Семинар для педагогов «Психологические особенности детей с ОНР»

Анна Непялина
Семинар для педагогов «Психологические особенности детей с ОНР»

Ход семинара

Задачи:

- познакомить участников семинара с определением ОНР;

- дать знания о психологических особенностях детей с ОНР;

- познакомить с участников семинара с упражнениями, способствующими развитию межполушарного взаимодействия.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, наш семинар сегодня посвящен психологическим особенностям детей с ОНР. Семинар будет состоять из двух частей – теоретической и практической. А для начла я предлагаю нам поприветствовать друг друга.

Приветствие.

Упражнение «Сегодня я похожа на….»Назвать на какого героя из мультфильма или из фильма вы похожи на данный момент.

Теоретическая часть.

Слайд 1, 2

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимается нарушенное формирование всех компонентов речевой системы:

• Нарушения звукопроизношения

• Нарушения лексико-грамматических конструкций

• Бедность словаря

• Связная речь не развита.

Дети с ОНР могут посещать как специализированные группы (речевые группы, так и обычные группы детского сада. И в нашем детском саду дети с ОНР присутствуют и нам, чтобы выстроить с ними работу, необходимо понимать их особенности и учитывать их во взаимодействии с детьми.

Слайд 3

Причины, возникновения ОНР:

Биологические причины: факторы, воздействующие в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. д.)

Социально-психологические (эмоциональная депривация, необходимость освоения двух и более языков, неадекватный тип воспитания, педагогическая запущенность, дефекты речи окружающих).

Слайд 4

Уровни ОНР:

1 уровень – отсутствие речи, использование однослойных слов- предложений («дай», «ляля», «сина»);

2 уровень – зачатки общеупотребляемой речи. Речь примитивна, слова часто искажены, появляются элементарные грамматические формы и конструкции;

3уровень – характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития.

4 уровень – незначительные изменения всех компонентов речи.

Слайд 5,6,7

Примеры речи детей с ОНР:

1) Тупия сима. Ипай сек. Сек идет, сек, делева. Соя тает Сину а санкам.

(Наступила зима. Выпал снег. Снег идет, снег, деревья. Зоя катает Зину на санках).

2) Я вижу дееву, ельку, табаку, девотьку. У табаки апы болить. Девотька апу пивязь неть. У девотьки козинка ягоды. У девотьки пляток и кофты. Зеленая елька. Литья зеленый. У девотьки синий пляток, у девотьки кофта класный. У девотьки синий юбка, ботинки черный.

3) Коська вовит мыську. Кот аез (залез) ботинок, сто мыську ломать. Он помотель, ее там неть, убезял, вот здесь вот вый йваная. Кофта помотела, а там мыфка. Мыфка тапок побезяла, потому за ней кот бегает. Он хоцет ее валить и куфать. Кофти молоко любят и мыфки любят. Кот пивиляет (проверяет) мыфку. Мыфка от папотька к дырочки безяла, а котик мотит.

Стоит отметить, что некоторые великие и выдающихся люди в детстве отставали в развитии от своих сверстников и у некоторых были нарушения речи. И если бы эти люди родились в наше время и пошли в наш детский сад, то они считались бы детьми с ОВЗ, их бы направляли на комиссии и составляли индивидуальные маршруты.

Альберт Эйнштейн.

Когда гениальный физик Альберт Эйнштейн был маленьким, взрослые его совсем не понимали. Это был очень застенчивый и молчаливый мальчик. Он жил в своем собственном мире и не очень-то интересовался тем, что происходит вокруг. Альберт поздно научился говорить. Просто малыш не видел в этом смысла – контакт с окружающими налаживать не хотелось, и в тишине было так хорошо. А родители переживали, боялись: а вдруг их кровиночка в развитии отстает? Когда Альберт пошел в школу, проблем стало еще больше. Учителя били тревогу, говорили, что

Эйнштейн не обучаем. Но на самом-то деле, педагоги просто не могли подобрать ключика к сердцу необычного ребенка. Спустя несколько лет он достиг огромных успехов и блестяще поступил в Цурихский политехникум. Как мы знаем, его ждала грандиозная научная карьера. Альберт Эйнштейн открыл миру теорию относительности, расширил наши знания о фотоэффекте, броуновском движении, теории излучения. И поразил этим всех, кто в него не верил!

Людвиг Ван Бетховен.

Вы не поверите, но маленький Людвиг Ван Бетховен не любил заниматься! Да-да, гранит науки был слишком тверд для молочных зубов будущего гения. Арифметика и правописание часто доводили мальчика до слез. Знаки препинания Бетховен ставил наугад: нудные правила нагоняли тоску и решительно не запоминались. А уж таблица умножения и вовсе была настоящей бедой - часами с нею просиживал, а толку чуть. Зловещие столбцы стали врагами Людвига, и побороть их он так и не смог. За всю свою жизнь он так и не научился умножать! Да и пунктуация оставалась для гения величайшей премудростью: он писал с ошибками. Тем не менее, все это не помешало ему стать величайшим композитором!

Исаак Ньютон.

Кого нещадно ругали школьные учителя, так это Исаака Ньютона. На занятиях мальчик только присутствовал – воображение уносило его в другие миры, далекие от надоевших предметов и бесконечных нотаций. И достучаться до него было невозможно! Пытливый взор Исаака изучал стену или пейзаж за окном, блестящая память дремала, разнообразные способности прятались от чужих глаз. … Подумать только, отец закона всемирного тяготения был одним из худших учеников! В тогдашнем рейтинге успеваемости фамилия «Ньютон» занимала предпоследнюю строчку.

Слайд 8

А сейчас перейдем к психологическим особенностям детей с нарушениями речи

Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной, волевой, коммуникативной сфер.

Слайд 9

Особенности внимания:

для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. Отмечается недостаточная его

- устойчивость

- трудности включения

- трудности распределения и переключения

Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР - быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны взрослого, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы, наблюдаются трудности планирования.

Слайд 10

Особенности памяти:

всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания.

У детей отмечается недостаточная его

- устойчивость

- трудности включения

- трудности распределения и переключения.

Слайд 11

Дети с ОНР затрудняются

- в определении правой, левой стороны

- путают понятия вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра

- в выполнении действий, изменяющих положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа стул)

Слайд 12

Значительная часть дошкольников с ОНР имеют плохую координацию:

- дети выглядят моторно неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку,

- имеют повышенную двигательную истощаемость,

- сниженную двигательную память и внимание.

Слайд 13

Для многих детей характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики.

Затруднена координация движений (при расстегива-нии и застегивании пуговиц, завязывании и развязы-вании шнурков, при работе с ножницами и т. д.).

Слайд 14

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. Затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. В общении могут быть агрессивны, обидчивы, раздражительны. Трудности с саморегуляцией и самоконтролем.

Слайд 15, 16

Особенности эмоционально-волевой сферы:

раздражительность, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность (не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т. п.). Эмоционально неустойчивы, настроение меняется быстро. Нередко возникает агрессия, но может наблюдаться и заторможенность и вялость. Быстро утомляются, утомление накапливается к концу дня и к концу недели.

Эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и расстройства в ответ на замечание, неуважительное отношение.

Высокий уровень притязаний. Некритично стремятся к лидерству, реагируют негативом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых. Отказываются от задания, если знают свою несостоятельность.

Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность.

Практическая часть семинара.

Комплексы упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс обучения.

Комплекс 1

1. Массаж ушей.

Двумя пальцами потянуть несильно или нажимать на мочки ушей 10 раз. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их кончики, пальцами слегка постукивать по затылку 3-5 раз.

2. Массаж точек мозга.

Сидя на стуле, лежа, стоя. Указательные пальцы обеих рук положить на лоб над бровями, массировать круговыми движениями, начиная в сторону висков - 5 раз, затем 5 раз - к носу. Делать с любовью к себе.

3. Массаж точки «третий глаз».

Сидя или стоя. Указательные пальцы положить на точки лба между бровями. Энергично массировать круговыми движениями по и против часовой стрелки по 5 раз.

4.«Ленивые восьмерки».

Сидя или стоя, плечи слегка отведены назад, голова приподнята. Вытянуть правую руку, нарисовать горизонтально в воздухе восьмерку, следить за движением кисти глазами. Повторять 3-5 раз. То же левой рукой.

5. «Перекрестные шаги»

Это основа походки, танцевальных «па» и маршировки. Перекрестные шаги помогают связать левое и правое полушария, что помогает активизироваться речевым и языковым центрам.

Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.

6. «Крюк Деннисона»

Упражнение помогает выйти из стресса, успокоиться, расслабиться. Для гиперактивных детей, это поможет сгруппироваться и унять свои эмоции.

Ребенок встает и скрещивает ножки. Затем скрещивает ручки и вытягивает их вперед таким образом, чтобы две ладошки переплелись и вышел «замочек». Сгибает локти (вывернув кисти вовнутрь так чтобы они «смотрели» вниз) и прижмает их к груди. Глазки поднимает вверх и «цепляется» за недвижимую мишень, оставляя подбородок опущенным.

7.«Сова» - (Можно выполнять с закрытыми глазами).

Сидя на стуле, руки на коленях. Медленно повернуть голову как можно дальше влево, затем вправо. Повторять 3-4 раза в каждую сторону.

Комплекс 2

Упражнение № 1 «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)

Много мебели в квартире.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,

(Загибают пальчики, начиная с большого).

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

Упражнение №2 «Кулак-ребо-ладонь»

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Упражнение №3 «Лезгинка»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Упражнение №4 «Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Данные упражнения очень просты и выполняя их каждый день, можно существенно облегчить процесс обучения ребят. Спасибо за внимание, надеюсь информация была полезна для вас.

Используемая литература:

- Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения»;

-Халифаева О. А. «Особенности детей с нарушением речи»;

- интернет-ресурс http://www.astro-studia.ru/index.php/component/k2/item/171-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%85

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР» Консультация для педагогов: «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР». Нарушение речи – достаточно распространенное.

Консультация для педагогов. Психологические подходы к проблеме общения Понятие общения, как и любое понятие психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Наиболее объемно.

Консультация для родителей «Психологические особенности ребенка 3–4 лет, или Кризис 3-х лет» Цель: Знакомство с родителями с основными характеристиками кризиса трех лет. Обмен опытом эффективного взаимодействия с детьми. Совместная.

Психологические особенности детей с задержкой психического развитияПсихологические особенности детей с задержкой психического развития Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов подготовительной группы. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный.

Психологические особенности развития детей 2–3 лет Психологические особенности развития детей 2 – 3 лет Уважаемые родители! Очень важно знать об особенностях развития ребенка, его возможностях.

Семинар для педагогов «Эффективные формы взаимодействия педагогов с детьми» «Эффективные формы взаимодействия педагогов с детьми». План: 1. Приветствие. Деление на подгруппы. 2. Оценка заинтересованности педагогов.

Психологические особенности адаптации ребенка 2–3 лет к детскому саду Психологические особенности адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду В статье представлены теоретические подходы к пониманию сущности.

Возрастные и психологические особенности развития детей раннего возраста Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Тема нашего собрания: "Возрастные и психологические особенности развития детей раннего.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Психологические особенности детей с ОНР»
Опубликовано: 29 сентября 2017 в 18:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего понятия посуда!...
Программа пришкольного лагеря
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут...
Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение»
Тема: «Ударение » Цель:учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове Задачи: Образовательные: - показать детям...
Интегрированное занятие для детей с ТНР в сенсорной комнате «В поисках клада»
Конспект открытого интегрированного занятия в сенсорной комнате с применением здоровьесберегающих технологий в старшей группе для детей с ТНР Тема: «В...
Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1 класса с презентацией...
Конспект группового логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР III уровня. Темы: Коррекционная- «Работа над словом. Слова, обозначающие предметы;...