Васильева Наталья Андреевна
Сценарий итогового родительского собрания в первой младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий родительского собрания в первой младшей группе детского сада «Первый год в «Очаровашках».
Разработчик: Васильева Н. А., воспитатель.
Участники: Родители воспитанников.
Количество участников: 15-20 человек.
Место проведения: группа.
Время проведения: май 2016 г.
Длительность: 1 час 30 минут.
Публикация «Сценарий итогового родительского собрания в первой младшей группе детского сада» размещена в разделах
Ход собрания:
Уважаемые родители. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы оценить результат нашей работы за год.
Цель, задачи и план собрания вы видите на экране.
Работа велась целый год, поэтому есть возможность увидеть результат адаптации детей, их деятельности и работы педагога.
Обратимся к толкованию слова «очаровашки». Заглянем в словарь Владимира Ивановича Даля. Мы выбрали свои ключевые слова из этого определения, которые берем за основу мягкой адаптации наших воспитанников.
1)Анализ анкет, сравнение результатов с результатами начала года.
А) Анкета в начале года:
Анкета для родителей.
В ясельной группе детского сада Ваш ребенок попадает в новую обстановку, в большой детский коллектив, сталкивается с незнакомыми взрослыми. Для того чтобы переход ребенка в новые условия был более безболезненным, просим ответить на следующие вопросы:
1. ФИ ребенка___
2. С каким настроением ребенок идет в детский сад?___
___
3. Как ласково его называют дома?___
4. Подвержен ли частым простудным заболеваниям?___
5. Какую пищу не любит?___
6. Есть ли диатез?___
7. Имеются ли другие хронические заболевания?___
8. Спит ли ребенок дома?___
9. Умеет ли самостоятельно:
- одеваться___
- умываться___
-раздеваться___
- пользоваться туалетом (горшком)___
10. Умеет ли самостоятельно и аккуратно есть?___
11. Умеет ли самостоятельно играть?___
12. Любимые игрушки ребенка___
13. С желание ли делится игрушками с детьми?___
14. Охотно ли вступает в контакт:
- с детьми своего возраста?___
- с незнакомыми взрослыми?___
15. Проявляет ли интерес к окружающему миру, задает ли познавательные вопросы?___
16. Изменилось ли поведение дома ребенка в связи с началом посещения детского сада? Как?___
17. На какие темы Вам нужна консультация специалистов (психолога, логопеда, медицинского работника)___
___
18. Ваши пожелания и предложения___
___
СПАСИБО ЗА ВНИМАТЕЛЬНОЕ ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТЫ.
Б) Анкета в конце года
Анкета для родителей : «Адаптация ребенка к ДОУ».
1. Фамилия, имя и дата рождения ребенка.
2. Посещал ли ребенок до этого группу кратковременного пребывания, центр игровой поддержки ребенка, центр развития для детей?
3. Как долго Ваш ребенок посещал детский сад? Эту группу?
4. Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?
• Да
• Нет
• Скорее нет, чем да
• Скорее да, чем нет
• Не знаю
5. С каким настроение ребенок идет в детский сад?
• С хорошим
• Со слезами
• По-разному
• Отказывается идти в сад
6. Нравится ли ребенку воспитатели группы, которую он посещает?
• Да
• Нет
• Не очень, ребенок находится в напряжении, когда общается с воспитателями
• Скорее да, чем нет
7. Есть ли у ребенка предпочтения в общении с воспитателями?
• Да, легче идти на контакт только с одним воспитателем
• Нет, общается одинаково трудно
• Нет, общается с обоими воспитателями группы одинаково легко
8. Какие индивидуальные особенности Вашего ребенка необходимо учитывать воспитателям?
• Подвижность
• Любознательность
• Стеснительность
• Обидчивость
• Упрямство
• Двуязычие
• Сосание соски
• Плаксивость
• Тревожность
• Раздражительность
• Склонность к уединению
• Неуверенность в себе и в своих силах
• Свой вариант
9. Что изменилось в Вашем ребенке за время посещения ДОУ?
• Стал самостоятельным
• Стал организованным
• Стал общительным
• Стал замкнутым
• Стал агрессивным
• Стал доброжелательным
• Стал скованным
• Чаще плачет, капризничает
• Увеличился словарный запас
• Ничего не изменилось
10. Придерживаетесь ли Вы дома режима дня, организованного в детском саду?
• Да
• Нет
• Периодически
• Не считаю нужным
11. На Ваш взгляд, Ваш ребенок адаптировался к новым условиям в саду?
• Да
• Нет
• Затрудняюсь ответить
12. Консультации каких специалистов Вы хотели бы получить с целью повышения уровня психологического комфорта?
Педагог-психолог Инструктор по физической культуре
Учитель-логопед Медицинская сестра
Дефектолог Всех
Социальный педагог Другого специалиста
Музыкальный руководитель
2) Выступление воспитателя: «Первый год в «Очаровашках». Фотоотчет - в презентации к собранию.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе созданы условия для разных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, творческой и познавательно-исследовательской).
Каждый уголок группы имеет свой значок, ребята легко могут ориентироваться по ним.
«Уголок театра». Прежде всего мы начали с театрального уголка и уголка «Наряжайка», поскольку именно театральная, ролевая деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу. Здесь размещается ширма, маски и костюмы для театра-маскарада, театральные аксессуары, театр настольный. Так развиваем творческие способности и воображение детей.
«Уголок развития речи». Уголок развития речи. Тесно связан с театральным. Это книжный уголок и сюжетные картинки со сказочным фоном, пробуждающий желание читать вслух, «проговаривая» картинки. Уголок содержит дидактические игры на развитие речи, диафильм, диктофон. На занятиях материал уголка активно используется, помогает расширять словарный запас ребят и диалогическую речь.
«Узнавайка». В уголке развития логики и моторики представлен материал для логических игр (пластмассовый конструктор разных видов, пирамидки, кубики, домино, настольные игры). Содержимое уголка позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, индивидуально, позволяет организовать «строительство» на ковре, либо на столе. Здесь же дидактические игры на развитие логики, моторики.
Плюс к уголку - удобно расставленные столы, учебная магнитная доска. Вместе – полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Во-первых, это «мастерская» для занятий продуктивной деятельности, во-вторых, «лаборатория» - для занятий познавательно-исследовательской деятельностью, в-третьих, место для свободной деятельности. Уголок содержит дидактический материал для занятий.
«БДД». Уголок БДД – это одна большая сюжетно-ролевая игра с необходимыми атрибутами: транспортные средства разных цветов, размеров, назначений, светофор Степа, пешеходы, пешеходный переход, дидактические игры.
«Лаборатория роста». Уголок элементарных опытов и экспериментов. Цель: развивать познавательную активность, обогащать представления об объектах неживой природы, развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
«Музей воздуха». Это часть лаборатории. Дети любят задавать вопросы, а воспитатели должны достойно отвечать на них. Как объяснить ребенку, почему улетает перышко, когда на него подуешь? В нашем «Музее воздуха мы можем получить ответ на этот (и не только) вопрос не только легко, но и увлекательно. Мы можем «поймать» воздух в пакет, пощупать его. Музей оборудован воздушными шариками, вертушками, веерами, перышками… Также есть парусник, мыльные пузыри, бумажный змей. Экспонаты активно используются в образовательной деятельности.
«Музыкальный уголок». Оснащен стандартными музыкальными инструментами (бубен, барабан, гитара, а также колокольчиком, свистулькой, погремушками, шумовыми игрушками. Эти инструменты активно используются на занятиях, в самостоятельной деятельности детей. Ансамбль «Очаровашки» - душа группы.
«Семейный». Уголок «Семейный». Помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций и закрепляет знания об окружающей действительности. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть в разных вариантах «в семью». Здесь собраны игрушки, которые знакомят ребят с окружающим миром и миром быта: куклы разного размера, сумки, посуда, кухня, муляжи продуктов, диваны: для ребят и для кукол, кресла, коляски, качель, детская аптечка, набор инструментов.
Салон красоты «Очаровашки» идеально вписался в уголок. Цель - учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера, мастера, называть их, развивать диалогическую речь, воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу.
Уголок «Природы». Содержит в себе 3 составляющих: режимные моменты дня, времена года, календарь природы. С помощью этого мы обучаем детей ходу времени, режиму дня, следим за изменениями в природе.
«Уголок уединения и примирения…». Это уютное тихое место успокаивает детей. Они могут спокойно сидеть под навесом на фоне бабочек тогда, когда почувствуют в этом необходимость. Есть игрушечный телефон, чтобы позвонить маме или папе. Уголок оборудован специальной волшебной коробочкой, с помощью которой можно помириться, протянув и сомкнув руки внутри нее. А за поведением следит «домовой» группы Федор. Также здесь есть специальная «Баночка для капризов», куда можно «запереть» свое плохое настроение.
«Уголок здоровья». Уголок здоровья содержит в себе аптечку, ростомер, дидактическую игру «Пейте, дети, молоко!».
Ребята знают, что при лечении кукол в первую очередь нам потребуется градусник, взятый из детской аптечки… Каждый день к нам в гости приходят две коровы, которые приносят молоко, какао. Каждый, кто выпивает свою кружку, получает капельку, заполняет свой кувшинчик. У кого кувшинчик заполнится первым, тот будет самым здоровым и сильным. Еще мы имеем массажный коврик и массажные мячи, с помощью которых проводим закаливающие процедуры.
«Уголок спорта». Один из самых любимых уголков в группе - спортивный. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь есть горка с лестницей, мячики, кегли, кольцо, велосипед, машина для катания. Есть и дидактический материал.
Создавая предметно-развивающую среду в группе, мы ориентировались прежде всего на особенности детей, принципы и образовательные области ФГОС, которые помогли в сравнительно мягкой адаптации.
Также мы считаем, что наша среда развивает ребят интеллектуально и эмоционально, вызывает чувство радости, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности.
3) Игровая программа с элементами методики «Наши детки».
а) Игра «Кто говорит?»
Воспитатель в ходе занятий по развитию речи записывала монологи и диалоги детей на диктофон. Задача родителей – узнать своего ребенка по голосу.
б) Поиск истины.
Сначала родителям предлагается подумать о преимуществах и недостатках детского сада и семьи. Затем происходит обсуждение.
Детский сад Семья
Недостатки Преимущества
Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста. Сравнительно "мягкие" отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.
Преимущества Недостатки
Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников. Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.
в) Выдача памяток «Что должен знать и уметь ребенок в 3 года»
Развитие ребенка
Что должен знать и уметь ребенок в три года.
Развитие ребенка от одного года до трех лет специалисты считают необычайно важным этапом в его жизни, а возраст три года называют серединой пути "психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста". Всего лишь за два года ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Он овладевает навыками приема пищи, личной гигиены, опрятности.
Еще вчера он был беспомощным младенцем, а к полутора годам уже уверенно ходит, переступая через барьеры, старается есть ложкой, пить из чашки, которую держит сам одной рукой. Малыш умеет снимать ботинки, стягивать носки, активно участвует в мытье и вытирании рук. В два года ребенок уже ест и пьет самостоятельно, используя ложку и чашку, сам снимает расстегнутую куртку, шапку. Самостоятельно моет руки и лицо, вытирает нос, когда ему дают платок. А в три года ребенок ест вилкой, помогает накрывать на стол и убирать со стола. Надевает самостоятельно одежду и обувь. Умеет застегивать и расстегивать молнию и большие пуговицы. Моет руки с мылом, с помощью взрослого чистит зубы, под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, сам надевает штанишки).
Освоение окружающего мира.
Все эти навыки не возникают сами по себе, ребенок усваивает их, взаимодействуя со взрослым. Ошибочным является мнение, что, достигнув определенного возраста, ребенок всему научится сам. Окружающий мир наполнен для малыша множеством новых предметов. Чтобы быстрее узнать их назначение, маленький человечек постоянно наблюдает за взрослыми, пытаясь понять, что делает мама или папа с незнакомыми вещами. Взрослый для малыша - это человек, умеющий творить чудеса с зубной щеткой и полотенцем, ложкой и чашкой, а значит, он - пример для подражания.
Очень важно, чтобы близкий человек был не только наставником, но и помощником, участником совместных дел. Ребенок нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения.
На пути к самостоятельности ребенка будут подстерегать различные трудности. Так как общая и мелкая моторика малыша еще несовершенна, движения недостаточно координированы, будут и опрокинутые тарелки, и разбитые чашки, и мокрые рукава. Надо постараться не допускать вспышек гнева в адрес ребенка, лучше успокоить его и сказать, что в следующий раз обязательно получится. Поддержка мамы или папы необходима, чтобы ребенок поверил в свои силы.
Часто родители задают вопрос : "Как поступить если ребенок уже умеет сам одеваться, кушать, но не хочет этого делать?" Для начала необходимо запомнить золотое правило - ребенок не умеет лениться. Если он чего-то не делает в данный момент, значит, у него есть на это веские причины. Может быть, эта одежда ему не нравится, может быть, он устал и не в состоянии есть сам, а может, ему просто хочется вашего внимания. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что-то насильно. Надо встать на его позицию, понять, в чем дело, и помочь ему. Пройдет совсем немного времени, и он все будет делать сам.
Родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами, демонстрировать им назначение различных предметов и комментировать собственные действия. Например, моя руки годовалому ребенку, мама может сказать следующее: "Сейчас мы с тобой откроем кран, возьмем мыло, намылим руки. Вот так. Смоем мыло и вытрем руки полотенцем. Молодец!" И так должны объясняться любые действия, совершаемые вместе с ребенком, и не один раз, а постоянно, пока ребенок не запомнит. Ведь для того, чтобы ребенок научился делать что-то самостоятельно, он должен усвоить алгоритм выполнения каждого действия.
Вместе наводим порядок.
Для удобства ребенка необходимо определить территорию, на которой он будет полноправным хозяином. Лучше, если это будет отдельная комната. Необходимо дать ему понять, что играть в игрушки надо в детской, что нельзя разбрасывать их по квартире.
Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Пусть уборка не превращается в наказание, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры.
Хорошо, если мама начнет убирать игрушки вместе с ребенком, обязательно проговаривая, что именно они убирают, куда и зачем: "Смотри, эту книжку мы положим на стол - там уже лежат другие книжки, а машинки пусть спят в коробке. Как чисто теперь в комнате! Молодец!" Если подобная совместная работа будет проводиться систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно. Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т. д.
Если у родителей есть необходимый запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. Например, уборка может быть укладыванием игрушек спать и стать необходимым вечерним ритуалом для малыша.
Если мама считает, что чистота и порядок в доме необходимы, надо ввести правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок уяснит себе, что ему будут читать книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но малыш должен знать, что это правило для всех членов семьи. Если же родители предъявляет ребенку ультиматум: уберешь игрушки - буду тебе читать, не уберешь - не буду, то малыш, скорее всего, сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно "зарабатывать".
Существует другая грань этой проблемы. Многие родители, стремясь освободить для себя большее количество времени, идут по пути наименьшего сопротивления и быстро убирают игрушки сами. Этого делать не следует, так как ребенок быстро сообразит, что у папы или мамы уборка получается намного лучше, чем у него, и будет стремиться переложить ее на ваши плечи. Когда малыша приучают аккуратно складывать игрушки, книжки к книжкам, куклы к куклам, машинки к машинкам, таким образом, автоматически определяется место для каждой вещи. Ребенок этот порядок запоминает и старается следовать ему.
Приучаем ребенка, есть самостоятельно.
Как только ребенок научился держать ложку, ему необходимо давать ее каждый раз, как только он садится есть.
Кушать аккуратно малыш сможет не сразу. Сначала он будет переворачивать ложку, не донося до рта, промахиваться, пачкать лицо, одежду. Ничего страшного в этом нет. Надо просто набраться терпения и купить фартучек.
Родители обычно переживают, что ребенок останется голодным после такого кормления. Чтобы этого не произошло, мама должна помочь малышу. Пусть она кормит кроху одной ложкой, а другой ребенок ест сам. При этом надо говорить: "Посмотри, как мама кладет кашку на ложечку. Теперь попробуй сам. А теперь ложечку в ротик. Вот умница!" На этом этапе главное - сдерживать свои эмоции, не ругать ребенка за неизбежные промахи.
Некоторые родители дают малышу ложку не для того, чтобы он ел, а для того, чтобы его отвлечь, чтобы он "играл в еду". Это неверно. Позволив ребенку несколько раз баловаться таким образом, в дальнейшем будет очень сложно приучить его есть самостоятельно.
Если родители будут относиться к тому, как ребенок ест, несерьезно, то он подумает, что с ним играют и радуются тому, что часть каши оказалась на полу. И в следующий раз малыш неосознанно повторит то движение, которое так развеселило маму и папу.
Обычно дети осваивают навык есть самостоятельно уже к двум годам.
Приучаем ребенка к горшку.
Необходимо правильно выбрать горшок. Он не должен быть похож на игрушку. В противном случае ребенок, садясь на него, забудет о его прямом назначении и отвлечется на игру. А если горшок будет неудобным, то у малыша возникнут неприятные ощущения и он от него откажется.
Приучать ребенка к горшку надо постепенно. Необходимо заметить, через какие промежутки малыш писает и стараться вовремя его сажать на горшок. Ни в коем случае нельзя делать это насильно, иначе у малыша будут связаны с этим предметом неприятные ассоциации, надо постараться уговорить ребенка.
Малыш может просидеть на горшке какое-то время, встать и написать рядом. Не надо раздражаться, ведь крохе пока еще не понятно, чего от него хотят.
Следует каждый раз, замечая мокрые штанишки, объяснять ребенку, что писать надо в горшок. Когда малыш поймет, для чего нужен этот предмет, он может садиться на него, не снимая штанишек, что естественно, потому что ребенку сложно запомнить последовательность выполнения действий.
Как уже говорилось, необходимо комментировать все, что вы делаете: "Принеси горшочек. Давай снимем колготки, снимем трусики, сядем на горшок, пописаем. Теперь вставай, надевай трусики, колготки. Вот какой умница!" И так каждый раз, пока ребенок не будет правильно садиться на горшок самостоятельно.
К трем годам малыша уже можно начинать приучать садиться на унитаз, используя при этом специальное детское сиденье.
Учим одеваться.
Во время одевания мама должна показывать ребенку, как правильно надевать вещи, в какой последовательности. Необходимо говорить при этом: "Давай сначала наденем трусики, потом колготки. Затем маечку, рубашку. Покажи мне, как ты сам умеешь одеваться. Молодец!"
При одевании следует соблюдать основное условие: надо учить ребенка надевать все вещи правильно с самого начала и обращать на это его внимание. Переучивать всегда сложнее, лучше изначально формировать верный навык.
Можно заметить, какие вещи ребенок носит с особенным удовольствием. У него наверняка есть любимые рубашки или платья. Когда вы только начинаете учить ребенка одеваться, лучше давать ему сначала то, что ему очень нравится. Тогда малыш будет получать положительные эмоции от этого процесса.
Одевание занимает много времени. Поэтому когда мама торопится, например, отвести ребенка перед работой в детский сад, лучше, если она оденет ребенка сама. Иначе, постоянно подгоняя его, она испортит настроение и малышу, и себе. Приучать ребенка одеваться необходимо в спокойной обстановке. При этом обязательно нужно находиться рядом и помогать ребенку.
Приучая ребенка к самостоятельности, родители должны учитывать все "подводные камни" этого процесса. С одной стороны, нельзя подавлять стремления малыша, даже когда он что-то делает не так. Если ребенка будут ругать за неудачи, у него может пропасть желание овладевать новым для него навыком. С другой стороны, надо мягко, но настойчиво объяснять, что он делает неправильно и почему. Лучший учитель - всегда друг. Ребенок - это еще не сформировавшаяся личность, но уже личность. Многое в его будущей жизни зависит от тех близких людей, которые поддерживают малыша с первых шагов.
И, может быть, главное правило - последовательность во всем. Не следует быстро сдаваться, если ваш малыш не хочет брать в руки ложку или надевать штанишки. Шаг за шагом, он научится всему тому, чего и вы когда- то не умели делать.
г) Обыгрывание ситуаций:
- двое не поделили маску хрюшки в уголке театра: действия воспитателя;
- ребенок не хочет идти из уголка уединения в умывальную комнату: действия воспитателя;
- с ребенком никто не хочет играть в уголке «Семейном» : действия воспитателя;
- ребенок не может расстаться с мамой с утра: действия воспитателя;
- ребенок набил шишку на прогулке: действия родителя, пришедшего его забирать, и воспитателя.