Приложение МААМ

Сценарий занятия «Звуковой анализ слова» с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Татьяна Скрягина
Сценарий занятия «Звуковой анализ слова» с дошкольниками в технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: речевое развитие

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Звуковой анализ слова»

Основные цели: формирование звуковой аналитико-синтаксической активности старших дошкольников как предпосылки обучению грамоте; актуализация знаний детей о звуковом составе слова; формирование опыта фиксации затруднения и понимания его причины детьми; формирование опыта открытия нового знания и опыта преодоления затруднения; закрепление умения делать выводы и умозаключения;

Публикация «Сценарий занятия „Звуковой анализ слова“ с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах

закрепление навыков звукового анализа и синтеза слова; знакомство детей с обозначением мягкого согласного звука («Д/и «Подбери пару», «Звуковые схемы»);

развитие диалогической связной речи, образного представления; развитие инициативности при работе в командах и при работе в парах (Д/и «Подбери пару», «Звуковые схемы», «Рыбалка»);

воспитание доброжелательного отношения друг к другу (Д/и «Подбери пару», «Рыбалка», желания оказывать помощь (Д/и «Рыбалка»).

Дидактические материалы: планшеты, речевой (звуковой) куб, дидактические игры, фломастеры, листы бумаги разного цвета и формата.

Оборудование: музыкальная колонка, компьютер, проектор, экран.

Краткая аннотация к работе: занятие разработано в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип занятия – «открытие» нового знания. В образовательной ситуации описываются приёмы активизации старших дошкольников в процессе развития речи, в ходе которой они закрепляют навыки звукового анализа слова и приобретают новое знание об обозначении мягкого согласного звука в звуковой схеме слова.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания в области речевого развития.

Психологический настрой на совместную деятельность:

Дружно улыбнемся,

За руки возьмемся.

Друг другу руки мы протянем,

Тепло сердец своих подарим.

- Ребята, вы любите получать необычные письма или сообщения? Кто вам писал? О чем говорилось в письме (сообщении?

На почту нашего детского сада пришло письмо с обратным адресом.

-Кто нам написал?

-Вы хотите узнать, о чем нам пишет Снегурочка?

«Дорогие ребята, пишет вам Снегурочка из Дедморозовки. Каждый день я открываю для своих учеников что-то новое и неизведанное, дарю им радость новых открытий. Вот и для вас я подготовила подарок, который пригодится вам в школе, но сначала вам нужно добраться до нашей школы. Так как, Дедморозовка скрыта от посторонних глаз волшебством, добраться до нее можно только при помощи проводников. Помогут вам в этом жители нашей деревни. На каждой остановке вас будет встречать проводник, он укажет вам дальнейший путь, при условии,что вы выполните его задание. Найти дорогу к школе смогут только те, кто выполнит все задания.

Даю вам подсказку, которая приведет вас на первую остановку: «Лепит детвора зимой Чудо с круглой головой: Ком на ком поставит ловко, Рот — дуга, и нос — морковка, А два глаза — угольки, Да из веток две руки».

Я желаю вам удачи! Надеюсь, что мы скоро встретимся».

-Вы хотите отправиться в школу Дедморозовки и выполнить все задания?

-А сможете справиться с трудностями, которые встретятся нам на пути?

-Я и не сомневалась в вас! Ведь вы умные, смелые и вместе у нас все обязательно получится!

- А на чем мы отправимся в дорогу?

-Путь до этой школы лежит через леса. Там нет дорог, нет железнодорожных путей, шум машины и снегохода распугает всех лесных животных, если пойдем пешком, то будем проваливаться под снег. На чем же, нам можно пройти по лесу?

- Ну, тогда нам пора отправляться в дорогу.

-Вы запомнили подсказку Снегурочки?

-Про кого она говорила?

-Вставайте на лыжи за мной.

(звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую остановку)

2. Актуализация знаний

Дидактическая задача: актуализировать знания детей о звуковом составе слова.

Вот и первая остановка, на которой нас встречает снеговика Косичкина. У нее для нас есть первое задание.

Дидактическая игра «Подбери пару»

Цель: развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка звукового анализа слова с опорой на вспомогательные средства в виде готовых схем слов.

Ребята, разбейтесь на пары, возьмите звуковую схему, определите к какой картинке подходит ваша схема (работа в парах)

3. Затруднение в ситуации

Дидактическая задача: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Возникает затруднение: дети не могут продолжить путешествие потому, что не знают, что обозначает зелёный цвет в звуковой схеме.

-Смогли мы выполнить задание?

-Почему не смогли? ( подводим детей к выводу: «мы не смогли выполнить задание снеговика, так как не знаем, что означает зеленый цвет в звуковой схеме»)

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактическая задача: формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».

- Когда мы что-то не знаем, но очень хотим узнать, что делаем? (обсуждение разных вариантов выхода их проблемной ситуации)

Воспитатель подводит детей к варианту «Узнать из книги».

- Какая книга может нам помочь найти правильный вариант ответа? (букварь)

Воспитатель берет букварь и читает:

«Ребята, в нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова».

Возьмите зеркало, попробуйте произнести согласные звуки т и ть. Посмотрите в зеркало на свой рот и сравните, одинаково ли создаётся преграда во рту при произношении этих звуков? Чем отличается произношение звуков?

Дидактическая игра «Озорники».

-Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы поиграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.

Корабль сел на мел.

В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)

Девочка поставила веник в уголь.

-В каком слове спрятался звук-озорник? Исправьте ошибку.

Воспитатель размещает на доске демонстрационную картинку, на которой изображены разные обозначения звуков (гласные – красный цвет, согласные – синий и зеленый цвет).

-Какие звуки обозначаются красным цветом? Какие звуки будем обозначать синим цветом? А зеленым?

- А теперь давайте вернемся к звуковой схеме, к которой мы не смогли подобрать картинку. Попробуйте сейчас решить эту проблему, зная каким цветом обозначается какой звук.

- Смогли мы выполнить задание Косичкиной?

- Смогли узнать, что обозначает зелёный цвет в звуковой схеме?

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактическая задача: закрепить знания о том, каким цветом обозначается мягкий согласный звук, развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.

-Ребята, вы слышали? Кто-то мяукает.

-Да это же Пушок… кажется, что он спрятал свое задание в мешок. Хотите заглянуть?

-Разбейтесь на пары и присядьте за столы.

Дидактическая игра «Звуковые схемы»

Цель: развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка полного звукового анализа слова с опорой на наглядную картинку слова.

Используя цветные фломастеры, составьте звуковую схему слова «река», определяя твердость и мягкость согласных звуков. (Тем, кто затрудняется выполнить это задание, можно снизить уровень сложности: определить только гласные и согласные звуки).

Используется взаимопроверка в парах.

Отгадайте загадку: «Скажите, почему мой друг спит без подушки, ест без рук, зимой без валенок гуляет, а если рад — хвостом виляет?»

- Наше путешествие продолжается, вставайте на лыжи (звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую остановку).

-Нас встречает собака по кличке Пират. Пират хочет отведать свое любимое угощение- рыбу и поделиться ей со щенком Фуфиком, но он не умеет ловить ее.

-Мы можем чем-то помочь ему?

-Чем?

Дидактическая игра «Рыбалка»

Цель: дифференциация звуков на гласные, согласные мягкие и согласные твердые, выделение первого звука в слове.

В зелёное ведро нужно положить рыбу для Фуфика, он ест только ту рыбу, в названии которой первый согласный звук мягкий. В синее ведро нужно положить рыбу для Пирата, он есть рыбу, в названии которой первый согласный звук твердый.

Работа в парах.

-Пират готов поделиться с вами последней подсказкой:

«Склейте корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная. (бумага)»

-Движемся дальше. Переходим на следующую станцию. Встаем на лыжи.

(звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую станцию)

-Вот мы с вами и добрались до последней остановки.

Дидактическая игра «Превращение имени»

Цель: закрепление графического изображения буквы, развитие творческого воображения, закрепление навыков письма.

-Возьмите по листу бумаги и присядьте за столы. Напечатайте своё имя и превратите его во что-то необычное, используя при этом фломастеры цветов звуковой схемы.

- Кажется, что вдалеке видна деревня. Это же Дедморозовка. Давайте зайдем в школу.

Ребята, смотрите, кто нас встречает.

«Ребята, вы справились со всеми заданиями. Теперь вы знаете дорогу до школы Дедморозовки. И в любой момент сможете навестить нас. Мой подарок вы уже получили. Я подарила вам новые знания и верных друзей, которые всегда придут к вам на помощь. Вам уже пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться обратно, нужно сказать волшебную чисттоговорку: «Ик-ик-ик вернёмся в садик в миг». До скорых встреч!»

6. Осмысление

Дидактическая задача: предоставить возможность каждому ребенку оценить его активность, успехи, затруднения на разных этапах занятия.

-Ребята, где вы сегодня были?

- Что делали?

- Смогли выполнить все задания Снегурочки?

-Почему нам это удалось?

Рефлексия «Мы готовы к школе»

-Кто сегодня открыл для себя новое знание, разместите свою фотографию около школы, а кому все было известно, оставьте фотографию около детского сада.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др

Литература:

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»;

2. Методические рекомендации к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»;

3. Ушакова О. С. Развитие речи для детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Метод. рекомендации. (ФГОС) (арт. 103264).

Публикации по теме:

Сидим дома. Графический диктант. Звуко-буквенный анализ слова «кошка»Сидим дома. Графический диктант. Звуко-буквенный анализ слова «кошка» Уважаемые родители! Предлагаю написать с детьми графический диктант, и сделать звуко- буквенный анализ слова КОШКА. Для этого нам понадобится.

«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: - образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы»Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы» Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию (рисование) для средней группы «Платьице для куклы» Цель.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

Консультация для родителей «Что такое звуко-слоговый анализ слова?» Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте. Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной.

Конспект НОД «Книжка для малышей» с использованием технологии «ситуация»Конспект НОД «Книжка для малышей» с использованием технологии «ситуация» Авторы: Корнилова Ю. А., Лебедева Л. А Цель: создание условий для творческой активности детей через изготовление «Книжек-малышек». Педагогические.

Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова»Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова» Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы.

Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий занятия «Звуковой анализ слова» с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Опубликовано: 5 октября 2022 в 09:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий занятия «Звуковой анализ слова» с дошкольниками в технологии «Ситуация»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД