Папки-передвижки

Сценарий занятия «Звуковой анализ слова» с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Татьяна Скрягина
Сценарий занятия «Звуковой анализ слова» с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: речевое развитие

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Звуковой анализ слова»

Основные цели: формирование звуковой аналитико-синтаксической активности старших дошкольников как предпосылки обучению грамоте; актуализация знаний детей о звуковом составе слова; формирование опыта фиксации затруднения и понимания его причины детьми; формирование опыта открытия нового знания и опыта преодоления затруднения; закрепление умения делать выводы и умозаключения;

Публикация «Сценарий занятия „Звуковой анализ слова“ с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах

закрепление навыков звукового анализа и синтеза слова; знакомство детей с обозначением мягкого согласного звука («Д/и «Подбери пару», «Звуковые схемы»);

развитие диалогической связной речи, образного представления; развитие инициативности при работе в командах и при работе в парах (Д/и «Подбери пару», «Звуковые схемы», «Рыбалка»);

воспитание доброжелательного отношения друг к другу (Д/и «Подбери пару», «Рыбалка», желания оказывать помощь (Д/и «Рыбалка»).

Дидактические материалы: планшеты, речевой (звуковой) куб, дидактические игры, фломастеры, листы бумаги разного цвета и формата.

Оборудование: музыкальная колонка, компьютер, проектор, экран.

Краткая аннотация к работе: занятие разработано в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип занятия – «открытие» нового знания. В образовательной ситуации описываются приёмы активизации старших дошкольников в процессе развития речи, в ходе которой они закрепляют навыки звукового анализа слова и приобретают новое знание об обозначении мягкого согласного звука в звуковой схеме слова.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания в области речевого развития.

Психологический настрой на совместную деятельность:

Дружно улыбнемся,

За руки возьмемся.

Друг другу руки мы протянем,

Тепло сердец своих подарим.

- Ребята, вы любите получать необычные письма или сообщения? Кто вам писал? О чем говорилось в письме (сообщении?

На почту нашего детского сада пришло письмо с обратным адресом.

-Кто нам написал?

-Вы хотите узнать, о чем нам пишет Снегурочка?

«Дорогие ребята, пишет вам Снегурочка из Дедморозовки. Каждый день я открываю для своих учеников что-то новое и неизведанное, дарю им радость новых открытий. Вот и для вас я подготовила подарок, который пригодится вам в школе, но сначала вам нужно добраться до нашей школы. Так как, Дедморозовка скрыта от посторонних глаз волшебством, добраться до нее можно только при помощи проводников. Помогут вам в этом жители нашей деревни. На каждой остановке вас будет встречать проводник, он укажет вам дальнейший путь, при условии,что вы выполните его задание. Найти дорогу к школе смогут только те, кто выполнит все задания.

Даю вам подсказку, которая приведет вас на первую остановку: «Лепит детвора зимой Чудо с круглой головой: Ком на ком поставит ловко, Рот — дуга, и нос — морковка, А два глаза — угольки, Да из веток две руки».

Я желаю вам удачи! Надеюсь, что мы скоро встретимся».

-Вы хотите отправиться в школу Дедморозовки и выполнить все задания?

-А сможете справиться с трудностями, которые встретятся нам на пути?

-Я и не сомневалась в вас! Ведь вы умные, смелые и вместе у нас все обязательно получится!

- А на чем мы отправимся в дорогу?

-Путь до этой школы лежит через леса. Там нет дорог, нет железнодорожных путей, шум машины и снегохода распугает всех лесных животных, если пойдем пешком, то будем проваливаться под снег. На чем же, нам можно пройти по лесу?

- Ну, тогда нам пора отправляться в дорогу.

-Вы запомнили подсказку Снегурочки?

-Про кого она говорила?

-Вставайте на лыжи за мной.

(звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую остановку)

2. Актуализация знаний

Дидактическая задача: актуализировать знания детей о звуковом составе слова.

Вот и первая остановка, на которой нас встречает снеговика Косичкина. У нее для нас есть первое задание.

Дидактическая игра «Подбери пару»

Цель: развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка звукового анализа слова с опорой на вспомогательные средства в виде готовых схем слов.

Ребята, разбейтесь на пары, возьмите звуковую схему, определите к какой картинке подходит ваша схема (работа в парах)

3. Затруднение в ситуации

Дидактическая задача: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Возникает затруднение: дети не могут продолжить путешествие потому, что не знают, что обозначает зелёный цвет в звуковой схеме.

-Смогли мы выполнить задание?

-Почему не смогли? ( подводим детей к выводу: «мы не смогли выполнить задание снеговика, так как не знаем, что означает зеленый цвет в звуковой схеме»)

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактическая задача: формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».

- Когда мы что-то не знаем, но очень хотим узнать, что делаем? (обсуждение разных вариантов выхода их проблемной ситуации)

Воспитатель подводит детей к варианту «Узнать из книги».

- Какая книга может нам помочь найти правильный вариант ответа? (букварь)

Воспитатель берет букварь и читает:

«Ребята, в нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова».

Возьмите зеркало, попробуйте произнести согласные звуки т и ть. Посмотрите в зеркало на свой рот и сравните, одинаково ли создаётся преграда во рту при произношении этих звуков? Чем отличается произношение звуков?

Дидактическая игра «Озорники».

-Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы поиграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.

Корабль сел на мел.

В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)

Девочка поставила веник в уголь.

-В каком слове спрятался звук-озорник? Исправьте ошибку.

Воспитатель размещает на доске демонстрационную картинку, на которой изображены разные обозначения звуков (гласные – красный цвет, согласные – синий и зеленый цвет).

-Какие звуки обозначаются красным цветом? Какие звуки будем обозначать синим цветом? А зеленым?

- А теперь давайте вернемся к звуковой схеме, к которой мы не смогли подобрать картинку. Попробуйте сейчас решить эту проблему, зная каким цветом обозначается какой звук.

- Смогли мы выполнить задание Косичкиной?

- Смогли узнать, что обозначает зелёный цвет в звуковой схеме?

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактическая задача: закрепить знания о том, каким цветом обозначается мягкий согласный звук, развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.

-Ребята, вы слышали? Кто-то мяукает.

-Да это же Пушок… кажется, что он спрятал свое задание в мешок. Хотите заглянуть?

-Разбейтесь на пары и присядьте за столы.

Дидактическая игра «Звуковые схемы»

Цель: развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка полного звукового анализа слова с опорой на наглядную картинку слова.

Используя цветные фломастеры, составьте звуковую схему слова «река», определяя твердость и мягкость согласных звуков. (Тем, кто затрудняется выполнить это задание, можно снизить уровень сложности: определить только гласные и согласные звуки).

Используется взаимопроверка в парах.

Отгадайте загадку: «Скажите, почему мой друг спит без подушки, ест без рук, зимой без валенок гуляет, а если рад — хвостом виляет?»

- Наше путешествие продолжается, вставайте на лыжи (звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую остановку).

-Нас встречает собака по кличке Пират. Пират хочет отведать свое любимое угощение- рыбу и поделиться ей со щенком Фуфиком, но он не умеет ловить ее.

-Мы можем чем-то помочь ему?

-Чем?

Дидактическая игра «Рыбалка»

Цель: дифференциация звуков на гласные, согласные мягкие и согласные твердые, выделение первого звука в слове.

В зелёное ведро нужно положить рыбу для Фуфика, он ест только ту рыбу, в названии которой первый согласный звук мягкий. В синее ведро нужно положить рыбу для Пирата, он есть рыбу, в названии которой первый согласный звук твердый.

Работа в парах.

-Пират готов поделиться с вами последней подсказкой:

«Склейте корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная. (бумага)»

-Движемся дальше. Переходим на следующую станцию. Встаем на лыжи.

(звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую станцию)

-Вот мы с вами и добрались до последней остановки.

Дидактическая игра «Превращение имени»

Цель: закрепление графического изображения буквы, развитие творческого воображения, закрепление навыков письма.

-Возьмите по листу бумаги и присядьте за столы. Напечатайте своё имя и превратите его во что-то необычное, используя при этом фломастеры цветов звуковой схемы.

- Кажется, что вдалеке видна деревня. Это же Дедморозовка. Давайте зайдем в школу.

Ребята, смотрите, кто нас встречает.

«Ребята, вы справились со всеми заданиями. Теперь вы знаете дорогу до школы Дедморозовки. И в любой момент сможете навестить нас. Мой подарок вы уже получили. Я подарила вам новые знания и верных друзей, которые всегда придут к вам на помощь. Вам уже пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться обратно, нужно сказать волшебную чисттоговорку: «Ик-ик-ик вернёмся в садик в миг». До скорых встреч!»

6. Осмысление

Дидактическая задача: предоставить возможность каждому ребенку оценить его активность, успехи, затруднения на разных этапах занятия.

-Ребята, где вы сегодня были?

- Что делали?

- Смогли выполнить все задания Снегурочки?

-Почему нам это удалось?

Рефлексия «Мы готовы к школе»

-Кто сегодня открыл для себя новое знание, разместите свою фотографию около школы, а кому все было известно, оставьте фотографию около детского сада.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др

Литература:

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»;

2. Методические рекомендации к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»;

3. Ушакова О. С. Развитие речи для детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Метод. рекомендации. (ФГОС) (арт. 103264).

Публикации по теме:

Сидим дома. Графический диктант. Звуко-буквенный анализ слова «кошка»Сидим дома. Графический диктант. Звуко-буквенный анализ слова «кошка» Уважаемые родители! Предлагаю написать с детьми графический диктант, и сделать звуко- буквенный анализ слова КОШКА. Для этого нам понадобится.

«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: - образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы»Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы» Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию (рисование) для средней группы «Платьице для куклы» Цель.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

Консультация для родителей «Что такое звуко-слоговый анализ слова?» Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте. Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной.

Конспект НОД «Книжка для малышей» с использованием технологии «ситуация»Конспект НОД «Книжка для малышей» с использованием технологии «ситуация» Авторы: Корнилова Ю. А., Лебедева Л. А Цель: создание условий для творческой активности детей через изготовление «Книжек-малышек». Педагогические.

Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова»Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова» Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы.

Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий занятия «Звуковой анализ слова» с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Опубликовано: 5 октября 2022 в 09:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД