Сценарий родительского собрания «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»

Гудкова Наталья Сергеевна
Сценарий родительского собрания «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»

Оглавление:

Аннотация…. 3

Введение…. 3

Основная часть…. 4

Заключение…. 9

Список литературы…. 10

Приложение…. 11

Аннотация

Особенно важной и мало разработанной в современной российской науке и практике является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком не только угрожает его физической жизни.Оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т. д. Жестокоеотношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: до 10 % жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Данная разработка может быть использована воспитателями и учителями дошкольных, школьных учреждений.

Введение

Подчеркивая актуальность изучения насилия, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, агрессия и жестокость по отношению к детям сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Страшно, если они впоследствии ведут к совершению противоправных действий, к преступлениям, процент которых последние годы неизменно растет.

Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей школьного возраста, доминирование культа «успехи через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различных форм насилия.

Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия. Чтобы предотвратить последствия жестокого обращения, необходима профилактика правонарушений в отношении несовершеннолетних, решения проблем, которые обеспечат благополучное взаимодействие детей и родителей.

Цель: профилактика жестокого обращения в семье

Задачи:

- Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми;

- Выявить детей, с признаками жестокого обращения. Выявление родителей, нарушающих права своих детей;

- Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, разрешение конфликтов;

- Дать рекомендации эффективного воспитания без применения насилия;

- Содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.

Оборудование: проектор, диктофон с записью, памятки, буклеты.

Основная часть:

Подготовка к проведению собрания. Проведение анкетирования родителей, тестирования Методика измерения родительских установок и реакций (РАRY, диагностика состояния агрессивности Опросник Басса-Дарки. Проведение опроса среди детей (аудиозапись «Какое наказание для меня самое страшное, и какое поощрение более желаемое?»). Проведение проективной методики «Рисунок семьи». Создание процентных диаграмм по результатам тестов.

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Данная информация – не попытка обвинить кого-либо из Вас в жестокости и насилии по отношению к собственному ребёнку. Мы понимаем, что воспитание детей очень сложная жизненная задача каждого, кто стал мамой или папой. И именно поэтому, подходя к решению этой важной задачи, каждому из нас, родителей, необходимо в первую очередь, приложить своё терпение, любовь, и, конечно же, уважение к хрупкой жизни ребёнка, которая долгое время находится в наших руках и зависит от нас.

В современном мире все острее стоит вопрос об отношении взрослых к детям, о всплесках жестокости по отношению к детям, о потере семейных ценностей, о толерантности в семье. Мы собрались сегодня обсудить с вами эти проблемы.

Научными исследованиями установлено,что:

насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;

ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;

для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс. - самоубийство;

более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

Любое действие или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в результате, которого причиняется вред его физическому или психическому здоровью, создает условия, мешающие его оптимальному развитию.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Пренебрежение основными потребностями ребенка

Постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

Последствия жестокого обращения с детьми

Возраст Реакция на психологическую травму

Дети от 0 до 3-х лет Характерны страхи, спутанность чувств. В поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми.

Дошкольники

(3-6 лет) Тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности. Пассивная реакция на боль, болезненное отношение к критике, замечаниям, негативизм, лживость, воровство, агрессия.

Дети младшего школьного возраста

(7-11 лет) Страхи, чувство стыда, недоверие к миру. Стремление скрыть причину повреждений и травм, ощущение одиночества, отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение.

Средний школьный возраст

(11 – 15 лет) суицидальные попытки;

сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия.

Подростки

(15-18 лет) побеги из дома;

суицидальные попытки;

употребления алкоголя, наркотиков;

низкая самооценка

депрессии;

нарушение межличностных отношений

уход в религиозные секты, неформальные группы с криминальной направленностью;

агрессивное, преступное поведение детей;

Какой урок выносит ребенок из жестокости?

• Ребенок не заслуживает уважения.

• От взрослых нет защиты.

• Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно учит ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).

• Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать.

• Насилие - это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).

• Отрицание чувств - нормальное здоровое явление.

Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

1. Насмешками над слабыми и беззащитными.

2. Драками со сверстниками.

3. Унижением девочек, символизирующих мать.

4. Плохим отношением ко взрослому.

5. Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева.

Специалисты утверждают,что физические наказания:

Учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.

• Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.

• Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

«По исследованиям организации «Женщины против насилия» в 70% семей бьют детей, если в детстве подвергался насилию отец. В 100% семей, если подвергалась насилию мать.

Так что же все таки делать?» - спросите Вы.

Чем заменить наказание

1. Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

2. Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

3. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Если ли Вы,все же решили наказать ребенка:

Семь правил, которые надо учитывать при наказании

Правило первое – наказание не должно причинять вреда – физического или психического.

Правило второе – нельзя наказывать «для профилактики», наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите.

Правило третье –наказание должно быть одно: даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все, применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо.

Правило четвертое –наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде, либо нарушать данные ему ранее обещания (если это н было специально оговорено).

Правило пятое – наказание должно следовать сразу за «преступлением»: нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил давно, пусть даже вы узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией,его нельзя растягивать надолго: натворил – наказали – и точка.

Правило шестое –наказание должно быть справедливым и ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка: ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не демонстрация родительской власти и превосходства.

Правило седьмое – наказание не должно быть шантажом, нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать,что вы будете огорчены его поведением: если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать.

Родителидолжны не только ставить себе вопрос: какого ребёнка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь?

Педагог-психолог: Предлагаю Вашему вниманию результаты проведённого опроса и тестирования (Результаты раздаются в конвертах, под кодовым числом). Полученные данные выражены в виде процентной диаграммы на слайде презентации. (Анализ полученных данных, выявление в группе общего показателя агрессивности среди родителей, а также предпочитаемых родительских установок).

А сейчас я хотела предоставить вашему вниманию аудиозапись,в которой дети отвечают на вопрос: «Какое наказание для меня самое страшное, и какое поощрение более желаемое?», а также мы рассмотрим рисунки ваших детей на тему «Рисунок семьи».

А сейчас прошу посмотреть на экран, где будет представлена презентация. (Просмотр презентации «Профилактика жестокого обращения с детьми»).

Под музыку входят дети и читают стихотворения

1-й ребенок

Появились мы у вас, Чтоб доставить радость враз

Папе, маме, бабе, деду,

Президенту и соседу.

2-й ребенок

Чтобы крепко нам дружить,

Чтобы Родину любить,

Вам на радость подрастать

И мечтать, мечтать, мечтать.

3-й ребенок

Только взрослые пусть помнят

Мы еще ведь малыши,

Нас наказывать не нужно

Пошаливших от души.

4-й ребенок

Пусть у всех детей на свете

Будет свой уютный дом,

Будет папа, будет мама

И конечно счастье в нем

Конечно, не всякая семья имеет опыт в воспитании детей, но дорогу одолеет идущий, почаще заглядывайте в глаза своих детей, умейте разговаривать друг с другом, дарите ласку и заботу близким, берегите семейные взаимоотношения, поддерживайте семейные традиции, своим личным примером в отношении к старшим членам семьи формируйте отношение в своих семьях.

А результатом всего этого для вас будет здоровый и счастливый ребенок, и ваша беззаботная старость.

Заключение

Данная разработка позволила актуализировать вопрос жестокого обращения с детьми, выявить родителей с признаками жестокого обращения, позволила родителям пересмотреть свое отношение к детям, создать условия для улучшения взаимоотношений родителей и детей.

Список используемой литературы:

1. Алексеева Л. С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2003. №4. С. 34-37.

2. Доронова Т. Н., Жичкина А. Е., Голубева Л. Г., Князева О. Л., Соловьева Е. В., Aбpaмваea Т. В., Панкратова Г. Н. «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. —Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Обр.

3. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям // Под редакцией Сафоновой Т. Я., Цымбала Е. И. М., 2001. - ст. 8,25,31,32,36,40.

4. Закирова В. Н. Развод и насилие в семье – феномены семейного неблагополучия // Социологические исследования. 2002. №12. С. 19-23.

5. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. Российское педагогическое агентство. 1997.

6. Козлова Г. Л., Мирейчик Л. Н., Пряхина М. В. Насилие над детьми. Его виды и возможности предупреждения. Мн., 2003. 76 с.

7. Островская А. Ф. «Надо ли наказывать детей?» М., «Просвещение»,1967г.

8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. –Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. – 672с.

9. Фурманов И. А.Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. — Мн.: Ильин В. П., 1996. — 192 с.

Приложение

Анкетирование родителей

1. Если Ваш ребенок провинился, какие наказания Вы используете.

2. Какие используете поощрения?

4. Едины ли Ваши требования в семье при воспитании?

5. Можете ли Вы извиниться перед ребенком, если были не правы?

6. Какие взаимоотношения с ребенком предпочитаете?

7. Какие результаты Вы ожидаете от наказания?

8. Как Вы относитесь к просмотру ребенком телепередач?

9. В каком режиме работает телевизор в доме (постоянно, в фоновом режиме, редко, смотрим только тогда, когда позволяет время, стараемся не включать вообще?

10. Какую мультпродукцию Вы считаете должен смотреть ребенок?

11. Существуют ли семейные просмотры или ребенок смотрит телевизор один? Как часто?

12. Любимые мультфильмы Вашего ребенка?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Профилактика жестокого обращения с детьми (выступление на общесадовском родительском собрании) Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми в семьях. Задачи: - привлечь внимание родителей к проблемам современных взаимоотношений.

Алгоритм построения работы в ДОУ при возникновении случаев жестокого обращения с детьми Актуальность усиления профилактики защиты детей от жестокого обращения и насилия в семье связана с тем, что насилие в семье оказывает негативное.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения родителей с детьми» Консультация для родителей. «Профилактика жестокого обращения родителей с детьми». Жестокое обращение с детьми является чрезвычайно сложной.

Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать – есть желание мести». Л. Н. Толстой.

Методическая разработка мероприятия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми .

Организация мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми в младшей группе Слайд 1. Организация мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми в 1 младшей группе. Актуальность: проблема обеспечения для.

Профилактика жестокого обращения с детьми Если Вы заметили признаки жестокого обращения с ребенком необходимо принять меры по оказанию ему помощи - сообщить руководителю образовательного.

Работа педагога-психолога с семьёй по профилактике жестокого обращения с детьми ДОО 1. Жестокое обращение с детьми: что это такое?Жестокое обращение с детьми (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет).

Статья «Влияние психологически жестокого обращения с детьми в семье на развитие личности ребенка» Психологически жестокое обращение с ребенком является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем сопровождают человека.

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми и сексуального насилия Тренинговое занятие для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми и сексуального насилия: «Сказки учат многому…» Автор- составитель:.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Сценарий родительского собрания «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»
Опубликовано: 8 февраля 2018 в 18:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Мастер-класс по изготовлению подарка для мамы «Шляпа»
Праздник 8 марта – международный женский день. В этот день принято дарить милым женщинам подарки. По традиции, накануне праздника, вместе с детьми делаем...
Фотоотчет о проведении утренника «С праздником 8 Марта, милые мамы!»
Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступила весна, а вместе с ней к нам пришел первый весенний праздник. Весной в марте наступает один из самых нежных,...
Детский мастер-класс по конструированию из бумаги «Тюльпаны в технике оригами»
Мастер – класс "Тюльпаны" может быть полезен: детям старшего дошкольного возраста, воспитателям детских садов, преподавателям дополнительного...