Екатерина Козоногова
Семейный театр как форма совместной деятельности родителей, детей и педагогов в контексте требований ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Семейный театр как форма совместной деятельности родителей, детей и педагогов в контексте требований ФГОС ДО
Актуальность
В связи с вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одной из задач является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Важным условием реализации данной задачи является сотрудничество педагогов с семьей : дети, воспитатели и родители - главные участники образовательной деятельности.
Публикация «Семейный театр как форма совместной деятельности родителей, детей и педагогов в контексте требований ФГОС ДО» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Как правило, в работе с родителями применяются традиционные методы сотрудничества с семьей (собрания, консультации, круглые столы, но часто родители остаются недостаточно активными и заинтересованными. Я считаю, что родителям необходимо научиться взаимодействовать с ребенком в совместной деятельности, встать на его позицию, понять его чувства и переживания.
Для сотрудничества мною выбрана форма «Семейный театр». Семейный театр–особая конструктивная форма, способствующая взаимодействию детского сада с семьей, приобщению взрослых и детей к театральному искусству. Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей, созданное при участии педагогов, ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи.
В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями (и другими родственниками воспитанников) и педагогами образовательного учреждения.
Встречи, проводимые в форме семейного театра, позволяют организовывать равноправное участие детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. В моменты специально организованного взаимодействия между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают. Родители начинают осознавать важность игры в период дошкольного детства.
Цель: развитие взаимоотношений педагогов и родителей, родителей и детей, а также взаимоотношений между семьями воспитанников в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Установить тесные отношения между родителями, другими родственниками воспитанников и педагогами ДОУ.
2. Развивать адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка; приобретение опыта совместных переживаний.
3. Удовлетворить потребности ребенка, имеющие важное значение для его развития (потребности в любви, в одобрении значимых взрослых).
4. Помочь овладеть социальными способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, в познании окружающего мира, в информационном обмене и пр.
5. Приобщать взрослых и детей к театральному искусству в процессе сотворчества.
Работу по развитию взаимоотношений педагогов, родителей и детей, в процессе театрализованной деятельности осуществляется в разных формах совместной деятельности как в ДОУ, так и в семье
Формы совместной игровой (театрализованной) деятельности :
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов :
• Театральная пятница – это традиционная форма организации игр-драматизаций, которую мы проводим в нашей группе один раз в месяц. Здесь дети выступают в роли артистов, а родители – в роли зрителей.
• Спектакль – форма совместной театрализованной деятельности детей, родителей и педагогов. Мы проводим в группе в течение года два- три раза (по желанию детей и родителей). Родители выступают в роли артистов, а дети - в роли зрителей.
• Театральные инсценировки : совместная театрализованная деятельность детей, родителей и педагогов на детских праздниках.
• Театральная гостиная – такая форма сотворчества, где происходит обмен опытом семейного воспитания. Родители и дети представляют семейные мини-спектакли, что способствует развитию творческих способностей детей и родителей в создании художественного образа, закреплению представлений о различных эмоциях. Участники театральной гостиной учатся понимать различные состояния героев и изображать их с помощью пантомимики.
Совместная деятельность родителей и детей дома :
• Слушаем сказки
• Рассказываем сказку
• Рисуем сказку
• Делаем кукольный театр
• Показываем сказку
• Работа с книжным деревом – родители совместно с детьми каждый день, приходя в детский сад, записывают, какую книжку они прочитали дома, дети рассказывают друг другу о прочитанной сказке. Игры - драматизации по знакомым детям сказкам.
Совместная деятельность родителей и педагогов :
Консультации:
• «Детские сказки. Советы для родителей»
• «Воспитание сказкой»
• «Как превратить чтение в удовольствие»
Практикумы:
- «Создаем образ» где в процессе подготовки к спектаклю участники закрепляли представления о различных эмоциях, учились понимать различные состояния героев и изображать их с помощью пантомимики, выражать эмоции мимикой и словом.
- «Театральная мастерская». Родители учились изготавливать куклы, костюмы, декорации из различных материалов с использованием бросового материала.
Результативность:
- отношения между родителя и педагогами стали более доверительные: у родителей и педагогов появилась потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно находить пути их решения. В процессе совместной деятельности родители лучше узнавали особенности своих детей, становились более терпеливыми.
- у родителей изменялось отношение к детскому саду: родители активно включаются в жизнь детского сада: интересуются успехами или неудачами детей, проявляют желание поделиться опытом семейного воспитания, стараются оказать помощь педагогам;
-у родителей и детей повысился интерес к театральному искусству : дети и родители с удовольствие участвуют в совместных спектаклях, дети могут самостоятельно организовать игры-драматизации.
Библиографический список
1. Додокина Н. В., Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду : совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3–7 лет. - М. Мозаика-Синтез - 64с.