Анжелика Витальевна Резайкина
Конспект экскурсии «Чемодан юного исследователя» (биология) «Мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, сегодня хочу с вами поделиться сценарием экскурсии по музея в чемодане "Мир насекомых". Экскурсию воспитанники проводят сами для детей среднего дошкольного возраста.
Цель экскурсии: Создание интерактивной среды для интеллектуального обогащения представлений детей о мире насекомых, реализуя направление музейной педагогики по теме: «Мир насекомых».
Задачи:
- создавать условия для личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка;
- формировать основы безопасного поведения в природе;
Публикация «Конспект экскурсии „Чемодан юного исследователя“ (биология) „Мир насекомых“» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
- воспитывать у детей умение вести разговор на заданную тему, обогащая монологическую речь и совершенствуя диалогическую;
-пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о насекомых;
- расширять первичные представления о свойствах окружающего мира природы – части и целом, формируя познавательный интерес к жизни насекомых.
Группа: старшая.
Форма проведения: интерактивная экскурсия.
Предварительная работа:
- беседы на тему «Лес и его обитатели», «Муравей - полезное насекомое», «Роль муравья в природе», «Зачем нужна пчела», «Роль насекомых в природе»;
- рассматривание иллюстраций в энциклопедиях «Насекомые», «Насекомые - природные сообщества»;
- чтение книг Д. Мамин-Сибиряк «Насекомьи сказки», Н. Романова «Муравей Красная точка», В. Бианки «Путешествие муравьишки», М. Пришвин «Пень - муравейник»;
- просмотр научно-популярных фильмов: «Микрокосмос. Жители травы»;
мультфильмов «Путешествие муравьишки», «Лунтик», «Букашки», «Баранкин, будь человеком!»;
- сравнение моделей разных насекомых;
- аппликация с элементами пластилинопластики «Муравьи у муравейника», рисование «пчёл и улей», аппликация «Божьи коровки на лесной полянке»;
- составление описательных рассказов;
- дидактические игры «Угадай насекомое», «Собери целое», «Четвертый лишний», «Кто где живет», «Расскажи про насекомое», «Найди различия между насекомыми»;
- театрализованные игры «Путешествие муравьишки», «Превращение муравьишки», «Путешествие по саду», «Муха Цокотуха»
Оборудование и материалы:
Основной фонд музея:
- экспонаты насекомых (муравей, пчела, божья коровка).
Вспомогательный фонд:
- пластмассовые модели насекомых;
- фотографии строение пчелы;
- альбом с работами детей;
- макеты муравейник, муравейник в разрезе, макет цикл развития бронзовки;
- коллекция божьих коровок, бабочек, жуков;
- деревянный улей, соты;
- лупа, микроскоп.
Рекомендации по работе с родителями:
- создание книжек - малышек «Насекомые леса»;
- изготовление макетов «Муравейник», «Муравейник в разрезе»;
- создание на участке «Парк насекомых»;
- связать насекомых.
Методы и приемы:
Словесные методы:
- рассказ ребенка, чтение стихотворений, проведение физминутки
Наглядные методы:
- показ экспонатов и фотографий
Ход экскурсии:
Вика: (в костюме божьей коровки): Здравствуйте! Добро пожаловать в наш музей в чемодане.
Насекомые весной
Вьются и порхают —
На полянке на лесной —
Всё благоухает!
Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с пылью)
Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю
С зелени, с листочков.
Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза летает…
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет.
Вика: Сегодня мы познакомим вас с лесными насекомыми.
Вика: (берет в руки лупу) У меня в руках лупа. Лупа – это увеличительное стекло, через нее можно рассмотреть мелкие детали, предметы и маленьких насекомых. Итак, наша первая остановка, будет возле муравейника. (Показывает муравейник)
Арсений (в костюме муравья): - здравствуйте, я муравей. Мы насекомое маленького размера, черного или коричневого цвета.
Экспонат №1 (муравей): Тело муравья состоит из частей: голова, грудь и брюшко. На голове есть глаза и усики. Также у муравья есть 6 ножек.
экспонат №2 (муравейник): А это мой дом. Мы живем в муравейнике большой дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса, а охраняют ее солдаты. Но больше всего в муравейнике рабочих муравьев. Муравьи питаются другими насекомыми и молочком тли. Муравьи – полезные насекомые, они поедают гусениц и других вредных насекомых. Муравьи являются самыми сильными на земле, потому что могут поднять вес в 10 раз больше своего веса.
Экспонат №3 (муравейник в разрезе): Муравьи хорошие строители. Муравейник – это просторный уютный дом. В нем есть множество комнат.
В муравейнике есть вентиляционный вход. Он охраняется муравьями солдатами. В самом верху есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами, называется солярий. Туда муравьи забегают погреться весной.
Есть хлебный склад, где муравьи хранят зерна. Мясная кладовка, туда муравьи приносят гусениц и другую добычу. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении.
В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.
В муравейнике есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество.
Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.
Арсений: Муравьи – лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Не разоряйте муравейники!
Софья (в костюме пчелки):
Вот наш №4 экспонат (фотография строение пчелы). Посмотрите, какая у нас пчела. Давайте ее хорошо рассмотрим. Тело у пчелы состоит из нескольких частей – голова, грудка и брюшко, у нее есть хоботок и усики, крылышки и 6 лапок. Поэтому пчела – это насекомое. На теле есть характерные желтые полоски. У пчел на ногах есть кисточки и корзиночки, с помощью которых она собирает цветочную пыльцу. Хоботком пчела достает нектар. Жало использует для защиты.
экспонат №5 (деревянный улей) Следующий экспонат - это улей, рассмотрим его внимательно. Улей это дом, в котором живут пчелы. А делают такие дома для пчел люди, их называют пчеловоды. Они занимаются разведением пчел и строят целые деревни из таких ульев на полянах и называются такие места – пасеки /демонстрация фотографий пасек/
Софья: Я предлагаю вам немного поиграть:
физминутка «Трудолюбивая пчела»
Пчелка трудится весь день (Руками рисуем перед собой круг)
И работать ей не лень (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку (ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу (круговые движения по животу)
Хоботком нектар сосет (вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет («раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесет нектар в тот улей (изображают пчел)
И назад вернется пулей (резко выбросить вперед руку)
В сотах утрамбует мед (топанье ногами)
Скоро ведь зима придет (поеживание)
Будет пчелкам чем питаться (имитация движений ложкой)
Надо летом им стараться (имитация накладывания меда в соты)
Софья: А сейчас я вам предлагаю заглянуть в улей, я расскажу как он устроен. В улье живет пчелиная семья – рой. Самая главная в улье это царица пчела, она откладывает яички, из которых получаются куколки, а из них рождаются маленькие пчелки. Еще в улье есть трутни, рабочие пчелы и пчелы – охранники. Собирают мёд рабочие пчелы.
Вика: Давайте рассмотрим следующий экспонат Показ экспоната №6 «Соты»
Вика: Соты делают пчелы сами из воска, когда ячейка сот заполнится нектаром, то пчелы запечатывают ее воском и там происходит превращение нектара в мед. Зимой пчелы будут питаться этим медом, ведь зимой нектар им не собирать.
Я — маленькая пчелка,
Я за медком лечу,
Наполнить соты медом
Быстрее всех хочу.
Мои подружки-пчелки
За мною вслед летят,
Наполнить соты медом
Быстрей меня хотят.
…Мы трудимся все лето,
За много верст летим,
Зато зимой всех медом
Душистым угостим!
Экспонат № 7 (цикл развития бронзовки)
Вика: Как и у всех насекомых, бронзовки в течение жизни проходят несколько стадий развития: самка откладывает яйца. Спустя несколько недель появляются личинки. Далее они превращаются в куколок. Их короткие ножки отлично справляются с формированием вокруг себя кокона из выделяемого ими же специального секрета. К концу лета появляется взрослый жук - бронзовка.
Арсений: Спасибо, что согласились посетить наш музей в чемодане «Мир насекомых»