, можно объединить в две большие группы: индивидуальные и коллективные.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Индивидуальные формы работы Коллективные формы работы
- Блокнот по переписке - Конкурсно-развлекательные программы
- Психологический час - Совместное создание предметно-развивающей среды
- Клубы по интересам - Совместное оформление газет, альбомов, выставок
- Анкетирование семьи - Общение через сайт дошкольного учреждения
- Телефон доверия - Совместные проекты
- Почтовый ящик - Ежегодные акции
- «Мамина коллекция» - Семинары-практикумы
- «Играем с папой» - Нетрадиционные родительские собрания
Охарактеризуем некоторые из них.
Блокнот по переписке заводится воспитателем в группе для обоюдной экономии времени. Во время утреннего приема детей в раздевальной комнате часто бывает суматоха: привели нескольких детей одновременно, каждый родитель желает сказать воспитателю что-то очень важное, от чего будет зависеть здоровье ребенка или его настроение в течение дня. Выслушать всех одновременно и по очереди педагогу порой невозможно: утренний отрезок времени короткий. С этой целью в шкафчике каждого ребенка лежит блокнот, в который родитель с утра (или с вечера) записывает все, о чем он желает проинформировать воспитателя. Родитель, сделавший запись в блокноте, оставляет его в заранее оговоренном месте раздевальной комнаты, например, на полочке с цветами или в родительском уголке. Это делается для того, чтобы воспитатель не пересматривал блокноты во всех шкафчиках, - ведь информацию записывают не все родители. Когда «час пик» схлынет, к концу утреннего приема или во время завтрака педагог имеет возможность оперативно прочесть записи родителей в оставленных в условленном месте блокнотах.
Психологический час организуется психологом дошкольного учреждения. Для такой формы работы специалист определяет время в ежедневном графике работы, когда он предоставлен только родителям. Заранее по телефону или через воспитателей ведется запись на психологический час. В один день на прием приходит только одна семья (может прийти один из родителей, или бабушка, дедушка, так как час времени рассчитан именно на прием одной семьи. Преимущество такой формы работы состоит в том, что в течение небольшого отрезка времени на консультацию к психологу попадает много желающих.
Почтовый ящик носит анонимный характер. Педагог вешает его перед входом в группу для тех родителей, которые не решаются на откровенный разговор, но при этом имеют к педагогу просьбы или замечания. В таком случае они могут воспользоваться услугами группового почтового ящика.
Анкета - один из видов работы воспитателя с родителями. С ее помощью педагог получает данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляется степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по своим темам. Отвечая на вопросы, родители сообщают о методах воспитания в семье, стиле общения взрослых с детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры играют дома и т. д. Проанализировав ответы, воспитатель делает выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания. Анкетирование помогает понять, над чем необходимо работать в течение учебного года, опыт каких семей можно использовать при проведении вечеров для родителей, родительских собраний и конференций.
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи, как проекты. Они меняют роль педагогов в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в команде, овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной на творческое развитие субъектов образовательного процесса; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности, например, организация семейного летнего отдыха детей, проведение Дня семьи в детском саду, создание сетевого интернет-сообщества и др.
Большой популярностью пользуются проведение ежегодных акций, например: «От всей души», «Подари книгу детям». У многих есть дома книги, из которых дети уже «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта аленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души. Сразу для родителей это может оказаться непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах детей заставляет их быть добрее, внимательнее, честнее по отношению к окружающим. И вслед за одни потянутся остальные. Благодаря акции «Подари книгу детям» в группах устраиваются целые библиотеки, созданные совместными усилиями воспитателей и родителей. Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у дошкольников воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, потому что любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Есть и много других интересных акций.
У большинства родителей есть свои интересы, увлечения, с которыми детям любопытно было бы познакомиться. В связи с этим несколько слов следует сказать о такой форме взаимодействия с семьей, как «Мамина коллекция». В гости к ребята можно пригласить маму одного из детей со своей коллекцией, например, ракушек или камней. Мама рассказывает о том, как и где собиралась коллекция, вместе с детьми вспоминает свои впечатления о море. Хорошо, если в данной коллекции есть ракушка, которую можно приложить к уху и услышать шум моря. Играя с ракушками (камнями, можно обсудить их цвет, размер, форму, пофантазировать, на что они похожи. После таких встреч дети часто с энтузиазмом начинают создавать свои маленькие коллекции.
Приход папы в детский сад для ребенка, особенно для мальчика, - это большой праздник. В связи с этим большой популярностью сегодня пользуется такая форма работы с родителями, как «Играем с папой». А если еще папа и играет вместе с его друзьями, то это большая гордость для малыша. Во время такой встречи отец одного из воспитанников, например, увлеченно строит с детьми из конструктора, рассказывает о профессии строителя, катает с мальчиками машинки, отвечает на детские вопросы, рассказывает о то, как важно соблюдать правила дорожного движения.
Встречи в семейно клубе - это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей. Например, основной задачей организаторов семейного клуба «Здоровячок» является оказать помощь родителям в освоении умений по физическому воспитанию детей. Желательно, чтобы в семейный клуб приходили не только родители детей, но и бабушки, дедушки, братья и сестры. Интересно можно организовать общение в клубе «Молодых бабушек».
Семинар-практикум - широко используемая форма работы с родителями в детском саду. Например, музыкальным руководителем может быть подготовлен и проведен семинар-практикум для родителей детей группы кратковременного пребывания под названием «Поиграем, пошалим!». Педагог может предложить мамам представить себя на месте ребенка, почувствовать, как важно их детям в первую очередь внимание. Они смогут убедиться в том, что чем эмоциональнее будет их общение с малышом, тем интереснее пройдет игра. Родителям показываются несложные способы изготовления необходимого для игр оборудования, мамы учатся простым, но очень важным приемам для вызова эмоционального отклика ребенка на игру. Примечательно, что такой семинар проходит в форме диалога: мамы не только слушают и выполняют предлагаемые педагогом действия, но и говорят сами, предлагают свои варианты игр, задают вопросы.
В заключение следует отметить, что семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И поэтому и надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка.