Емельянова Ольга Александровна
Сценарий родительского собрания «Трудовое воспитание дошкольника в современных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН СОБРАНИЯ :
1. Приветственное слово.
2. Просмотр презентации «Трудовое воспитание дошкольника в современных условиях»
3. Обсуждение презентации. Игра «Бубен»
4. Как ребёнку привить любовь к труду.
5. Рефлексия. Игра «Весёлый бубен»
6. Памятка «Праведный труд»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОБРАНИЯ
1. Приветствие.
Публикация «Сценарий родительского собрания „Трудовое воспитание дошкольника в современных условиях“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Добрый вечер уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе. Спасибо вам, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу.
«Лучшая форма наследства, которую оставляют родители своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование. А воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья» К. Д. Ушинский.
Сегодня нам бы хотелось поговорить о труде.
Запечатление трудового действия начинается с младенчества. В семье ребенок усваивает для будущей жизни одно из двух - труд или праздность. От того, что он усвоит в дошкольном детстве, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. В традиционной русской семье родители были настроены на то, чтобы воспитать себе помощников. Наиболее оптимально обретение труда земного происходит в сельской местности. Здесь и земля, и живность заявляет свою нужду на заботу человека, напоминают о себе и ближние родные люди. В нелегком труде объединялась вся семья земледельца. Много прилежания и терпения нужно было для крестьянских работ, но немало требовалось знаний и опыта. Несмотря на усталость, был он очень весел. Отчего так? Земледелец знал: что посеешь, то и пожнешь, а летний день год кормит. Работы он не боялся: он вырос на трудах. Крестьянин чувствовал, что его трудом кормится не одна семья, а весь мир. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются в человеке на всю жизнь. Навык в труде - тоже. Привык к работе, и работа будет доставлять радость. А это так важно для человеческого счастья!
2. «Трудовое воспитание дошкольника в современных условиях»
(презентация, родители смогут увидеть, какие трудовые поручения их дети выполняют в детском саду)
3. Обсуждение презентации
4. Как привить любовь к труду.
Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.
Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.
Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву" : всю домашнюю работу берут на себя.
– Почему я! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.
Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить ничего не делая.
И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.
Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.
Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.
Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчёшься, разве это мужское дело?".
В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование : "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т. е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств.
Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?
Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.
Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.
Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.
Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.
5. Рефлексия. Игра «Весёлый бубен»
А сейчас нам бы хотелось послушать вас, ваши рассказы о том, как вам помогают дети дома? Какие трудовые поручения они выполняют? Тянутся ли они к труду? Через труд учим заботиться об окружающих. А помогать нам будет «веселый бубен» (передаем под музыку бубен у кого остался тот и говорит, родители рассказывают, как привлекают своих детей к труду дома, какие способы и методы используют при этом)
Уважаемые родители не забывайте, что возраст 4-5 лет наиболее благоприятный для формирования способности трудиться.
6. Раздать памятки «Праведный труд»
*Давая поручение ребенку, подумайте по силам ли оно ему.
*Уважайте своего ребенка. Заранее договаривайтесь с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать.
*Не забывайте хвалить ребенка за хорошо выполненные поручения. Если вы довольны результатом выполненной работы, не спешите высказать ребенку о своем недовольстве, попытайтесь понять причину. Подскажите ребенку, как надо лучше сделать в следующий раз.
*Старайтесь быть последовательными в своих требованиях.
*Прежде чем поручить что- либо ребенку, покажите ему образец правильного выполнения. Научите этому своего ребенка, несколько раз выполните это поручение вместе.
*По чаще используйте игровые моменты в трудовом воспитании.
*Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам трудовой деятельности.
*Рассказывайте детям о своей работе и о работе близких людей.
*Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.