Папки-передвижки

Семейное воспитание (часть 2)

ВАЛЕНТИНА ДЕНИСОВА
Семейное воспитание (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы

Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с жизнью семьи.

Часть 2

Конфликты между родителями и детьми. Пути их разрешения.

Понятие конфликта содержит в себе различные способы противостояния, напряжения и борьбы. Это могут быть противоположности позиций и противоречия во взглядах, различие интересов, расхождения в оценках. Конфликт находит своё выражение в борьбе и соперничестве, конкуренции, раздорах и кризисе.

Публикация «Семейное воспитание (часть 2)» размещена в разделах

Конфликты в отношениях родителей и детей редко возникают случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей в виде чувства любви, потребности друг в друге, но не всегда они правильно распоряжаются этим даром. Нередко возникает ситуация неразрешённого противоречия, в которой родители и дети, испытывают психологический дискомфорт и пытаются решить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссным путём или методами.

Родители, осознав сложность конфликта и не найдя путей его разрешения, обращаются к педагогу или психологу по поводу тревожной конфликтной ситуации, возникшей, по их мнению, вчера или неделю назад. Они не видят ни процесс развития отношений, ни их последовательность и логику, а, как им кажется, замечают внезапный, необъяснимый, удивительный случай.

Отношений между родителями и детьми, складывающихся в семьях, где в основе положено видоизменение потребности в общении как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений.

1 вариант.

Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Это характеризуется, прежде всего, общей нравственной атмосферой семьи: порядочность, откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, умение родителей понять мир ребёнка, его возрастные запросы, так как ребёнок каждого возрастного периода нуждается в особом понимании и особой помощи. Дошкольник - в терпеливых ответах на вопросы; младший школьник – в понимании школьных установок; подросток – в самоутверждении; старшеклассник – в жизненном самоопределении. Но каждый возрастной этап открывает и свои возможно каждый возрастной этап открывает и свои возможности участия детей в жизни семьи, их соучастия в заботах родителей.

Конфликтные ситуации в семьях данного типа возникают в период формирования и развития отношений детей к жизненным перспективам, к жизненной деятельности, к окружающим людям и самому себе. Но глубокая, неизмеримая родительская привязанность, постоянная готовность прийти на помощь, умение быть рядом во время жизненных невзгод, чуткое сопереживание, развитие интересов и способностей ребёнка, которые помогли им найти жизненное признание, взаимопонимание и сотоварищество помогают найти выход из любой ситуации, найти правильное решение.

2 вариант

Родители стараются вникнуть в заботы и интересы своих детей, а дети делятся с ними своими проблемами. Но особой потребности во взаимном общении ни родители, ни дети не испытывают.

Внешне отношения в семье кажутся благополучными, но некоторые глубинные, сокровенные связи нарушены, а в отношениях наметилась едва ощутимая «трещина» душевных связей между родителями и детьми.

Основными причинами такого разлада в семье являются:

-некоторые расхождения между требованиями и поведением родителей;

-недостаточная чуткость, душевная тонкость, такт родителей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ребенка быть личностью;

-психологическое отстаивание родителей от динамического развития детей. Это часто проявляется в том, что родители продолжают относиться к своим заметно выросшим детям, как к маленьким, а это в свою очередь вызывает негативную реакцию со стороны детей, стремление самоутвердиться, проявить свой характер. Поэтому подобные, еще едва заметные, признаки возникающей дистанции должны давать родителям повод для серьёзных размышлений и пересмотра своих взаимоотношений с детьми.

3 вариант

Взаимоотношения в подобных семьях можно определить так: родители скорее стараются вникнуть в интересы и заботы детей, чем дети делятся с ними. Такой вид отношений наиболее противоречив и несколько странен. Родители стремятся вникнуть в жизнь детей из самых искренних чувств и побуждений. Высоким помыслам родителей не суждено осуществиться из-за низкой педагогической культуры, неумения найти правильной подход и нужные слова.

Мечтая и надеясь предостеречь своих детей, сделать их счастливыми, родители фактически оберегают их на неправомерные ограничения, а иногда и на страдания. Замечено, что обычно жертвами такой любвеобильности становятся девушки-старшеклассницы.

Это чаще всего объясняется тем, что интерес родителей к внутреннему миру детей не всегда сопровождается умением войти в этот мир без нажима, навязывания своих взглядов и идеалов, без нервозности и предубеждений.

В таких семьях дети стремятся избегать откровений и близких отношений с родителями.

4 вариант

Отношения в подобных семьях характеризуются стремлением и желанием детей общаться и делиться с родителями и нежеланием родителей вникать в интересы и заботы детей.

Такой вариант отношений возникает в семьях, где родители чрезмерно заняты собой, работой, своими увлечениями, личными отношениями, размолвками и семейными конфликтами. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у них чувство обиды, одиночества, собственной неполноценности. И все же естественная привязанность, любовь к родителям вызывает у них стремление делиться своими успехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями.

Но с возрастом дети начинают постепенно отдаляться от родителей, замыкаться в себе, сосредоточиваясь на своих проблемах и желаниях.

5 вариант

Поведение и жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, при этом чаще правы бывают родители. Эти отклонения обычно связаны с возрастными особенностями детей.

Противоречия во взаимоотношениях родителей и детей возникают в результате односторонних, временных, без учета реальных способностей и увлечений детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях с аморальной направленностью.

Вполне естественно, что родители обеспокоены всем тем, что может нанести детям физический, психический и моральный вред. Исходя из своих взглядов и жизненного опыта, они стараются оградить своих детей от неприятности и объяснить им возможные последствия такого поведения. Но нередко сталкиваются с непониманием, неверием, сопротивление со стороны детей.

При этом важно, чтобы родители всегда стремились разобраться в мотивах стремлений детей, проявлять достаточное уважение к их доводам и аргументам. Это объясняется тем, что дети часто искренне убеждены в своей правоте, в том, что они все делают правильно, а родители не хотят их понять или не способны войти в их положение.

При всей правоте родителям полезно знать, что недостаточное знание общающимися друг друга, неприемлемые формы общения, неправильное взаимное восприятие, различия характеров, противоборствующие желания, отрицательные эмоции могут привести к возникновению психологического барьера и к серьезным конфликтам поколений.

6 вариант

Скорее правы дети. Разумеется. В этом случае родители, как правило, из лучших побуждений занимают конфликтную позицию, искренне желая добра детям. А это в свою очередь, влечет за собой огорчения и непонимания друг друга.

Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые они не могут или не желают искоренять в себе. В своих отношениях друг с другом и со своими детьми. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к другому мнению. Особенно болезненно реагируют дети на нарушения норм поведения, на тягу родителей к сомнительным развлечениям, к выпивке, которые вызывают резкие протесты детей. Конфликтные ситуации могут возникнуть вследствие педагогической бестактности родителей, которая усугубляется отсутствием общей культуры. Острые конфликты могут возникнуть из-за эмоциональной глухоты родителей, дети всех возрастов особенно ранимы в момент тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, которые так часто непонятны взрослым. Конфликты, в которых правы дети, чреваты тяжелыми последствиями – многолетней детской обидой, разобщающей и отдаляющей родителей и детей.

7 вариант

Конфликты возникают по причине обоюдной неправоты. Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии «глухой обороны» сначала в эпизодические «контрнаступления», а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего поведения и отношения к детям, наступает стадия глубокого конфликта – «холодная война» повседневных нервозных стычек.

8 вариант

Этот вид конфликтов можно назвать: Кого ты больше любишь?

Как показывает жизнь, в немалом числе семей у родителей нет единства в воспитательных воздействиях на детей. Это касается самых различных сторон отношений с детьми: интереса к их жизни, содержания требований и тона их выражения, содержания общения и его тона, выражения чувств и характера поощрений и наказаний.

Общеизвестно, что родители неодинаково относятся к своим детям, по-разному их любят. И отношения с детьми также складываются по-разному, а это в значительной степени влияет на формирование отношений детей к матери и отцу. Отсутствие авторитета, уважения одного из родителей ведет к непослушанию, возникновению конфликта между детьми и данным членом семьи.

9 вариант

Полное взаимное отчуждение и враждебность.

Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин возникновения такой ситуации.

1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание детей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности. Родители же, приступая к этому сложному делу, в своем большинстве не имеют о нем сколько-нибудь педагогического представления. И если они не отдают себе в этом отчета, если не занимаются вдумчивым психологическим самообразованием, могут оказаться перед угрозой беспомощности и страданий. В подобной ситуации родители могут легко упустить детей, которые найдут себе другую среду общения (могут попасть в преступную).

2. Жестокие варварские методы воспитания, в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями избегать общение с ними. На смену взаимопониманию и общению в таких семьях приходит полное отчуждение и вражда.

3. Сотворение в семье кумира из ребенка. Обычно это единственный, заласканный, зацелованный ребенок, капризный и плаксивый. В результате вырастает эгоцентричный, равнодушный человек, стремящийся подчинить всех своей воле и желаниям.

Несмотря на сложность и многообразие семейных конфликтов и причин их возникновения, учитель может дать родителям конкретные рекомендации по организации рациональных условий и отношений с детьми.

Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических желаний и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.

РАЗУМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений являются благодатной почвой для создания внутренних взаимосвязей и близких контактов родителей и детей.

В коллективной жизни семьи возможно успешное создание обстоятельств воспитательного процесса. Например, равное распределение трудовых обязанностей с целью формирования чувства долга и ответственности перед членами семьи.

Дети ожидают от родителей постоянного и пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Возрастные особенности включают характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности. А под индивидуальностью человека понимается существенное своеобразие его основных свойств и качеств.

Учет возрастных особенностей детей требует постоянного изменения воспитательных влияний на различных ступенях становления личности. Родители не могут не считаться с этим движением растущего человека, его стремлением к самостоятельности.

Некоторые рекомендации по преодолению

конфликтных ситуаций

Совет 1

Чтобы с раннего возраста избегать конфликтных ситуаций с детьми, необходимо примерно в 1/3 случаев уступать своему ребенку. В 1/3 настаивать на своем, а в 1/3 оставлять вопрос открытым, т. е. отвлекать ребенка и отвлекаться самим: петь, плясать, смеяться, придумывать любые способы отвлечения. Но в каждом случае это соотношение должно быть индивидуальным, так как все дети различны.

Совет 2

Прежде чем принять решение, давать себе время подумать, а потом реагировать. Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего.

Совет 3

Потребовав что-либо от ребенка, дайте ему время. Ребенок не автомат.

Совет 4

Не внушать ребенку отрицательного, не запугивать его.

Совет 5

Почаще внушайте ребенку положительное. Начинайте каждый день с ребенком радостью, а заканчивайте миром.

Совет 6

Будьте уверены в правильности своих решений и поступков.

Совет 7

Давайте ребенку отдых от внушений, во всяком случае, от однообразных.

Совет 8

Чаще задумывайтесь над тем, а всегда ли вы являетесь примером для подражания своим детям.

Совет 9

Уважайте тайну ребенка. Преступно не уважать его тайны и секреты.

Совет 10

В любой ситуации учитывайте свое состояние и состояние ребенка.

Совет 11

Наказывая ребенка, помните:

-наказание не должно вредить ни физическому, ни психическому здоровью ребенка;

-если есть сомнение, наказывать или нет, то лучше не наказывайте;

-за одну провинность – одно наказание;

-при наказании необходимо учитывать срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;

-если ребенок наказан, то он должен быть прощен;

-любое наказание не должно унижать достоинство ребенка;

-ребенок должен знать, за что его наказывают, и не бояться наказания.

Совет 12

Поощряя ребенка, помните:

-не стоит хвалить ребенка за то, что достигнуто не его трудом;

-не хвалите за одно и то же больше одного раза;

-не стоит хвалить ребенка из жалости или из желания понравиться;

-помните, что частая похвала нанесет большой вред в воспитании ребенка.

Совет 13

Чтобы избежать конфликта с ребенком, отдаления его от родителей, следует помнить, что нельзя наказывать или ругать ребенка:

- когда он болен, так как его реакция может быть непредсказуемой;

- когда он ест, перед или после сна, во время игры или работы;

- сразу после физической или душевной травмы;

- если у ребенка что-либо не получается;

- в том случае, если мы сами раздражены, устали или огорчены.

Дети в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят радость и заботу, которые расширяют любовь друг к другу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной.

Несомненно, что ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Однако продолжающаяся десятилетиями жизнь двух эмоционально разъединенных людей «ради ребенка» часто является тщетной попыткой создать иллюзорный фасад семейного благополучия.

Нерешенные супружеские проблемы, хотя и спрятанные под девятью замками, влияют на ребенка посредством психологических механизмов.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки». Дидактическая игра «Футбол». Часть 4Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки». Дидактическая игра «Футбол». Часть 4 19 июня. Всемирный день детского футболаНастольная дидактическая игра «Футбол» изготовлена из бросового материала и материала для творчества.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1 Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2 Как привить ребенку способность к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3 В игре "Кошки - мышки" используется игровое поле размером 40 см х 40 см, разделенное на 64 квадрата со стороной 5 см. Игра "Кошки.

Памятка для родителей «Семейное воспитание» Дорогие родители! Хотим предложить вам сотрудничество по воспитанию ваших детей. Дети – самое дорогое, что мы имеем. Дети - наше будущее.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейное воспитание (часть 2)
Опубликовано: 5 июня 2020 в 12:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семейное воспитание (часть 2)» (включая файлы) размещена пользователем ВАЛЕНТИНА ДЕНИСОВА (УИ 733605) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД