Приложение МААМ

Сценарий родительского собрания в подготовительной группе «У школьного порога»

Ирина Белянина
Сценарий родительского собрания в подготовительной группе «У школьного порога»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий

родительского собрания

в подготовительной к школе группе № 6

компенсирующей направленности

Подготовила : воспитатель Белянина И. В.

Тема: «У школьного порога»

Форма проведения: практикум, дискуссия.

Публикация «Сценарий родительского собрания в подготовительной группе „У школьного порога“» размещена в разделах

Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов о роли семьи в предшкольный период жизни ребенка; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность».

Ответственные:

воспитатель, педагог-психолог.

Материал: индивидуальные приглашения родителям на собрание; цветные полоски картона (черного, синего, красного цвета) на каждого родителя; 2-3 комплекта карточек с показателями готовности детей к школе (физическое здоровье ребенка, развитый интеллект ребенка, умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, выносливость и работоспособность, умение ребенка читать и считать, аккуратность и дисциплинированность); карточки с фразами часто используемыми родителями ; памятки для родителей «Мудрые советы Симона Соловейчика»; карточки на каждого родителя для «Тройной оценки»; 2 доски магнитно-маркерных напольных с магнитами; магнитофон; аудиозапись спокойной мелодичной музыки.

Место проведения: комната релаксации

План проведения:

1. Вступительное слово.

2. Задание «Определение степени беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери».

3. Выбор факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Диспут.

4. Выступление педагога-психолога ДОУ «Готовность ребенка к школе».

5. Анализ стереотипов родительского поведения.

6. Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

7. Подведение итогов родительского собрания (прием «Тройная оценка»).

Принятие решения.

Ход мероприятия

Ведущий. - Уважаемые родители наша встреча посвящена вопросу о роли семьи в предшкольный период жизни ребенка. Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей.

Предлагаю родителям выполнить задание «Определение степени беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери».

Ведущий. – Поступление в школу – чрезвычайно ответственный и волнительный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Я предлагаю Вам выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать (по желанию) свой выбор.

( На столах лежат:

• Черная полоска – сильное беспокойство;

• Синяя полоска – умеренное беспокойство;

• Красная полоска – ощущение радости, чувство уверенности.)

Ведущий - Уважаемые родители, большинство из Вас выражают сильное беспокойство, тревогу перед поступлением в школьный класс.

Ведущий - От кого или от чего зависит нормализация в улучшении Вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?

(Высказывания родителей.)

Ведущий - Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. А что значит подготовить ребёнка к школе? Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.

Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5 человек.

Им предлагается следующее задание:

Ведущий - Вам предлагаются карточки, где написаны показатели готовности детей к школе. На верхнюю строчку необходимо выложить тот показатель, который вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью - три, на четвёртую – два. На пятую один показатель. Должна получиться вот такая пирамида:

На карточках - факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе, из которых родители составляют пирамиду

• Физическое здоровье ребенка.

• Развитый интеллект ребенка.

• Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.

• Выносливость и работоспособность.

• Умение ребенка читать и считать.

• Аккуратность и дисциплинированность.

• Хорошая память и внимание.

• Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

(По итогам выполненного задания ведущий организует короткий диспут.)

Ведущий. – А что говорят психологи о подготовке детей к школе. Существует понятие «психологическая готовность к школе». Подробнее об этом Вам расскажет педагог-психолог нашего дошкольного учреждения.

«Скоро Ваш ребёнок пойдёт в первый класс. Перед родителями встают вопросы :

o Как подготовить ребёнка к школе?

o На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным?

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребёнок необязательно будет хорошо учиться в школе.

Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного ребёнка, для другого ёщё сложно и несвоевременно. Но почему-то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей.

Что же делать родителям, от действий которых зависит уровень подготовленности их ребёнка к школе? Прежде всего, необходимо понять, что надо не обучать ребёнка тому, чему будут учиться в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребёнок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребёнка появятся мотивация к обучению и контроль над своими действиями.

Часто бывает, что ребёнок хорошо считает, пишет, читает. Родители гордятся этим и при каждой удобной возможности стремятся продемонстрировать эти умения. Но при ближайшем знакомстве с таким ребёнком оказывается, что инструкцию он почти никогда не воспринимает с первого раза. Он просто не слышит, что от него требуется. При повторе он улавливает инструкцию лишь частично, а при очередной допущенной ошибке не стремиться её исправить. Такой ребёнок не способен поднять руку, чтобы обратиться к педагогу, если не понял, не расслышал задание. Как правило, в классе более двадцати учеников, и учителю бывает трудно контролировать нюансы в поведении каждого из них. Если к перечисленным проблемам добавить ещё и неумение планировать свою деятельность, неспособность подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребёнка, психологически к школе не готового.

o Школьное обучение в качестве необходимой предпосылки требует зрелости определённых психических функций (памяти, внимания, мышления). Даже малыши могут долго заниматься тем, что их привлекает, а вот выполнение неинтересной работы даже у первоклассников получается с трудом. А на уроке отнюдь не всё бывает интересно. Поэтому внимание ребёнка должно контролироваться с помощью волевого усилия. Если ученик имеет малый объём памяти, то усваиваться информация может не полностью. Однако память необходимо развивать, соединяя с мышлением, иначе осмысленное запоминание заменит зубрёжка. Ребёнок должен сначала понять учебный материал. Выделить в нём главное, найти закономерности, проанализировать и обобщить информацию, а уже после этого - запомнить.

o У ребёнка должна быть сформирована координация работы глаз и тонких движений руки. Эта способность обеспечит ребёнку успешное выполнение заданий по переписыванию с учебника или классной доски. Нужно научить ребёнка не только штриховать, раскрашивать и рисовать, а и перерисовывать или переписывать что-то, глядя на образец.

o Первоклассник должен обладать также навыками учебной деятельности: уметь идентифицировать себя с классом (реагировать, когда нет личного обращения, выделять учебную задачу, работать по словесной инструкции, строить внутренний план умственных действий. Развить эти навыки помогут занятия в различных кружках и спортивных секциях. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.

o До школы у ребёнка нужно сформировать коммуникативные качества, благодаря которым он сможет найти друзей в новом коллективе: способность устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации мирным путём, участвовать в коллективных формах деятельности.

o При этом от ученика требуются соблюдение общепринятых норм и правил поведения, контроль за своими поведенческими реакциями и эмоциями. У ребёнка должны быть сформированы качества, благодаря которым он сможет осуществить эффективное взаимодействие: дружелюбие, внимание, понимание чувств собеседника, активность, честность, доброта, взаимовыручка.

o Существует ещё и мотивационная готовность к школе. Часто приходится сталкиваться с тем, что дети признаются, в своём нежелании идти в школу. Одни объясняют это тем, что в школе, на их взгляд, будет очень трудно. Другие – что придётся выполнять домашние задания. А третьим вообще бывает тяжело сформулировать своё негативное отношение к школе. Они говорят, что просто не хотят идти в школу, а почему - не знают. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении успехов детей, у них отсутствует. Часто при выяснении причин сложившейся ситуации выясняется, что родители слишком переусердствовали в своём желании приобщить ребёнка к миру знаний. Форсируя способности ребёнка, родители рискуют привить у него отвращение не только к обучению в школе, но и к процессу познания вообще. Нужно помнить, что для дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность. И если вы хотите познакомить ребёнка с миром цифр и букв, то обязательно делайте это с помощью игры. Только погружаясь в царство кубиков, бусинок, пирамидок и мячиков, вы сможете говорить с ребёнком на его языке. Так, становясь партнёром ребёнка по играм, вы сумеете осторожно, шаг за шагом увлекать его чем-то более интересным. Постепенно, слегка усложняя перед ним задачи, вы сможете аккуратно ввести его в более сложный мир. Сажать ребёнка раньше времени за парту, ставить ему оценки и сравнивать с более успешными детьми – значит обрекать его на муки. Бывает, что желание учиться компенсирует даже не слишком большие знания ребёнка. Стремясь дисциплинировать ребёнка, родители и не подозревают, что заранее формируют страх перед школой. «В школе тебе баловаться не дадут!», «Учитель с тобой нянчиться не станет…», «Школа – это тяжёлый труд, а ты даже читать не умеешь…» - ребёнок, слышащий от родителей подобные выражения, не захочет идти в школу. Иногда негативное отношение навязывают старшие братья и сёстры, которые уже имеют свой школьный опыт. В этом случае родители должны поговорить с ребёнком о том, что все дети разные и поэтому не исключено, что его представление о школе будет совсем другим. А родителям можно дать рекомендацию: делать уроки со старшими детьми без криков и нервов. Нередко ребёнок не хочет учиться, так как подсознательно перенимает от родителей нежелание развиваться и совершенствоваться, это происходит, если в семье наблюдается безразличное отношение к книгам. Не проводятся беседы о происходящих в мире событиях, не посещаются музеи, выставки и т. д. Бывает, что родители, наказывая ребёнка за какую-либо провинность, велят ему сесть за стол и написать буквы или взять книгу и почитать. Таким образом, взрослые формируют у ребёнка неприязнь к учёбе, которая ассоциируется с наказанием и негативными эмоциями. Итак, именно родители могут сформировать у ребёнка положительное отношение к процессу учения, ощущение того, что он многое умеет и обязательно справится с возникшими проблемами. А мама и папа ему в этом помогут. Сами же родители должны создавать в семье доброжелательную обстановку, в которой ребёнок смог бы развиваться, раскрывая свои способности.»

Ведущий. – Часто школьные учителя обеспокоены трудностями привыкания ребенка к школе. Это может выражаться в школьных страхах. И к этому могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Перед вами лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?

«Вот пойдешь в школу, там тебе…», «Ты, наверное, будешь двоечником.» (Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

«Знаешь, как мы тебя будем любить, если ты станешь отличником.» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)

«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный груз приводит ребенка к страху перед школой.)

• «Ты мне обещаешь не бегать в школе, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)

- Уважаемые родители, как видите, такие невольно оброненные фразы могут сформировать у ребенка неуверенность в своих силах, тревожность, низкую школьную мотивацию (желание учиться). Нередко трудности многих неуспевающих учеников связаны с низкой самооценкой. Обратите внимание на высказывания ребенка «Я не могу», «У меня не получится» и т. п. От родителей, во-многом, зависит формирование здоровой адекватной самооценки.

Ведущий. – Школьная готовность – это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступлении в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье. Нашу встречу хочется закончить мудрыми советами Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех».

(Родителям раздаются памятки с мудрыми советами)

Мудрые советы

Помогут подготовить маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития.

• Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

• Попросили – дай, попытаются отнять – старайся защититься.

• Не обижайся без дела.

• Сам ни к кому не приставай.

• Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

• Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего.

• Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие отметки будут, такие и будут.

• Не ябедничай за спиной у товарищей.

• Не будь грязнулей.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе домой пойдем.

• И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый!

• Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.

В заключении родительского собрания используем прием «Тройная оценка».

(Доску делят на три части. В первой части будет отмечаться все то, что родителям понравилось на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части - перечислены предложения по дальнейшей эффективности родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам и заполняет их.

Что Вам понравилось на родительском собрании? Что не удовлетворило Ваши запросы? Ваши предложения по дальнейшей эффективности родительских собраний

Проект решения родительского собрания

1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

2. Осуществить индивидуальные консультации родителей с педагогом – психологом дошкольного учреждения по желанию.

3. Провести день открытых дверей с посещением родителями логопедического занятия для ознакомления с содержанием образовательного процесса по подготовке детей к школе.

Литература

• Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа.

• Каган В. С. Психогенные формы школьной адаптации.

• Луньков А. И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома.

• Виноградова Н., Журова Л. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога.

Публикации по теме:

«Игра в жизни младшего дошкольника». Сценарий родительского собрания в средней группе Аннотация. Представленный сценарий родительского собрания предназначен воспитателям и родителям детей младшего дошкольного возраста. Родительское.

«Мы-россияне», сценарий родительского собрания по патриотическому воспитанию в старшей группе Мы – россияне. В зал под музыку входят 2 команды. Воспитатель: Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы собрались сегодня здесь,.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовность к школе» Здравствуйте!Уважаемые родители!Рада видеть вас! Наверное, вы согласитесь, что вопрос о готовности ребенка к школе наиболее актуален.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Роль семьи в развитии словотворчества старших дошкольников» «Роль семьи в развитии словотворчества старших дошкольников» Составила: Полухина Светлана Анатольевна, воспитатель в. категории Цель: создание.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Безопасность детей на дорогах»Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Безопасность детей на дорогах» Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Безопасность детей на дорогах» Цель: Педагогическое просвещение и вовлечение.

Протокол родительского собрания в подготовительной группе «Как безопасно провести новогодние каникулы» ПРОТОКОЛ №2 декабрьского родительского собрания в подготовительной к школе группе «Как безопасно провести новогодние каникулы» от 10.12.

Сценарий организационного родительского собрания в средней группе Тема: «Ребёнок 4–5 лет» Сценарий организационного родительского собрания в средней группе Тема: «Ребёнок 4-5 лет» Воспитатель: Бондаренко Т. А. Сценарий.

Сценарий отчетного родительского собрания в средней группе «Вот и стали мы на год взрослее» Цель: подведение итогов года. Звучит тихая музыка, родители располагаются в музыкальном зале. Затем под весёлую музыку заходят дети. Садятся.

Сценарий родительского собрания в средней группе «Путешествие в страну Математику» Автор воспитатель: Белянина Е. В. Задачи: - Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек по карточкам на плоскости.

Сценарий родительского собрания в старшей группе по ПДД «Безопасность детей в наших руках»Сценарий родительского собрания в старшей группе по ПДД «Безопасность детей в наших руках» Сценарий родительского собрания на тему "Безопасность детей в наших руках" Подготовка к родительскому собранию: 1. Воспитатель записывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий родительского собрания в подготовительной группе «У школьного порога»
Опубликовано: 6 сентября 2016 в 21:23
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий родительского собрания в подготовительной группе «У школьного порога»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Белянина (УИ 58282) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД