Папки-передвижки

Сценарий мероприятия «Наум-грамотник» для детей старшей группы детского сада (по программе «Радуга»)

Светлана Васильевна Бондаренко
Сценарий мероприятия «Наум-грамотник» для детей старшей группы детского сада (по программе «Радуга»)

Цель: развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза у детей.

Задачи приоритетных образовательных областей:

«Речевое развитие» :

• закрепить начертание ранее изученных букв;

• развивать фонематический слух;

• развивать компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности;

• обогащать активный словарь;

• развивать речь, мышление, тактильные ощущения.

«Познавательное развитие» :

• воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания;

Публикация «Сценарий мероприятия „Наум-грамотник“ для детей старшей группы детского сада (по программе „Радуга“)» размещена в разделах

• познакомить с обрядовыми элементами народного праздника «Наум – грамотник»;

• развивать мелкую моторику;

• развивать логическое мышление, внимание;

• формировать интерес к учебной деятельности.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» :

• развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками;

• приобщать к общепринятым нормам и правилам;

• формировать атмосферу доброжелательности, готовности к совместной деятельности, позитивные установки к различным видам творчества;

• воспитывать уважение к труду учителя и воспитателя.

«Физическое развитие» :

• обогащать двигательный опыт в процессе проведения народных игр.

Для проведения мероприятия оборудуется уголок, отражающий убранство старорусской школы : (в начале занятия закрыт от детей ширмой)

Стол со скамьями, на столе - свечи в подсвечниках, чернильница с пером, колокольчик; сундук.

Оборудование для педагога: магнитные буквы, мешочек, указка, проектор для демонстрации слайдов, магнитофон, аудиозапись (фонограмма русской народной песни «Барыня», звучание гуслей).

Оборудование для детей : на каждого ребё нка: мелкие камни, дощечка, уголёк.

Мотивация: показать знания букв, умение их начертания, выкладывания из камешков

Науму – Грамотнику.

Для театрализации: куклы перчаточные, расшитый платочек, деревянная ложка, кисть, детская книга со сказкой, букварь.

В мероприятии участвуют воспитатели в роли Сказочницы и Наума-Грамотника.

Сказочница приглашает детей посмотреть и послушать сказку.

- Здравствуйте, ребята! Я сказочница, знаю много сказок. А вы любите сказки?

Какую сказку вы больше всего любите? Какую вам читали на выходных?

Сегодня я расскажу новую сказку, а помогут мне в этом Машенька и Васенька.

Представление начинается. (обращает внимание на ширму)

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель за ширмой обыгрывает сюжет:

Васенька.

- Здравствуйте, ребята! Музыку слышите? Ох, какая весёлая! Ноги сам в пляс просятся! Хотите вместе попляшем, я и сестру свою, Машеньку, позову!

- Ма-ше-нь-ка-а-а!

Появляется Машенька, приветствует ребят, танцует.

Васенька. - Ух, хорошо поплясали! Ну, Машенька, что теперь будем делать?

Машенька. - А я сяду, повышиваю…

Васенька. - А я попробую ложку деревянную разукрасить, как дедушка…

Машенька. – Да, уехали наши бабушка и дедушка на базар, расписные ложки да разноцветные косыночки продавать, некому нам сказку рассказать. Вот здесь есть книжка про братца Иванушку и сестрицу Алёнушку – смотри! Давай сами почитаем!

Васенька. – Машенька, читать – то я не умею, бабушка говорила, чтобы научиться читать, надо буквы выучить.

Машенька. - А буквы как учить?

Васенька. - По букварю!

Машенька. – Как обидно, у нас букваря –то в избе нет!

Сказочница. – Мне кажется, я знаю, кто поможет нам, букварь принесёт!

Сегодня волшебный день – 14 декабря! Он называется Наумов день, или Наум – грамотник! Наум много знает, всему обучен.

Машенька и Васенька. – Ну и что?

Сказочница. – мы пригласим к нам Наума – грамотника, он принесёт вам букварь, и вы научитесь читать!

Машенька и Васенька. – Ну хорошо, мы пойдём звать Наума!

Сказочница. – Пока Машенька и Васенька зовут Наума,

давайте посмотрим, как в старину грамоте обучали!

Сказочница демонстрирует слайды, комментирует.

Слайд№1. Комментарий к слайду:

Наши предки издавна обучению грамоте придавали большое значение. Давным – давно учебный год начинался не в один день, как сейчас, да и сами школы сильно отличались друг от друга. Для сельских ребят, помогавших родителям убирать урожай, пора учёбы наступала лишь с окончанием страды.

В старину отцы семейства приглашали учителя в свой дом. Он приносил с собой букварь. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почётом и ласковым словом. К учению в народе относились с благоговением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму, говоря такие слова: «Батюшка Наум, наведи на ум».

Слайд№ 2 Комментарий к слайду:

Буквари были рукописными, написанные разными почерками, поэтому учиться по ним было очень трудно. Еще труднее было учиться письму, да и стоило дороже - бумага была очень дорогая. Обучали письму просто: клали пропись и заставляли копировать ее.

Слайд№3. Комментарий к слайду:

Вспомните, с помощью чего писали в старину?

Деревянная пластина – цера, в которую заливали воск и процарапывали буквы;

Глиняные пластины;

Перо и чернила.

Слайд№4. Комментарий к слайду:

Берестяная грамота — плотный берестяной свиток с хорошо различимыми буквами.

- Скажите, чем сейчас мы пишем?

Ручек, как сейчас, не было. Их заменяли нехитрые инструменты для письма. Ими не писали, а процарапывали буквы.

Писала — костяные, металлические, деревянные стержни с остриём на одном конце, с лопаточкой на другом и с отверстием для привешивания к поясу.

Слайд№5. Комментарий к слайду:

В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести. За непослушание ставили и на колени (на горох).

- Какие правила поведения во время учёбы вам знакомы?

(- внимательно слушать учителя, задавать вопросы после разрешения;

- не выкрикивать ответы;

- пользоваться закладкой, чтобы не мялись страницы книги).

А какие приметы вы знаете, в которых говорится об учёбе?

(- во время ученья нельзя жевать, а то «заешь» выученное;

-во время занятия нельзя разговаривать;

если учишь по книге, то, окончив, должен закрыть ее, иначе все позабудешь).

А пословицы про обучение знаете?

(-Кто грамоте горазд, тому не пропасть;

- Грамоте учиться – всегда пригодится;

- Буквы кривые, да смысл прямой;

- Кто хочет много знать, тому надо мало спать;

- Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит)

Сказочница. – Ну как же тут не появиться Науму – грамотнику, если так много об учёбе знаете!

Звучит музыка, входит Наум, в руках держит книгу, мешочек.

Наум. – А я уже тут как тут! Здравствуйте, ребята! Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. Много повидал. С давних времён путешествую. Что у вас случилось?

Сказочница.

Здравствуйте, батюшка Наум! Машенька и Васенька хотели прочитать книгу, а читать ещё не научились. Мы пригласили Вас, чтобы Вы букварь принесли детям, они с бабушкой будут учиться читать по букварю!

Помогите нам!

Наум. – А вы буквы знаете?

(Ответы детей)

- Я подарю вам букварь, если мне знания свои покажете! Выполните мои задания? Хотите вернуться в далёкое прошлое, побывать в старорусской школе?

Тогда добро пожаловать в мою школу!

Закройте глаза, вокруг себя повернитесь, в моей школе окажитесь!

Сказочница убирает ширму, за ней – интерьер старорусской школы (деревянный стол, скамья, лавки, на столе дощечки, угольки, подсвечник).

Наум. - Приглашаю ко мне грамотеев, кто не только буквы знает, но и слова на эти буквы!

Дети подходят к столу (10 человек).

Делу время - …. (Потехе час). присаживайтесь за стол, на скамью.

Об этом в стародавнем букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй".

Дети рассаживаются на скамьях, за общим столом.

Вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе. Можно начинать занятия.

Наум звонит в колокольчик.

Наум. - У меня в руках мешочек. Отгадайте загадку, и вы узнаете, что в нём.

- Чёрные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их отгадает.

Ответы детей.

Наум. – Правильно, это буквы!

Достаньте по одной из него.

Дети вытягивают из мешочка по букве.

- Буквы знакомы вам? Назовите их.

Дети показывают буквы, называют.

Слушайте внимательно задание.

Перед каждым из вас на столе лежит дощечка и уголёк. Предлагаю начертать им контур слова, начинающегося на букву, которую вы вытащили из мешочка.

Дети выполняют задание. Перечень букв, предложенный детям (с данными буквами дети знакомились на предыдущих занятиях) и возможные варианты контуров, начертанные углё м:

А – арбуз, Б – барабан, Г – груша (гриб, Д – дерево (дом, Е – ель, Ё – ёж, К – кит, О – окно, М – машина, Н – ножницы.

После выполнения задания дети вытирают руки влажными салфетками, показывают остальным детям рисунки, они угадывают буквы, которые были у каждого ребёнка.

Наум.

Вот вам следующее задание. Выложите из камешков буквы, на которые начинаются ваши имена!

(Дети подходят к столу, на котором лежат камни, выкладывают нужную букву, называют. Возвращаются на места.)

Наум проверяет, хвалит за старание.

Сказочница. – Ну что, батюшка Наум, дети выполнили твои задания!

Наум. - Вижу, ваши дети буквы знают, теперь им надо научиться соединять их в слоги, а затем уже и в слова.

Сказочница. Ребята, давайте попросим Батюшку Наума показать нам, как надо слоги составлять! Повторите за мной: «Батюшка Наум, наведи на ум!»

Дети, обращаясь к Науму, повторяют слова за воспитателем.

Наум. - Вот, смотрите:

Пишет на дощечке слог МА, показывает детям, предлагает прочитать.

Затем пишет слоги ЛИ, НА и предлагает сложить из слогов полученное слово.

Наум. - Вот так, постепенно, прочтёте букварь, а потом уже и сказки будете читать.

Вот вам букварь. Учитесь, не ленитесь!

Сказочница берёт букварь, благодарит Наума. Наум прощается, уходит.

Далее для детей демонстрируются слайды с картинками на изученные буквы.

Дети должны угадать букву, на которую подобраны картинки, назвать слова, придумать дополнительно слова на заданную букву.

Публикации по теме:

Перспективный план индивидуальной работы логопеда .

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактическую игру (из опыта работы)Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактическую игру (из опыта работы) На протяжении семи лет работы мной активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мероприятия «Наум-грамотник» для детей старшей группы детского сада (по программе «Радуга»)
Опубликовано: 16 января 2015 в 22:44
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД