Анна Зеленская
Сценарий образовательной деятельности «Русская изба» для воспитанников подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной деятельности
для воспитанников подготовительной к школе группы.
Цель: сформировать у детей представление о русской избе.
Задачи:
Публикация «Сценарий образовательной деятельности „Русская изба“ для воспитанников подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
1. Образовательные – познакомить детей с избой как жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта, с традициями и обычаями русского народа; обогащать словарь детей народными загадками и новыми для них словами;
2. Развивающие – способствовать формированию у детей интереса к жизни крестьян, к бытовой культуре, развивать диалогическую и монологическую речь;
3. Воспитательные – формирование и развитие бережного отношения к старинным вещам и предметам быта, народным традициям и обычаям русского гостеприимства, интереса к фольклору.
Интеграция по образовательным областям : социально-коммуникативная, познавательная, речевая, физическая, художественно-эстетическая.
Методы работы:
1. Вербальный – беседа, рассказывание стихов и загадок;
2. Наглядный – внимательное рассматривание иллюстраций и старинных вещей;
3. Практический – Игра «Что было, что стало».
Необходимое оборудование и материалы: русская изба (уголок в музыкальном зале) с предметами быта – деревянный стол со скатертью, красивая расписная посуда, самовар, картинки с изображением русского быта, шкатулка с вещами.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами будем заниматься….Ой, погодите! По-моему, к нам кто-то идёт!
Под песню «Русская изба» (в исп. Марии Пахоменко) воспитатель достаёт куклу в русском народном костюме, пританцовывает, кружится.
- Здравствуйте, ребята! /дети здороваются в ответ/ Меня зовут Хозяйкой русской избы, и я приглашаю вас в гости, очень жду!
Воспитатель : Так что же, ребята? Отправимся в гости к этой красивой хозяюшке, такой приветливой и дружелюбной?
Дети: Да!
Воспитатель : Нас пригласили в избу. А что такое изба? /ответы детей/ Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Поэтому в путь! – выходят из группы, проходят в музыкальный зал.
Воспитатель : Ребята, смотрите! Что это у нас с вами на пути?
Дети: Камень!
/Раздаётся запись фонограммы/ : «Здравствуйте, ребята! Я – волшебный камень из русской народной сказки про Василису! А вы знаете, почему сказка называется русской народной?
Дети: Да, знаем! Она так называется потому, что написал её русский народ!
Воспитатель : правильно, ребята! В России – или, как говорили раньше, на Руси слагали много разных сказок, былин, интересных историй.
Камень: тогда слушайте меня внимательно, а я вам так скажу – надо выбрать правильный путь. Немного помогу вам, запоминайте: налево пойдёте – далеко не уйдёте, прямо пойдёте – много интересного найдёте, направо пойдёте – в коридор попадёте! Выбирайте, куда же вам нужно!
Дети выбирают: мы пойдём прямо, хотим увидеть и узнать интересное!
Камень: В добрый путь, ребятушки!
Воспитатель : Ребята, надо поблагодарить волшебный Камень за подсказку! Ну-ка, скажем дружно!
Ребята: Спасибо!
Идут прямо, и тут снова звучит песня «Русская изба», появляется кукла Хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать! Заходите в горницу! Да-да, в горницу! На Руси горницей называли самую красивую комнату, в которой принимали гостей. Проходите, не стесняйтесь! Усаживайтесь прямо на лавки да устраивайтесь поудобнее!
Дети осматриваются, рассаживаются.
Воспитатель : Ребята, как следует рассмотрите обстановку и скажите мне, что есть в горнице нового, а что похоже на привычные вам предметы.
Дети перечисляют: сарафан, самовар, деревянная расписная посуда, сундук с крышкой.
Воспитатель : Сарафан – это старинная русская одежда, внимательно рассмотрите его, как он выглядит. А пока рассматриваете, заодно и загадку послушайте да отгадайте, о чём она! Стоит толстяк, кипит, всем чай пить велит – это что такое?
Дети: Самовар! А сверху на нём чайник маленький!
Воспитатель : Всё верно, в самоваре согревалась вода, а в маленьком чайнике заваривался чай, у него даже название такое – заварник. Посмотрите на самовар и скажите мне, какой он?
Дети: Блестящий, с круглыми боками, на ножках, весь блестит, железный!
Воспитатель : Всё верно. Ну а теперь попробуйте отгадать, что же за предмет такой диковинный? – подходит к прялке, крутит колесо.
Дети: Это прялка, она есть на картинках в книге сказок!
Воспитатель : Отгадали! Молодцы! Прялка являлась одним из самых важных предметов быта на Руси-матушки, о ней русский народ даже слагал поговорки:
- без прялки – не пряха, без иглы – не портной;
- у ленивой пряхи нет про себя рубахи;
- чтоб рубаху нам соткать, надо прялку намотать.
Дети рассматривают прялку. Вдруг звучит плач младенца.
Воспитатель : Ребята, поглядите! У нас здесь колыбелька, а в колыбельке – малышка! Машенька, покачай её, чтобы она успокоилась.
Девочка берёт куклу, качает.
Воспитатель : Есть у людей очень давний обычай – когда ребёнок появляется на свет, родители дают ему имя. Какие старинные имена вам известны?
Дети: Демид, Аглая, Игнат, Ефим, Меланья.
Воспитатель : Давайте мы с вами дадим имя нашей малышке! Предлагаю имя Алёна, оно является древнерусским и означает «алая», «красивая». Когда родители называли свою дочку таким именем, то хотели, чтобы их Алёнушка была красивой и счастливой. Посмотрите в сундучок, здесь находятся вещи для Алёнки.
Открывают сундук, рассматривают вещи.
Воспитатель : Смотрите, что это? – Уголёк, зерно, монетка.
Воспитатель : Кто знает, для чего они нужны Алёнушке?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель : Давным-давно эти вещи клали в корытце с водой, когда ребёнка купали в первый раз.
- Дима, пожалуйста, положи его в корыто со словами «Привыкай к домашнему теплу»;
-Милана, возьми зёрнышко и положи его в корыто со словами «Будь всегда сыта»;
- Оля, возьми монетку и положи в корыто со словами «Будь всегда богата!»
- Макар, неси мне нашу малышку! Клади её в корыто!
А теперь все вместе повторяем слова:
Тили-тили, тили-тили, мы по воду все ходили!
Воды для Алёнки полное ведёрко!
Мыли-мыли-мыли-мыли, бело-набело отмыли!
Лишь голова черным-черна.
Будет чистеньким малыш, вырастет у нас крепыш!
А что делали потом?
Дети: Одевали, в красивую рубашечку.
Воспитатель : Правильно. Вещи хранятся в сундуке, а у сундука крышка закрывается – это зачем?
Дети: Чтобы вещи не пылились!
Воспитатель : Молодцы, вы знакомы с аккуратностью! Давайте рассмотрим рубашечку как следует.
Воспитатель вынимает из сундука рубаху: Смотрите, ребята, это самая настоящая русская рубаха. Её шили из льняной ткани, потому что в старину лён считался лечебным/целебным материалом, тело в нём словно дышало благодаря натуральности льна. Ребята, а почему рубаха такая нарядная да красивая?
Дети: Потому что на ней всякие узоры!
Воспитатель : Согласно поверью народному, вышитые на одежде узоры служили оберегом, то есть защитой от всяческих злых сил. Узоры-обереги располагались в определённых местах (рукава, горловина, защищая тем самым руки и сердце человека. А ещё со стародавних времён принято дарить подарки малышам. Как считаете, ребята, что нужно подарить Алёнушке?
Звучат варианты ответов, предлагается подарить ей рубаху.
Воспитатель : Приглашаю всех вас в мастерскую, пройдём туда через полянку, а на полянке остановимся и немного разомнёмся /физминутка/ :
Встало солнышко с утра, и ушли мы со двора!
Мы топтались по полянке,
Землянику собирали, веселились и играли!
Ой, что-то страшно загремело! Начинается гроза!
Затем дети проходят в проходят в другую часть музыкального зала, где стоят столы и стулья, на столах – бумажные заготовки и стаканчики с карандашами.
Воспитатель : Ребята, какие же мы с вами молодцы, в мастерскую успели, не промокли! А сейчас займёмся делом. Занимаем места за столом. Скажите, чем рисовали на Руси?
Дети: Угольками, пером.
Воспитатель : Верно! И мы с вами сейчас будем рисовать, только для этой цели нам с вами вполне сгодятся карандаши. Какой цвет выберем для узора на рубашке? /ответы детей/. Прекрасно, приступаем к работе.
Звучат русские народные песни, дети рисуют
Воспитатель : Ребята, давайте рассмотрим, что же у нас получилось /дети объясняют, какие формы узоров и цвета они используют/
Рефлексия.
Воспитатель : Итак, дети, где мы с вами побывали сегодня? /ответы детей/;
Что нового увидели? /ответы детей/.