МААМ-картинки

Семинар для молодых педагогов «Первые шаги в математику»

Юлия Лопатина
Семинар для молодых педагогов «Первые шаги в математику»

Семинар для молодых педагогов «Первые шаги в математику».

Лопатина Ю. В.

2019

Цель: Методическая консультация и практика молодым специалистам.

Публикация «Семинар для молодых педагогов „Первые шаги в математику“» размещена в разделах

Задачи: Способствовать совершенствованию педагогического мастерства воспитателей в подготовке и проведении непосредственной образовательной деятельности с детьми и деятельности в режимные моменты по формированию элементарных математических представлений; побуждать использовать при планировании образовательную программу ДОУ, методическую литературу.

Формы: мини лекция; проблемные ситуации; практикум.

«От того, как заложены элементарные математические представления, в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»

Леонид Абрамович Венгер

I. - Любите ли вы математику?

- Странный вопрос,- скажите вы.

Но ничего странного в нём нет. У каждого человека с детства складывается своё отношение к тому или иному учебному предмету, науке, в том числе и к математике.

Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

Обучению дошкольников началам математики отводится важное место в организации воспитательно - образовательной работы в ДОУ. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. При этом преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

II. - Для чего с детьми дошкольного возраста необходимо вести работу по развитию элементарных математических представлений?

Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, смекалку, сообразительность, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь, развивает творческое мышление. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, внимательнее, сообразительнее.

Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников - интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми знаний о количественных отношениях между предметами и явлениями окружающего мира.

III. – Какими принципами мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, чтобы знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления?

Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учё том следующих принципов:

• принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;

• формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления. (Перцептивные действия у дошкольников - это плодотворная связь действий ориентировки и исследования с действиями исполнения. А единство зрительных и ручных действий обеспечивают точность перцептивного анализа. Познание окружающего мира дети осуществляют в процессе игры. Играя, они активно обрабатывают и усваивают новую информацию. Таким образом, они принимают социальные нормы и правила для успешной адаптации в обществе. У детей дошкольного возраста выделяют следующие виды перцептивных действий: действия идентификации (опознание объекта); действия по отношению к эталону (сравнение свойств объекта с эталоном); моделирующие действия восприятия (овладевая продуктивной деятельностью, ребенок учится создавать новые объекты: лепка, рисование, придумывание);

• использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;

• стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;

• возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;

IV. - Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? Что включает в себя каждый раздел?

I. «Количество и счет» : представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

II. «Величина» : представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).

III. «Форма» : представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях.

IV. «Ориентировка в пространстве» : ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении.

V. «Ориентировка во времени» : представление о частях суток, днях недели месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

V. - Какие методы используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений?

(Игровые, наглядные, словесные, практические методы).

При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств.

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям, т. е. вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Особенности словесного метода:

Требования к речи воспитателя: эмоциональная, грамотная, доступная, четкая, достаточно громкая, приветливая. В младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения. В старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций. Требования к речи детей: грамотная; понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями; с нужными математическими терминами; достаточно громкая.

Требования к вопросам воспитателя: точность, конкретность, лаконизм; логическая последовательность; разнообразие формулировок; небольшое, но достаточное количество вопросов; избегать подсказывающих вопросов; умело пользоваться дополнительными вопросами; давать детям время на обдумывание.

Требования к ответам детей: краткие или полные в зависимости от характера вопроса; на поставленный вопрос; самостоятельные и осознанные; точные, ясные; достаточно громкие; грамматически правильные.

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем возрасте – в основном, вопросы поискового характера: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место в работе по математике. Реб нок должен не только слушать, воспринимать, но и сам участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Практический метод является ведущим в формировании элементарных математических представлений. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).

Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений :

- выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственной деятельности;

- широкое использование дидактического материала;

- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;

- выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;

- широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом.

Упражнения бывают коллективными - выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными - осуществляются отдельным ребенком у доски или стола воспитателя. Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные, выполняя те же функции, служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности

С точки зрения проявления детьми активности, самостоятельности, творчества в процессе выполнения заданий можно выделить репродуктивные (подражательные) и продуктивные упражнения.

Репродуктивные основаны на простом воспроизведении способа действия. При этом действия детей полностью регламентируются взрослым в виде образца, пояснения, требования, правила, определяющих, что и как надо делать.

Продуктивные упражнения характеризуется тем, что способ действий дети должны полностью или частично открыть сами. Это развивает самостоятельность мышления, требует творческого подхода, вырабатывает целенаправленность и целеустремленность. Воспитатель обычно говорит, что надо делать, но не сообщает и не демонстрирует способа действия. При выполнении упражнений ребенок прибегает к мыслительным и практическим пробам, выдвигает предложения и проверяет их, мобилизует имеющиеся знания, учится использовать их в любой ситуации, проявляет сообразительность, смекалку и т. д. При выполнении таких упражнений педагог оказывает помощь не прямо, а в косвенной форме, предлагает детям подумать и еще раз попробовать, одобряет правильные действия, напоминает об аналогичных упражнениях, которые ребенок уже выполнял, и т. д.

Соотношение продуктивных и репродуктивных упражнений определяется возрастом детей, имеющимся у них опытом решения практических и познавательных задач, характером самих математических представлений и уровнем развития их у детей. С возрастом увеличивается степень самостоятельности детей при выполнении упражнений. Возрастает роль словесных указаний, пояснений, разъяснений, организующих и направляющих самостоятельную деятельность дошкольников. Дети учатся, выполнив задание, упражнение, оценивать правильность своих действий и действий товарищей, осуществлять самоконтроль.

Экспериментирование - это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).

Таким образом, использование игровых методов и приемов как средства формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводиться в различных формах:

• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

• демонстрационные опыты;

• театрализация с математическим содержанием;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• беседы;

• самостоятельная деятельность в развивающей среде.

VI. – Какой вид деятельности является основным и ведущим в работе с дошкольниками?

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Как сказал В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игры по развитию ФЭМП используются во всех видах детской деятельности и планируются в соответствии с возрастом детей и программными задачами.

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой является дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.

1. Игры с цифрами и числами: «Правильный счёт», «Много – мало», «Счётная мозаика» и т. п. ;

2. Игры путешествия во времени: «Когда это бывает?», «Что раньше, то позднее?», «Вчера, сегодня, завтра» и т. п. ;

3. Игры на ориентировку в пространстве: «Кто где?», «Кто первый добежит до…», «Что где находится?» и т. п. ;

4. Игры с геометрическими фигурами: «Геометрическое лото», «Что такой же формы?», «Найди похожие предметы» и т. п. ;

5. Игры на закрепление величин: «Больше – меньше», «Широкое – узкое», «Сложи в ряд» и т. п.

6. Игры на развитие логического мышления: различные головоломки, лабиринты, игры - путаницы. Такие игры преимущественно используются с детьми старшего возраста. Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры.

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно – предметно – пространственная среда должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной.

VII. Вся работа по ФЭМП строится на наглядности:

- Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям. Каким?

Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.

Материал должен быть различным на каждом занятии.

Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой).

• Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы - морковки, цветочки – бабочки и т. д.)

- И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее.

Для того чтобы эффективнее использовать наглядный материал, необходимо строить развивающие занятия с учетом следующих закономерностей: изучение каждой новой темы должно начинаться с более объемного наглядного материала. Это упростит его восприятие ребенком. По мере взросления ребенка необходимо сделать так, чтобы доля объемного и сюжетного наглядного материала понижалась, а доля плоского и бессюжетного возрастала. Желательно использовать несколько типов наглядного материала для решения одной программной задачи. Очень желательно заранее ознакомить ребенка с новым для него для него материалом.

Существенным плюсом практического метода обучения является то, что он в наиболее полной степени объясняет ребенку то, зачем он изучает тот или иной материал, и как именно полученные знания смогут пригодиться ему в будущем. Активное применение на практике разнообразного дидактического материала, выполнение разнообразных как умственных, так и практических действий, развитие навыка прогнозирования результата действий с дидактическим материалом различного вида направлены не только на привитие ребенку математических навыков, но и на подробное разъяснение их роли в жизни ребенка (в игровой деятельности, в быту и т. д.).

В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить в группе уголок занимательной математики, включающий игры математического содержания. Например: «Числовые домики», «Судоку», «Геометрическая мозаика» и др. (показать примеры игр, изготовленных своими руками).

VIII. - Вся работа по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста должна выстраиваться в соответствие с возрастными особенностями детей и программными задачами по познавательному развитию. Где эти особенности и задачи воспитатель должен смотреть? (Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» и Образовательная программа ДОУ). В каком разделе программы есть задачи и содержание образовательной деятельности? (Содержательный раздел программы). Какие пункты? («Развитие сенсорной культуры» и «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем»).

IX. Участникам предлагаются педагогические ситуации (приложение 1).

X. Участникам предлагаются задачи к двум занятиям по ФЭМП (приложение 2).

Задание: 1. Определить возрастную группу; 2. Придумать начало, т. е. мотивацию занятия (игровую ситуацию, проблему, интригу занятия); 3. Показать способ объяснения нового материала в игровой форме; 4. Определить интеграцию с другими образовательными областями.

XI. - Основной формой организации обучения детей элементарным математическим представлениям в детском саду является непосредственно образовательная деятельность.

Давайте вспомним примерную структуру традиционной НОД по ФЭМП. Она строится по трем этапам:

1. Организация НОД. Психогимнастика. Начало НОД должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

2. Основная часть НОД: происходит изучение нового материала для формирования математических представлений, либо закрепление уже изученного. Упражнения можно подбирать при помощи специальной методической литературы.

В основной части занятия количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

Впервой младшей группе : может быть одна, две части — дидактическая игра.

Во второй младшей группе — до трех частей (работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).

В старшей и подготовительной группе: до пяти частей.

3. Итог НОД (Рефлексия – самоанализ деятельности и ее результатов).

В подготовительных группах организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

Любое занятие должно быть законченным, поэтому следует обязательно подводить итог. Рефлексия позволяет подвести ребенка к пониманию и проявлению своих ценностей и нравственных ориентиров.

При планировании НОД по ФЭМП в рамках реализации ФГОС необходимо использовать разнообразные игровые приёмы.

XII. Предлагаю составить модель успешной работы педагога по ФЭМП у детей дошкольного возраста (изображение пирамидки).

Первое колечко в нашей пирамидке - компетентность педагога в области преподаваемой образовательной области.

Второе колечко модели успешного занятия - готовность воспитателя к НОД.

Третье колечко пирамидки успешной работы - выбор оптимальных методов и приёмов.

Четвёртое колечко нашей модели - правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Пятое колечко - грамотная речь воспитателя.

И только при наличии всех этих компонентов, НОД будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.

XIII. Завершая наш семинар, необходимо сказать несколько слов об оценке деятельности детей на занятии. Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на НОД, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь, кроме общей безликой оценки “молодцы,” есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, молодец, постарался, ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и т. д. Эти же слова можно отнести и к вам сегодня, к вашим ответам. Пусть каждый из вас оценит свою работу сегодня и нарисует свою оценку в виде смайлика на верхушке пирамидки.

И теперь, следуя древней пословице: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю вас внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.

Публикации по теме:

Вытыканки к Новому году «Мои первые шаги»Вытыканки к Новому году «Мои первые шаги» Сейчас на сайте тысячи предложений по изготовлению поделок и украшений к Новому Году. Рассматривая работы своих друзей, я подумала, что.

Фотоотчет «Наши первые шаги в детском саду»Фотоотчет «Наши первые шаги в детском саду» Фото отчет "Наши первые шаги в детском саду. " Людмила Руденко Вот и пролетели пять лет. И мы с моей напарницей Мариной Альбертовной выпустили.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы: первые шаги»Интеллектуальная игра «Умники и умницы: первые шаги» Наш детский сад уже четвертый год проводит интеллектуальную игру "Умники и умницы: первые шаги", в которой принимают участие дети подготовительной.

Конспект занятия «Первые шаги в математику» по теме «Число 10. Состав числа 10» Цель: Сформировать представление о числе 10: его образовании, составе, записи. Познакомить с оранжевой палочкой Кюизенера, которая обозначает.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Первые шаги в инклюзивном образованииПервые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.

Фотоотчет «Первые шаги в спортивной жизни»Фотоотчет «Первые шаги в спортивной жизни» Впервые мои внуки сели на беговелы в 3 года. Научились кататься с первого раза. С тех пор берут беговелы на каждую прогулку и расстояние.

Посвящение в первоклассники «Первые шаги» Утверждаю Директор МБУ ДО «АДШИ» Шевцова Е. Н___ «» ___2018 года Дата проведения: 27.10.18г. Время проведения: 15:00.

Проект «Первые шаги в математику» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для молодых педагогов «Первые шаги в математику»
Опубликовано: 2 января 2021 в 15:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД