Получи документы

Сценарий мероприятия по этнокультурному образованию с детьми дошкольного возраста «Коренные народы Сахалина, их традиции»

Екатерина Калачёва
Сценарий мероприятия по этнокультурному образованию с детьми дошкольного возраста «Коренные народы Сахалина, их традиции»

Ход НОД

Организационный момент. Дети встают в круг и начинают занятие с приветствия «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, тонкий тополек!

Мы живем на Сахалине -

Этот остров есть в России!

Воспитатель: Ребята, как вы уже догадались, сегодня я хочу поговорить с вами о нашем острове. Как называется остров, на котором мы живем, наш город?

Дети: Остров Сахалин, город Южно – Сахалинск.

Публикация «Сценарий мероприятия по этнокультурному образованию с детьми дошкольного возраста „Коренные народы Сахалина, их традиции“» размещена в разделах

Воспитатель: Ребята, Сахалин – край многонациональный, рядом с нами живут народы разных национальностей. (Слайд 2)

Назовите, какие национальности вы знаете?

Дети: русские, армяне, корейцы, нанайцы и т. д

Основная часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о коренных малочисленных народах Сахалинской области, которые первыми стали жить на Сахалине - Нивхи, ороки (уильта).

Воспитатель: Нивхи - небольшой народ, населяющий остров Сахалин, нивхи в переводе означает «человек». Жили нивхи зимой в зимнем жилище «то - раф», похожем на полуземлянку деревянного строения, покрытое дерном с длинным входом. Зимние жилища строили на некотором расстоянии от берега, в местах, защищенных от ветра, ближе к тайге для удобства охоты. (Слайд 3)

Когда наступало лето, Нивхи переселялись в летние жилища «ке - раф», их строили на сваях по берегам и устьям нерестовых рек и на морском побережье. (Слайд 4)

Жили они небольшими группами. В семье жили родители и их сыновья, престарелые родичи или сироты. Жили они все дружно, помогая и заботясь, друг о друге. Хозяйство велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. (Слайд 5)

- Они занимались ловлей нерпы и сивуча, охотой на медведя, оленя, пушного зверя, сбором лесных ягод, орехов, рыболовством. (Слайд 6)

Физминутка: нивхская игра «Ручейки, реки, озера»

Звучит музыка в высоком регистре – это побежали ручейки.

Дети, сложив ладони и вытянув руки перед собой, быстро бегают по одному.

Звучит музыка в среднем регистре – это реки широкие.

Дети, цепляясь друг за другом, бегают в колоннах.

Звучит музыка в низком регистре – это озера глубокие.

Дети выстраивают несколько кругов по 5-6 человек.

Воспитатель: Другие самые малочисленные коренные народы Сахалинской области – это ороки (уилъта). (Слайд 7)

А вот от какого слова произошло название этого народа, вы отгадаете сами, разгадав народную загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

Дети: Олень.

Воспитатель: Молодцы! Название коренного народа произошло от слова – олень.

Я предлагаю вам поиграть в игру «У оленя дом большой» (дети встают в круг и повторяют движения с увеличением скорости)

У оленя дом большой.

Он глядит в свое окно.

Заяц по лесу бежит.

В дверь к нему стучит.

Тук-тук дверь открой

Там в лесу охотник злой.

Заяц, заяц забегай.

Лапу мне подай.

Воспитатель: Ороки, так же как и нивхи занимались охотой, рыболовством, сбором ягод и оленеводством. Олень был для них транспортным животным, источником пищи и сырьем для изготовления одежды и обуви. (Слайд 8)

Ороки представляют собой единый народ, имеющий свою общую национальную культуру. В бытовой и духовной культуре коренные народы сохраняют как современные, так и древние обычаи и традиции. Древним рыболовам и охотникам было свойственно одушевлять окружающий мир, то есть представлять явления природы (ветер, море, лес) живыми. Такое отношение к природе и окружающему миру нашло свое отражение в обрядах и поверьях. Одним из самых могущественных духов считался хозяин моря. С глубокой древности рыболовство занимало и занимает поныне важное место в традиционной жизни малочисленных народов Севера. Их жизнь во многом зависела от удачной путины. Путина обязательно начиналась с обряда «Кормления духа - хозяина воды». (Слайд 9, 10)

И сейчас ежегодно перед летней путиной проводится праздник-обряд «Кормление духа - хозяина моря». Ритуальный обряд проводят уважаемые люди - старейшины из числа коренных народов Севера. Они бросают в воду из корытца разные кушанья, упрашивая «хозяина воды» пригнать в сети как можно больше рыбы.

- Ребята, а вы знаете, какую рыбу ловят на нашем острове?

Дети: горбушу, кету, корюшку, красноперку, кунжу, камбалу.

Воспитатель: А вы ходили когда–нибудь на рыбалку? Если нет, то сейчас мы с вами отправимся ловить рыбу.

Подвижная игра «Удачный улов».

В начале игры одного участника выбирают «рыбаком». Остальные «рыбки». «Рыбак» гоняется за «рыбой». Пойманная «рыба» берет «рыбака» за руку и тоже становится «рыбаком». «Невод» «рыбака» начинает разрастаться, и, в конце концов, в нем оказывается вся «рыба».

Заключительная часть.

Рефлексия: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

С какими народами крайнего севера мы познакомились на занятии?

Как переводится название северного народа Нивхи?

Какой праздник любили отмечать Ороки?

Молодцы! Вы были внимательными, доброжелательными и активными.

Посмотрите, сколько разных народов живет на нашем острове Сахалин. Все они разные со своими обычаями и традициями. И чтобы наш родной Сахалин развивался и процветал нам всем необходимо жить в мире и дружбе, а значит уважать и сохранять традиции друг друга. (Слайд 11)

Прикреплённые файлы:

pril_i63hp.pptx | 1579,2 Кб
 
Публикации по теме:

Методическая разработка по этнокультурному образованию в ДОУ Содержание Введение….…. …3 Глава 1. Теория этнокультуры и толерантности…. …. 4 Глава 2. Работа с воспитанниками.

Сценарий мероприятия «Игры Батыра». Сохраним традиции наших предковСценарий мероприятия «Игры Батыра». Сохраним традиции наших предков Место проведения МБДОУ «Детский сад №129» г. Чебоксары Программное содержание: Повышать интерес к чувашским народным играм. Формировать.

Конспект занятия по этнокультурному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Царство Русской Березки» Пояснительная записка. Развитие ребенка уже с дошкольного возраста невозможно без этнокультурного воспитания. Прививая любовь к своей Родине,.

Конспект итогового мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в рамках кружка «Техномир» «Изготовление транспорта из различных видов конструктора для макета «Город». Цель: формировать представление детей о строении и назначении.

«Загадочный народ». Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе по теме «Народы России» Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России Задачи: формировать у детей уважительное, дружелюбное отношение.

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по России» Тема: «Путешествие по России». Цель: продолжать развивать у детей старшего дошкольного возраста наглядно-образное мышление с помощью дидактических.

Паспорт проекта «Народы России и мира» для детей старшего дошкольного возраста Паспорт проекта «Народы России и мира» Составила: старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №7» Ильина Р. М. Вид проекта: информационно –.

Программа по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки» Программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки» Актуальность. Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с.

Рекомендации для педагогов «Адаптационные мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста» Известно, что приход в детский сад, или переход из ясельной группы является для ребенка стрессовой ситуацией. В этот период нам, педагогам,.

Сценарий педагогического мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с чувашской народной сказкой» Программное содержание: Знакомство детей с чувашской народной сказкой «Мышка Вострохвостик»; Совершенствование диалогической речи: умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мероприятия по этнокультурному образованию с детьми дошкольного возраста «Коренные народы Сахалина, их традиции»
Опубликовано: 8 сентября 2018 в 13:21
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД