Светлана Осокина
Сценарий образовательной деятельности с детьми средней группы «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной деятельности с детьми средней группы
на тему: «Воздух - невидимка»
Составили: воспитатель Осокина С. Ё
Образовательная область «Познание»
• Развивать исследовательскую деятельность детей.
Публикация «Сценарий образовательной деятельности с детьми средней группы „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
• Обогащать сенсорный опыт знакомя с воздухом (воздух прозрачный, бесцветный, невидимый)
• Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, фиксировать полученные впечатления в речи; самостоятельно обследовать объект.
• Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
• Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни.
• Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, расширять свой кругозор
Образовательная область «Физическая культура»
• Усилить функцию дыхания, через упражнения на дыхание.
Образовательная область «Коммуникация»
• Формировать умение более точно отражать особенности и свойства воздуха.
• Пополнять и активизировать словарь (лопасти, жернова, дирижабль).
Образовательная область «Социализация»
• учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Предварительная работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
- изготовление корабликов с парусами.
- словарная работа (Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.)
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
-птички на верёвочках (по количеству детей);
-магнитная доска с магнитами;
-картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами;
- картинки с лицом: надутыми щеками и открытым ртом;
-мультемедийная установка со слайдами;
-цветные круги на полу (по количеству детей);
- сундучок;
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
- сосуд – «море» для корабликов;
- коробка со сдутыми воздушными шарами;
- ТСО: слайды, картинки к дидактической игре,
Ход занятия.
В группу входит Клоун Тюля (инструктор по физической культуре) с коробкой в руках:
- Ребята, смотрите, что у меня есть (показывает коробку с шарами, пойдёмте в зал, украсим его и будем играть! Тюля уходит в музыкальный зал.
Дети вместе с воспитателем идут в музыкальный зал. В зале клоун Тюля развешивает не надутые воздушные шары.
Тюля обращает внимание на детей : Посмотрите, как красиво я украсил зал цветными шарами!
Воспитатель: Постой, Тюля, что-то ты не то делаешь.
Тюля: Как не то? Да всё то, вон какие шарики- фонарики: жёлтые, зелёные, красные.
Воспитатель: Ребята, что не так делает Тюля? Объясните ему.
Дети: Шары надо надуть, а потом украшать зал.
Тюля: Как надуть, чем надуть?
Дети: Воздухом.
Тюля: Каким это воздухом. Где он находится? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! Что же делать, где же его взять? Помогите мне, ребята, скорее.
Воспитатель: Ну, что поможем!
Дети: Поможем!
Воспитатель: Скажите, ребята, Тюле, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Тюля: Вот и я говорю, нет его!
Воспитатель: Погоди, погоди, Тюля! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Тюля: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Тюле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт №1. С полиэтиленовыми пакетами.
Дети подходят к столам, на которых находятся полиэтиленовые пакеты. Тюля тоже вместе с детьми участвует.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что в пакете?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Тюля! Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в мешочек, а потом выпустили его.
Тюля: Здорово! И, правда, пакет был полон воздуха. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Воспитатель: А мы сейчас, Тюля, проверим.
Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Дети подходят к столам, на которых стоят стаканчики с водой и трубочкой, располагаются за ними. Тюля принимает участие в опыте.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: А как вы думаете, что же это за пузырьки?
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Вот видите! Воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Чтобы подуть ещё раз, мы сначала вдохнем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Давайте ещё попробуем.
Тюля: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт №3.
Воспитатель: Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос (дети выполняют). Что вы чувствуете?
Дети: Мы не можем дышать.
Воспитатель: А почему?
Дети: Рот и нос закрыт.
Воспитатель: Это просто каждая клеточка вашего организма взбунтовалась - пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем.
Тюля: Ребята, а я не умею правильно дышать.
Воспитатель: А мы тебя научим.
Дыхательные упражнения «Птичка полетела»
Воспитатель:
Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Мне его ты покажи.
Дети садятся в круг по-турецки вокруг воспитателя, Тюля тоже. Ребята берут в руки готовых плоскостных птичек на верёвочке, поднимают их на уровне глаз и делают дыхательное упражнение: короткий вдох и продолжительный выдох, при выдохе губы сложены трубочкой. Птичка на верёвочке вибрирует. Повторяют 2-3 раза.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, птичка на верёвочке шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра.
Тюля: Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Воспитатель: Тюля, мы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ребята, а давайте устроим ветер!
Дети: Да.
Игра «Кораблики»
Дети подходят к ёмкости с водой и запускают кораблики в воду.
Воспитатель: А что же надо сделать, чтобы кораблик поплыл?
Дети: Подуть.
Воспитатель: Когда мы дуем, получается ветерок, он помогает плыть нашим корабликам. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Тюля: Здорово, кораблики плывут! Интересно, а кому ещё нужен воздух?
Дети: Деревьям, животным. (Если дети затрудняются, воспитатель задаё т им наводящий вопрос: Кто ещё дышит воздухом)
Тюля: Я думаю, в этом вам поможет мой сундучок.
Проводится дидактическая игра: «Кому нужен воздух».
В сундучке находятся карточки с изображением предметов.
На магнитной доске, разделённой на две части, находятся два лица: с открытым ртом и надутыми щеками. Дети, у кого на карточке предмет, нуждающийся в воздухе, прикрепляет карточку к лицу с открытым ртом. Не нуждающиеся – к лицу с надутыми щеками.
Дети мотивируют свои решения.
Тюля: Вот спасибо, помогли мне разобраться. Воздух есть внутри нас, снаружи, воздухом дышим, а как ещё его можно использовать?
Воспитатель: Об этом мы сейчас узнаем. Усаживайтесь по удобней и слушайте и смотрите.
Показ слайдов с изображениями использования воздуха.
Ветряная мельница.
Воздушный змей.
Парусник.
Воздушный шар.
Полёт дирижабля, вертолёта, самолёта.
Тюля: Вот здорово, вот какой воздух, даже самолёты держит.
Тюля: Как много мы узнали о воздухе. Вот спасибо! Теперь могу и шарики заполнить воздухом.
Воспитатель: Давайте напомним Тюле о воздухе :
- Где находится воздух?
Дети: Что воздух постоянно нас окружает.
- Какой он?
Дети: Он бесцветный.
- Как можно увидеть воздух?
Дети: Чтоб увидеть воздух, его надо поймать.
- А где ещё находится воздух?
Дети: Что воздух есть даже внутри людей.
- Для чего и кому нужен воздух?
Дети: Без воздуха ничто живое не может жить.
- А что нового мы ещё узнали о воздухе?
Дети: Узнали как правильно дышать и следить за дыханием.
Тюля: А я знаю, где ещё спрятан воздух!
Воспитатель: Где, Тюля?
Тюля: В мыльных пузырях. И хочу вам их подарить.
Воспитатель: Спасибо. А в следующий раз мы узнаем о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо. И ещё о том, как можно на воздушных шарах путешествовать по воздуху.
Тюля: А можно я ещё к вам приду?
Воспитатель: Приходи, Тюля. А мы отправимся в группу и расскажем родителям о том, что мы узнали о воздухе.