МААМ-картинки

Семантика глаголов звучания в системе словарной работы

Ольга Скоробогатова
Семантика глаголов звучания в системе словарной работы
▼ Скачать + Заказать документы

В процессе обучения большое значение уделяется расширению словарного запаса. Данная работа охватывает усвоение школьниками новых слов и значений, оттенков значений, эмоционально-экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, активизацию словаря, использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов.

Публикация «Семантика глаголов звучания в системе словарной работы» размещена в разделах

Традиционно центром словарной работы в школе является лексико-тематическая группа, а не конкретное слово с его неповторимым индивидуальным смыслом. В результате значительно снижается развивающий эффект лексики, введенной в учебный процесс. Одной из важнейших задач развития речи обучающихся является управление процессами обогащения словаря школьников. В связи с этим возникает необходимость предложить систему упражнений, реали-зующую семантико-функциональный подход к изучению единиц языка, в данном случае глагола.

Предлагается система упражнений на материале, глаголов звучания. Глаголы звучания как отдельный класс слов в начальной школе не изучаются, хотя широко представлены в упражнениях учеб- ников по русскому языку, направленных на усвоение грамматических понятий, категорий и формирование орфографических навыков, а также в текстах книг по чтению. При этом богатый семантический потенциал и изобразительно-выразительные возможности остаются без должного внимания на уроке. Школьники зачастую не умеют слушать друг друга, природу, птиц, журчание ручейка т. п.

При разработке методики представления глаголов звучания были выявлены ведущие умения, развитие и совершенствование которых будет являться показателем успешного усвоения ссмантико-функционального аспекта этого класса слов : умение классифицировать глаголы по источнику звука, группировать их по определенным значениям, сопоставлять группы глаголов, объединенных общим смыслом, но различающихся оттенками значений, употреблять в речи глаголы-синонимы, антонимы со значением звучания, использовать в собственной связной речи фразеологизмы с глаголами звучания, конструировать связные высказывания с заданными глаголами и уместно употреблять их в тексте.

Предлагаемая система упражнений условно делится на несколько типов.

Упражнения первого типа включают в себя задания, ориен- тированные на формирование умения анализировать значение слов, осуществлять группировку глаголов по семантическим признакам,

1. Определите источник звука, подобрав к данным глаголам имена существительные.

Шипеть, кукарекать, журчать, стрекотать.

2. Распределите данные глаголы на группы в зависимости от того, кто производит звучание (птица и человек, животное и человек, только человек).

Щебетать, сопеть, говоришь, течешь печать, квакать, чихать, каркать, щелкать, мычать.

3. Выпишите из текста глаголы, связанные с процессом издавания звуков.

Весна.

Пришла весна! Кругом еще лежит снег. Солнце радостно улыбается. Зачирикали воробьи. Закаркали вороны. Запели звонко птицы. Зажурчал на весь мир ручей. Весна! Весна! Пробурчал медведь и вмиг вышел из берлоги.

Найдите слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение, используйте толковый словарь.

1) Выберешь местечко поукромней, сядешь и слушаешь, как ласково журчит, разговаривает речная вода. (В. Солоухин.)

2) И вдруг гора охнула и задрожала! Где-то внутри неё зародился гул: он рвётся наружу, приближается и растёт. (Н. Сладкое.)

3) Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит. (Ф. Тютчев.)

Публикации по теме:

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Использование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речиИспользование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речи Применение изобразительного творчества в процессе коррекционного обучения называют изотерапией (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация,.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Консультация для воспитателей «Задачи словарной работы по обогащению активного словаря детей в ДОУ» Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объём активного словаря любого.

Мини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУМини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня»,.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори»Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори» Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от традиционной догматической модели обучения. Приоритетными становятся.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Тема: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределённой.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семантика глаголов звучания в системе словарной работы
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 05:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семантика глаголов звучания в системе словарной работы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Скоробогатова (УИ 1338644) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД