Папки-передвижки

Семинар для педагогов «Проявление тревожности у детей»

Абрамова Екатерина
Семинар для педагогов «Проявление тревожности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое тревожность? Как узнать имеется ли тревожность у ребенка? Как вести себя взрослому с тревожным ребенком?

Есть два понятия, которые нужно различать: «тревога» и «тревожность».

Тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения. Тревожность – устойчивое состояние проявления тревоги.

Причины возникновения тревожности :

Публикация «Семинар для педагогов „Проявление тревожности у детей“» размещена в разделах

I. Большинство ученых считают, что одна из основных причин возникновения тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений:

1. Противоречивые требования, предъявляемые взрослыми.

2. Неадекватные требования (чаще всего завышенные). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он неприметно должен быть лучшим, отличником. Такие родители не хотят смириться с тем, что их ребенок получает не только «Хорошо» или «5», и требуют с ребенка не возможного для него.

3. Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, если ребенку говорят: «Если ты расскажешь мне, как вел себя старший брат в мое отсутствие, я не скажу папе, что ты меня не слушался» и т. п.

4. Одной из причин тревожности у ребенка является недостаток тепла, ласки со стороны взрослых. Причем этот недостаток могут испытывать даже дети из внешне благополучных семей. Поэтому, любой шаг на встречу ребенку, похвала, ласка помогают ему, создают чувство комфорта и защиты.

II. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность родителей передается ребенку. Уровень тревожности ребенка возрастает, если взрослые не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением.

III. Авторитарный стиль воспитания также способствует повышению тревожности у ребенка.

IV. Менее тревожные дети в тех семьях, где к ним доброжелательно относятся. В тех семьях, где часто возникают конфликты, повышается тревожность и у детей.

Как выявить тревожного ребенка

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника (приложение 1) Это опросник Лаврентьева Г. П., Титоренко Т. М. «Признаки тревожности».

Для исследования тревожности ребенка используется тест Тэммл Р.

Дорки М., Амен В.

Что делать взрослому, чтобы его ребенок не стал тревожным?

А если ребенок уже тревожен. Как ему помочь?

Рассмотрим основные правила профилактики тревожности и помощи тревожному ребенку.

I. Повышать самооценку ребенка.

Конечно, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Что можно делать:

1. Называть ребенка по имени.

2. Хвалить ребенка:

- хвалите в присутствии других детей;

- главное, похвала должна быть искренней, т. к. дети очень остро реагируют на ложь;

- ребенок обязательно должен знать, за что его хвалят, хвалить просто так нельзя;

- хвалить даже за незначительные успехи, для ребенка эти успехи важны.

1. Учитывать возможности ребенка, не требовать от него того, что он не может выполнить. Помочь ему лишний раз, оказать поддержку.

2. Ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими! Сравнивать достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

II. Обучение умению управлять своим поведение.

Как правило, тревожные дети не говорят о своих проблемах открыто, иногда даже скрывают их. И если ребенок говорит, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

Желательно поговорит с ребенком (посадив его рядом, обняв, установив с ним контакт глазами – наклониться) о его чувствах, переживаниях в волнующих ситуациях. Показать, что смелый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет преодолевать страх. Такие беседы помогут ребенку понять, что и у других людей существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Сочиняйте вместе с ребенком сказки. Это научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И если даже он приписывает их вымышленному герою, то это помогает снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Играйте с ребенком. В игре ребенок учится управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Например, игра в «Школу», где «грозный» учитель (мама) ведет урок. Ребенок в такой игре отрабатывает навыки ответа у доски на уроке такого педагога.

III. Снятие мышечного напряжения.

1. Релаксация (под спокойную, приятную музыку отдыхает ребенок, лучше, если рядом будет взрослый)

2. Игры на телесный контакт. Массаж.

- Просто растирание тела (особенно напряженными у тревожных детей бывает живот, шея, голова – отсюда и частые головные боли);

- Ласковые прикосновения;

- «рисование» на спине (упражнение «Добрый мелок»).

3. Снятие напряжения с помощью дыхания.

«глубокое дыхание» - глубоко вздохнуть, задержать дыхание, счет до 5, медленный выдох;

«воздушный шарик» - надуваем шарик – вдох – руки в стороны, сдувается – выдох – сжимается (очень плавно) или руки на животе: вздох – шарик надули, выдох - сдули;

Чего же могут бояться наши дети?

Это зависит от возраста. До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7–10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.

Первый год жизни: - Страх новой окружающей среды

- Страх отдаления от матери

- Боязнь посторонних людей

От 1 до 3 лет:

- Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)

- Страх оставаться одному

- Ночные страхи

От 3 до 5 лет:

- Страх одиночества, то есть страх “быть никем”

- Страх темноты

- Боязнь замкнутого пространства

- Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)

От 5 до 7 лет:

- Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п.

- Боязнь родительского наказания

- Страх перед животными

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Страх – это только одна эмоция. Однако если их очень много, то можно говорить о тревожности.

Как же это выяснить?

Есть методика по выявлению тревожности и страхов (А. И. Захаров,

так же есть методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”. Авторы методики: А. И. Захаров и М. Панфилова.

А так же есть метод незавершенных предложений. Это тест Сакса Сиднея.

Работа со страхами

Снимать страхи помогает игра. Когда ребенок встречается в игре с травмирующей его ситуацией, он относится к ней менее драматично, чем в реальной жизни. К тому же в игре у него есть возможность "примерить" на себя разные роли, в том числе и роль пугающего его персонажа. Ребенок приучается брать инициативу в свои руки, берет на себя ответственность за происходящее и самостоятельно принимает решения. В процессе игры он учится овладевать своими эмоциями. Смоделированная ситуация помогает ребенку найти решение проблемы вопреки страху, преодолеть страх, в нем пробуждаются азарт и воля к победе. Немалую роль играет и поддержка, предоставляемая другими участниками игры.

Необходимые условия для того, чтобы игра была успешной:

- не расписывать заранее роли, не давать разъяснений, как себя вести и что делать;

- всем участникам игры вести себя естественно и непосредственно;

- участвующие в игре взрослые ни в коем случае не должны вмешиваться в нее со своими советами и назиданиями;

- когда заканчивать игру и сколько нужно играть, диктует ребенок, ведь игра рассчитана именно на него.

Дети обожают фантазировать, и в работе над страхами этим стоит воспользоваться. Рассказанный и нарисованный страх выходит наружу, и получается "эффект Стивена Кинга", который писал свои жуткие рассказы с единственной целью - освободиться от кошмаров. Ребенок сам придумывает рассказ, и в его власти заставить персонажи действовать так, как ему хочется.

Напоследок хотелось бы сказать:

Ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свои чувства. И если такая возможность у него есть, страхи приходят и уходят в соответствии с особенностями возраста. Если же ее нет, ребенок "обрастает" страхами, как днище корабля ракушками, и в какой-то момент тяжесть "ракушек" начинает со страшной силой тянуть ко дну, не дает ему выплыть. И здесь нужна наша "скорая помощь". Если ее не окажется рядом, личность ребенка может "искривиться", даже приостановиться в развитии.

Публикации по теме:

«Я — выгораю, я — наполняюсь светом, я — принимаю тепло: проявление феномена эмоционального выгорания в общении педагогов» «Я - выгораю, я – наполняюсь светом, я – принимаю тепло» - интересная и близкая для меня тема. Сразу возникают несколько определённых ассоциаций:.

Семинар для педагогов «Эффективные формы взаимодействия педагогов с детьми» «Эффективные формы взаимодействия педагогов с детьми». План: 1. Приветствие. Деление на подгруппы. 2. Оценка заинтересованности педагогов.

Семинар для педагогов «Психологические особенности детей с ОНР» Ход семинара Задачи: - познакомить участников семинара с определением ОНР; - дать знания о психологических особенностях детей с ОНР;.

Семинар для педагогов «Развитие самостоятельности и инициативности у детей»Семинар для педагогов «Развитие самостоятельности и инициативности у детей» «Развитие самостоятельности и инициативности у детей» План: 1. Упражнение «Здороваемся локтями» 2. Игра «Паровозики» 3. Притча «Плата.

Семинар-практикум для педагогов «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей» Семинар-практикум для воспитателей и помощников воспитателей на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей при организации.

Семинар-практикум для педагогов «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей у детей»Семинар-практикум для педагогов «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей у детей» СЛАЙД 1 (на экране тема: «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей у детей») СЛАЙД 2 (на экране цитата: «Умение ребёнка позитивно.

Семинар-практикум для педагогов «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста» Цель: познакомится с приёмами, направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».

Семинар-практикум для педагогов «Оздоровительные голосовые песенки-игры для детей» Семинар-практикум для педагогов «Оздоровительные голосовые песенки-игры для детей»Цель: Совершенствовать работу в ДОУ по музыкальному воспитанию,.

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: • уточнить и закрепить знания воспитателями.

Семинар-практикум «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» для педагогов ДОУ (с использованием ИКТ, технологии сотрудничества, личностно – ориентированной технологии) Книга — это волшебница. Книга преобразила мир.

Автор публикации:
Семинар для педагогов «Проявление тревожности у детей»
Опубликовано: 14 февраля 2018 в 17:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов «Проявление тревожности у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Абрамова Екатерина (УИ 1390455) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД