Ольга Скоробогатова
Семантика глаголов звучания в системе словарной работы
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе обучения большое значение уделяется расширению словарного запаса. Данная работа охватывает усвоение школьниками новых слов и значений, оттенков значений, эмоционально-экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, активизацию словаря, использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов.
Публикация «Семантика глаголов звучания в системе словарной работы» размещена в разделах
Традиционно центром словарной работы в школе является лексико-тематическая группа, а не конкретное слово с его неповторимым индивидуальным смыслом. В результате значительно снижается развивающий эффект лексики, введенной в учебный процесс. Одной из важнейших задач развития речи обучающихся является управление процессами обогащения словаря школьников. В связи с этим возникает необходимость предложить систему упражнений, реали-зующую семантико-функциональный подход к изучению единиц языка, в данном случае глагола.
Предлагается система упражнений на материале, глаголов звучания. Глаголы звучания как отдельный класс слов в начальной школе не изучаются, хотя широко представлены в упражнениях учеб- ников по русскому языку, направленных на усвоение грамматических понятий, категорий и формирование орфографических навыков, а также в текстах книг по чтению. При этом богатый семантический потенциал и изобразительно-выразительные возможности остаются без должного внимания на уроке. Школьники зачастую не умеют слушать друг друга, природу, птиц, журчание ручейка т. п.
При разработке методики представления глаголов звучания были выявлены ведущие умения, развитие и совершенствование которых будет являться показателем успешного усвоения ссмантико-функционального аспекта этого класса слов : умение классифицировать глаголы по источнику звука, группировать их по определенным значениям, сопоставлять группы глаголов, объединенных общим смыслом, но различающихся оттенками значений, употреблять в речи глаголы-синонимы, антонимы со значением звучания, использовать в собственной связной речи фразеологизмы с глаголами звучания, конструировать связные высказывания с заданными глаголами и уместно употреблять их в тексте.
Предлагаемая система упражнений условно делится на несколько типов.
Упражнения первого типа включают в себя задания, ориен- тированные на формирование умения анализировать значение слов, осуществлять группировку глаголов по семантическим признакам,
1. Определите источник звука, подобрав к данным глаголам имена существительные.
Шипеть, кукарекать, журчать, стрекотать.
2. Распределите данные глаголы на группы в зависимости от того, кто производит звучание (птица и человек, животное и человек, только человек).
Щебетать, сопеть, говоришь, течешь печать, квакать, чихать, каркать, щелкать, мычать.
3. Выпишите из текста глаголы, связанные с процессом издавания звуков.
Весна.
Пришла весна! Кругом еще лежит снег. Солнце радостно улыбается. Зачирикали воробьи. Закаркали вороны. Запели звонко птицы. Зажурчал на весь мир ручей. Весна! Весна! Пробурчал медведь и вмиг вышел из берлоги.
Найдите слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение, используйте толковый словарь.
1) Выберешь местечко поукромней, сядешь и слушаешь, как ласково журчит, разговаривает речная вода. (В. Солоухин.)
2) И вдруг гора охнула и задрожала! Где-то внутри неё зародился гул: он рвётся наружу, приближается и растёт. (Н. Сладкое.)
3) Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит. (Ф. Тютчев.)