Получи документы

Семинар для педагогов «Театрально-игровая деятельность в ДОУ»

Иванова Маргарита Сергеевна
Семинар для педагогов «Театрально-игровая деятельность в ДОУ»

"Театр, это волшебная страна,

в которой ребёнок радуется,

играя и в игре он познаёт мир"

Мерзлякова С. И.

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

А начнем мы с вами наш семинар немного необычно в стиле детской сказки - не простой, эпической, а педагогической.

Ведущий:

Ну, конечно, во саду! В нашем с вами в детсаду!

Все вместе (поют) :

Во саду ли, в огороде

Выросли проблемы,

Их решают педагоги,

Их решаем все мы.

Публикация «Семинар для педагогов „Театрально-игровая деятельность в ДОУ“» размещена в разделах

Мы с дошкольным воспитаньем

Лезем вон из кожи,

Тянем, тянем, эх, потянем,

Вытянуть не можем!

Ведущий: Пухнет репка, зреет репка. и когда ж успел наш дедка, репку посадить свою?

Дед (обиженно) :

Я проблем не создаю! Я их только разрешаю!

Все вместе:

Ладно, ладно! Знаем, знаем!

Репка:

Просто выросла сама я,

С виду крупная такая!

Содержимое мое — Ой-ей-е-о!

Кучей — детские проблемы,

Воспитанье, планы, темы,

Скоро аттестация

И аккредитация.

Дед (подходит к Репке, берется за ботву) : Вот за Репку Дед берется.

Репка (ехидно) :

А она не поддается!

Подходит Бабка.

Дед: Вот и Бабка-воспитатель! Ты, бабуля, очень кстати, Ну-ка, вместе! (Тянут).

Нет, не взять!

Надо Внучку в помощь звать. Эй, помощница, за дело! Подходит Внучка.

Втроем: Ну-ка, дружно!

Ну-ка, смело! (Тянут).

Бабка: Ох! Не вытянуть пока. Надо вызвать физрука! Не осилить нам никак, А физрук-то — здоровяк!

Жучка:

Тяв! Я не физрук — физручка,

А по сказке — просто Жучка.

Я за Внучку ухвачусь,

Вместе с вами напрягусь!

Тянут вчетвером, затем останавливаются.

Жучка:

Кошка! Мурка!

Выдь из дому!

Ты с проблемами знакома

По хозяйственным делам.

Помоги сегодня нам!

Кошка присоединяется, тянут вместе.

Ведущий:

Дедка держится за Репку,

Бабка держится за Дедку,

Внучка тоже —мертвой хваткой

Ухватилася за Бабку,

Жучка держится за Внучку,

Мурка держится за Жучку,

Тянут, тянут, тянут.

Дед: Стой!

Результат-то — нулевой!

Бабка (задумчиво) :

С Мышкой бы пошел процесс.

Как-никак, имеет вес,

Никого не обижает,

И работе не мешает,

И заведует у нас.

Вот бы Мышку к нам сейчас!

Появляется Мышка.

Мышка: Ну, чуть что, так сразу «Мышка!»

Нет, друзья, уж это слишком,

А музрук тогда при чем?

Бабка: Мы его побережем! Тяжкий огородный труд — Не для музыкальных рук!

Мышка присоединяется; тянут все вместе.

Репка: Что ж вы тянете едва!

Все — кто в лес, кто по дрова,

Кто потянет, кто наляжет.

Прямо неудобно даже!

Внучка: Чтоб в работе был успех,

Нужен ритм! Один для всех!

Мышка:

Где музрук? Скорей, позвать! Нужно общий ритм задать!

Под музыкальный аккомпанемент

«Эй, ухнем» все вместе «извлекают» Репку.

Репка: А вот она я!

Ведущий:

Вот и справились с задачей! Разве может быть иначе? Если дружен коллектив, Подходящий дан мотив, то с веселой звонкой песней, ждет удача тех, кто вместе.

Современная педагогика из дидактической постепенно становиться развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги –практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей и интересов.

Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения, приемлемый по ФГОС ДО: учить играя.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Хороший мудрый спектакль даёт очень много и уму, и душе маленького зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Непосредственное участие в театральной постановке развивает маленького актера интеллектуально, творчески, духовно и физически. Заучивание текста роли – развивает память. Сценическое движение учит управлять своим телом. Взаимодействие с партнерами в спектакле – это особый опыт общения, формирования умения контактировать и работать с людьми. Необходимость действовать на публике приучают владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает. Позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, создаёт условия для социализации, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка. Театр – это игра, а игра – стихия ребенка

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в соответствии с ФГОС ДО:

• в организованную образовательную деятельность

• в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;

• в самостоятельную деятельность детей;

Задание 1

Младшая группа - продумать использование элемента театрализованной деятельности при режимном моменте – умывание,

Средняя группа – на прогулке,

Старшая группа – в организованной образовательной деятельности,

Подготовительная группа – как использовать элементы театрализованной деятельности в работе с родителями (с участием родителей (законных представителей) в образовательном процессе,

Инструктор по физической культуре на своем занятии (подвижные игры, упражнения на имитацию и т. д.)

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее.

В ФГОС ДО выделены образовательные области, призванные обеспечить разностороннее развитие дошкольников: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы можем решать целый комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие:

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

• воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

Познавательное развитие

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации)

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи

обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Художественно-эстетическое развитие

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.

Задание2

Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Вопросы

• Как вы понимаете определение «режиссерская игра»?

• Что вы подразумеваете под определением «игра-драматизация»?

Чем отличается режиссерские игры и игры-драматизации?

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д. В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр).

К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно –пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании ППС, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

- индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка ;

- особенности его эмоционально-личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности;

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребёнка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечении оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один и порепетировать роль или посмотреть иллюстрации и т. д.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников ППС должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра, картинки, иллюстрации, костюмы, маски и т. д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы детей. Это создает условия для персонифицированного общения педагога с каждым ребенком.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декорации и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения. Расскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказок и т. д.)

Учет возрастных и полоролевых особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов, а также размещают оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.

Задание 3

В ДОУ для каждой возрастной группы используются свои виды театров. И сейчас, я приглашаю Вас на экскурсию «Такой разный театр». Пожалуйста, ознакомьтесь с видами театров, представленных на выставке, а затем выберите те виды театра, которые можно использовать с детьми в разных возрастных группах.

Для организации театрализованной деятельности необходимы различные виды театра :

- настольный: бумажный (конусный, из коробок и тп, из природного материала, театр кукол, деревянный, на спичечном коробке, изCD дисков, оригами и т. п.

- стендовый, к нему относятся: теневой, на фланели, магнитный

- верховой: би-ба-бо, фигурка на палочке, на прищепке, куклы на гапите, театр ложек.

- наручный: пальчиковый (бумажный, вязанный и т. п., наручный.

- напольный: куклы марионетки

- театр живой куклы : театр масок, театр кукол-великанов, шагающий театр.

Условно театральное оборудование можно разделить:

Театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи);

Дополнительный реквизит (плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавески и т. д.);

Декорации (плоскостные, объемные, нарисованные, сконструированные);

Элементы костюмов (шапочки, манишки, курточки, манжеты);

Информационный материал (афиши, объявления, пригласительные билеты);

Специальная мебель для обустройства театральных зон.

Задание 4

Ситуация

Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Колобок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Колобок».

Ваша реакция в этой ситуации?

Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации?

Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?

Ситуация

Мишу (6 лет) обвиняли в несобранности, рассеянности, в неспособности сосредоточится на чем-либо.

Однажды Миша был в кукольном театре. Он с восторгом, не отрываясь не на миг, глядел на знакомых и любимых персонажей. Придя домой, он со всеми делился впечатлениями и высказывал пожелания сделать кукольный театр дома. В этом ему помогли мама и старшая сестра Катя. Но прежде чем приняться за исполнение сложного и незнакомого дела, надо все хорошо продумать.

- «В кукольном театре, - сказала мама, - прежде чем показать представление публике, устраивают заседание, обсуждают, спорят, намечают программу, проверяют, все ли хорошо получается. Вот так и мы сделаем».

Все втроем сели за стол и стали планировать, обсуждать. Наметили место, где будут показывать представление. Куда посадят зрителей, кого позовут, кого привлекут на помощь.

Во всех этих делах Миша принимал самое деятельное участие и вел себя исключительно дисциплинированно. Спектакль был назначен на воскресенье. Миша усердно и аккуратно исполнял все задания и на протяжении всей длительной подготовки не проявлял никакой рассеянности, неустойчивости, наоборот, был серьезным, внимательным, добросовестным помощником, а потом и хорошим исполнителем роли. Постановка имела большой успех, которым Миша заслуженно гордился.

Объясните резкие перемены в поведении Миши. В чем педагогическая ценность организации и проведения игры в кукольный театр?

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Желательно привлекать родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текстов, изготовителей декорации, костюмов.

В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Вручение грамот за победу и участие в смотре - конкурсе «Волшебный мир театра»

В Вашу «Педагогическую копилку» добавляю буклет «Методические рекомендации к организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Г. Попова:

Ведите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.

Рефлексия: на смайлике – маске нарисовать эмоцию после сегодняшнего мероприятия.

Прикреплённые файлы:

seminar-teatr_lha5t.pptx | 1272,79 Кб
 
Публикации по теме:

Семинар для педагогов ДОУ «Современные образовательные технологии в ДОУ» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Семинар для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность в ДОУ» Цель: заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению театральных кукол из камней с последующим их использованием в театрализованной.

Семинар для педагогов «Игровая деятельность с детьми дошкольного возраста» I. Вводная часть. Воспитатель: Уважаемые педагоги, сегодня я пригласила вас на очередную деловую игру. Учитывая то, что игра является самым.

Семинар для педагогов «Квест-технологии в ДОУ» Цель: формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности квест- технологии в условиях реализации ФГОС ДО. Методист:.

Семинар для педагогов по правовому воспитанию в ДОУ Цель: способствовать изменению фокуса точки зрения участников на проблему нарушения прав ребенка, наглядно продемонстрировать социальные.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование нестандартного оборудования в ДОУ» Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование.

Семинар с педагогами детского сада «Методы работы по театрально-творческой деятельности в условиях ДОУ» Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №41 «Гномик» Семинар с педагогами детского сада на тему: «Методы работы.

Совместная театрально-игровая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Терем-теремок» Совместная театрально-игровая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Терем-теремок». Программное содержание: Продолжить работу.

Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления с художественной литературой и развития выразительности речи МБДОУ№47 (корпус 1) "Театрально-игровая деятельность детей как средство ознакомления с художественной литературой и развития интонационной.

Театрально — игровая деятельность в первой младшей группе детского садаТеатрально — игровая деятельность в первой младшей группе детского сада Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий с детьми, развивает интеллект ребёнка, речь, дает возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Театрально-игровая деятельность в ДОУ»
Опубликовано: 25 марта 2019 в 09:13
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД