НАТАЛЬЯ ВИДЕНЕЕВА
Семейный клуб как форма работы с неблагополучной семьей
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ – как форма работы с неблагополучной семьей.
Каждый человек неповторим и уникален. Однако, оборотная сторона этой уникальности - фатальное одиночество. Человек приходит в этот мир один, в одиночестве же и покидает его. Человеку важно, чтобы кто-то понял, принял его, ему необходимо знать, что он кому- то нужен. Человек хочет любить и быть любимым. И найти это он предполагает в семье.
Публикация «Семейный клуб как форма работы с неблагополучной семьей» размещена в разделах
Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Семью создают отношения «родители-дети». На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Дети могут достигать потенциала своего личностного развития только при условии безопасного, предсказуемого окружения семьи, ее воспитательного потенциала, обеспечивающего нормальный уход. Соблюдение условий безопасного окружения в семье служит для ребенка источником силы психического развития. При обеспечении безопасности в семье у ребенка развиваются привязанности, уверенность, защищенность, умение справляться с трудностями и потерями, происходит развитие личностных качеств, способностей и возможностей.
Анализ причин помещения детей в Социально реабилитационный центр (с 3 до18 лет) показывает, что большая часть несовершеннолетних поступает в связи с нахождение в социально - опасном положении. Это дети с отклонениями в поведении, дети, деятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Неблагополучная семья – это не только семья, материальное положение которой далеко от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжающая идти к полному краху. Под неблагополучием, понимаем его проявления:
1. Психическое
2. Физическое
3. Социальное
Такие семьи, как правило, делятся на две группы:
Первую группу составляют семьи с явной открытой формой неблагополучия, конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные, неполные и др.
Вторую группу представляют семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий, со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Это семьи внутренне неблагополучные – это скрытая форма неблагополучия.
Можно выделить такие типы семейного неблагополучия, которые наиболее часто встречаются:
-сиротские
-асоциальные
-многодетные
-аморальные
-конфликтные
-неполные
-педагогически несостоятельные.
Однако разделение семей по причинам неблагополучия относительны. Причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Одна из причин играет ведущую роль, другая – второстепенную. Формы и методы психолого-педагогического воздействия на семью выбирали исходя от ведущей причины семейного неблагополучия. Использовали такие методы, как: «оптимизации ресурсов», «выстраивание будущего», «прошлых воспоминаний». Основные вопросы, на решение которых мы ориентировали родителей, следующие: «Что будет с вашей семьей через 1 год?», «А через 5 лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из ваших знакомых, близких, из вашего окружения может помочь сделать Вашу жизнь лучше?»
Психологическая атмосфера неблагополучной семьи вызывает у ребенка эмоциональные переживания, с которыми он не может справиться из-за возрастной незрелости психики, что приводит ребенка к неврозу – психогенному заболеванию, затрагивающему важнейшие сферы формирования личности, систему ее отношений в семье, со сверстниками и взрослыми.
Причины нарушений детско-родительских отношений, которые наиболее часто встречались в семьях воспитанников :
Нарушения в сфере эмоционального отношения к ребенку, отвержение личности, неприятие его таким, какой он есть;
Нарушения в социальной сфере, гиперсоциализация, кооперация: отсутствие стремления взрослых к сотрудничеству с ребенком, нет проявления с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах, чрезмерный контроль, за ребёнком;
Нарушения в межличностных отношениях, родителей с ребенком, чрезмерный симбиоз или напротив, дистанция родителей с ребенком;
Нарушения в сфере восприятия ребенка родителями: негативное отношение родителей к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам и т. п.
Реализуя программу психологической реабилитации детей и подростков- центральное место отводится семейно-ориентированному подходу в психологическом сопровождении семей воспитанников.
Отдавая себе отчет в том, что ребенок, оторванный от семьи, испытывает серьезную психологическую травму - пытаемся ему помочь, преодолеть ее, создавая среду и атмосферу дома, где действует минимум ограничений, а доминирует забота, внимание и доброжелательное отношение. После поступления ребенка, рассматриваем его семью в качестве главного получателя наших услуг.
Родителей приобщаем к совместной работе. Цель - разрешение проблем приведших к плохому обращению с ребенком и разработка, и реализация плана воссоединения семьи. Тем самым, не только повышаем вероятность успешного воссоединения, но и сохраняем отношения между ребёнком и его семьей.
Если многократные интенсивные попытки укрепить семью и обеспечить ее восстановление не приносят желаемого результата, права ребенка приобретают преимущественную силу.
Работа проводится поэтапно, ее эффективность во многом зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с членами семьи (родителями, родственниками опекунами, по индивидуальному плану. Психологическое сопровождение семьи и реабилитационная работа с родителями, или лицами, их замещающими, осуществляется через :
- индивидуальное психологическое консультирование,
- семейную терапию,
-тренинги ДРО,
-заседания круглого стола,
-семейный клуб «Вместе мы семья».
Работа с родителями воспитанников – одно из самых сложных направлений в нашей профессиональной деятельности. Мы не можем исключить родителей из проблемы воспитания, хотя иногда такое желание может остро возникнуть у педагога. Зачастую поведение воспитанников как в зеркале повторяет то, что происходит у них дома, те же трудности, с которыми сталкиваются воспитатели, имеются и у родителей ребенка. Считаем, необходимым учить родителей всему тому, что знает о дисциплине педагог, просвещать, призывать, развивать и т. д. В общем, воздействовать различными способами, имеющимися в арсенале педагога, т. к. очень важно развивать рефлексию, увеличивать способы, расширять стратегии поведенческих реакций родителей во благо реабилитации и дальнейшей абилитации ребенка. Тактики экстренного воспитывающего и социализирующего воздействия, и стратегии поддержки могут и должны использоваться родителями дома в дальнейшем.
Одна из форм работы с родителями наших воспитанников – Семейный клуб «Вместе мы семья», заседания которого проходят регулярно. Мы предложили родителям стать, нашими партнерами и они согласились. Ведь большинство родителей трудных воспитанников искренне считают, что исправить поведение и чему-то научить может только воспитатель или педагог. При этом у нас выигрышная позиция: родители наших воспитанников скорее примут предложение о помощи от нас и наших воспитателей, наших специалистов, чем пойдут на консультацию куда-то т. к. это менее хлопотно или гораздо менее болезненно. Вначале мы сталкиваемся с определенными трудностями. Не секрет, что «трудные» дети живут в семье «трудных» родителей. Поэтому поначалу нам приходится приложить определенные усилия, чтобы родители нас уважали так же, как их дети. Известно, что существует научно - проверенная зависимость между стилем семейного воспитания и успехами в социальной адаптации ребенка. Наивысшие успехи возможны только при партнерском стиле взаимоотношений дома. Поэтому можно сказать, что изменение стиля родительского отношения – поворотный пункт социальной успешности ребенка.
Ну, а, что же сам ребенок? Семейный клуб тем и хорош, что он проходит с участием самого ребенка. Воспитанники участвуют совместно с родителями, воспитателями и специалистами в заседаниях семейного клуба. Приглашенные заранее родители, приходят в Центр к определенному времени, где их у дверей встречают воспитанники, проводят для них экскурсию по Центру. Далее - родители общаются со своими детьми.
Затем начинается первая страничка заседания – теоретически – просветительная, в ней участвуют родители и воспитатели, специалисты Центра (юрист, врач, психолог и др.). Дети в это время готовятся ко второй странице заседания - музыкальной.
«Музыкальная семейка», где вначале наши воспитанники показывают приготовленный для родителей концерт, затем родителям и детям предлагается совместно попеть, потанцевать, поиграть. Викторины, музыкальные кроссворды и другая - совместная творческая деятельность. Третья страница заседания «Семейного клуба» - это обучение жизненно важным навыкам, как основе психосоциальной компетентности. Как правило, это проходит в виде психологической игры, упражнений, заданий и т. д. Психосоциальная компетентность – это способность человека эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям, быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях, а так же в налаживании детско-родительских отношений. Уделяем большое внимание развитию психосоциальной компетентности, считаем, что это одна из важнейших наших задач в ходе реабилитации семьи.
И четвертая страница – это совместное чаепитие за общим столом, где всем хватит места, где внимание и любовь родителей помогает формировать главное – защищенность ребенка.
Когда родители, воспитатели, педагоги, специалисты – самые значимые для ребенка взрослые – вместе объединяют свои усилия, ставят общие цели и используют партнерские стратегии, результат становится более эффективным и появляется намного быстрее.
Конечный результат применения психолого-педагогических технологий может быть выражен лишь показателями изменения самой семьи. А это значит, что технологии должны работать на конечный результат в понимании самой семьи, достижение которой возможно лишь посредством реализации всех возможностей психолого-педагогического обеспечения и социально – педагогической работы с семьей.
Н. Виденеева.