Екатерина Часовских
Семинар для педагогов «Многофункциональное использование игр В. В. Воскобовича»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Повышение профессионального мастерства педагогов – участников семинара через знакомство и демонстрацию игр, упражнений, направленных на автоматизацию и дифференциацию звуков в процессе совместной деятельности с детьми.
2. Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Ход семинара:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня наш семинар посвящён теме : «Автоматизация и дифференциация звуков в процессе совместной деятельности с детьми».
Публикация «Семинар для педагогов „Многофункциональное использование игр В, В, Воскобовича“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Но организационные формы работы с детьми, имеющими речевые нарушения, целенаправленное воздействие, способствуют преодолению имеющихся у детей речевых недостатков. Поэтому, говоря о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса.
В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т. п. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.
Игры, с которыми я сегодня хочу вас познакомить, гармонично входят в совместную деятельность с ребенком. Игры повысят эффективность коррекционной работы и помогут решить определённые задачи.
Актуальность:
Одним из направлений логопедической коррекционной работы в ДОУ является формирование правильного звукопроизношения у детей. После постановки звуков необходимо автоматизировать и ввести его в самостоятельную речь. Ребёнок свободно употребляет поставленный звук только после длительного повторения слов с заданным звуком. И это необходимо делать легко, непринуждённо, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка. Многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению. Поэтому очень важно максимально использовать разнообразную наглядность и игровые приёмы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной, и привлекательной форме для детей.
Работая с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОВЗ, я столкнулась с тем, что период автоматизации и дифференциации поставленных звуков у них достаточно длительный по времени и требует разнообразных заданий и игровых упражнений.
Думая над тем, как сделать индивидуальные и подгрупповые занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала искать игры в специальной литературе, сети интернет и придумывать игры сама.
В группе систематизировано немало игр по данному направлению работы: «Составь букву», «Умные верёвочки», «Снеговик», «Яблонька», «Парусник», «Ромашка». (предложила педагогам поиграть в эти игры)
Проверяет у детей правильность выполнения того или иного задания в играх Доктор Звуков. В стране слов также живут человечки-звуковички.
Подробно остановилась ещё на одной из дидактических игр на развитие фонематического восприятия, на дифференциацию звуков и на развитие навыка звукового анализа слова
«Собери букет цветов»
Вариант 1
Цель игры:
Развивать фонематическое восприятие, закреплять правильное произношение звуков в словах и умение дифференцировать смешанные звуки.
Закреплять знания детей об артикуляции этих звуков.
Обогащать словарный запас.
Развивать зрительное восприятие, связную речь.
Воспитывать у детей самоконтроль.
Оборудование: фигура доктора Звуков; Звуковички - носители и хранители звуков; вазы с кармашками, в которых вставлены картинки –буквы (символы звуков); цветы, на лепестках которых изображены предметные картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки;
Ход игры: Играющие должны собрать цветы в вазы, выбирая цветы с лепестками, на которых наклеены нужные картинки. Например: один ребёнок должен собрать в одну вазу цветы с предметными картинками, в названиях которых есть звук [С], другой ребёнок в другую вазу цветы с предметными картинками, в названиях которых есть звук [Ш]).
Аналогично проводится игра с другой парой звуков. Доктор Звуков проверяет правильность выполнения того или иного задания.
В кармашках вазы картинки – буквы меняются для закрепления дифференциации пар звуков: [С-Ш], [С-З], [С-Ц], [З-Ж], [Ш-Ж], [Ч-Щ], [Р-Л], [Ч-Т,], [Щ-С,], [Ц-Т,], [Ч-С,], [ С-С,], [З-З,], [Р,-Л,]
Вариант 2
Цель игры:
Развивать фонематическое восприятие, закреплять правильное произношение звуков в словах.
Упражнять детей в определении количества звуков в словах и нахождении места звука (начало, середина, конец слова)
Продолжать учить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему.
Обогащать словарный запас.
Развивать зрительное восприятие, связную речь.
Воспитывать у детей самоконтроль.
Оборудование: фигура доктора Звуков; Звуковички - носители и хранители звуков; вазы с кармашками, в которых вставлены картинки – схемы слов; цветы с изображением одной предметной картинки, подходящей к той или иной схеме.
Ход игры: Играющие должны собрать цветы в вазы, подбирая цветы на которых наклеены нужные картинки. Например: один ребёнок должен собрать в одну вазу цветы с предметными картинками, подходящими к определённой схеме (синий, красный, синий домики – например: дом, сыр и т. д.). А другой ребёнок подбирает цветы к другой схеме (зелёный, красный, синий домики – например: кит, лев и т. д.)
Аналогично проводится игра с другими схемами.
Также можно предложить схему того или иного слова выстроить звуковичками, обращая внимание на то, какой это звук: твёрдый или мягкий, звонкий или глухой.
Доктор Звуков проверяет правильность выполнения того или иного задания.