Юлия Пожитнева
Семинар для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как средство позитивного социального опыта реализации собственных замыслов.
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»
Песталоцци
Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Зачастую дети обладают большим количеством информации и знаний, но приобретают их бессистемно.
В таких условиях долг воспитателя-помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать её в виде новых знаний. В постоянно меняющихся условиях окружающего мира необходимо научить ребёнка способности к анализу существующей ситуации и самостоятельному принятию решения.
Публикация «Семинар для педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Существует много методов обучения и воспитания детей, необходимо выбирать более эффективные средства на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Этот метод поддерживает детскую познавательную активность, которая помогает получить ребёнку позитивный опыт реализации собственных замыслов, поиска новых, нестандартных действий, основанных на оригинальности мышления, поддержать инициативу ребёнка и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Для начала вспомним что такое проект.
Проект в переводе с латинского означает "брошенный вперед", «выступающий», «бросающийся в глаза» - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени поставленных задач с четко определенными целями.
Проект в дошкольном учреждении - это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, когда он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.
Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.
Предлагаю ответить на несколько вопросов, чтобы «освежить» знания о проектном методе.
1. Что такое педагогическое проектирование?
a) дань моде;
b) догма профессиональной деятельности педагога;
c) вид педагогической деятельности.
2. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
a) коллективный;
b) исследовательский;
c) долгосрочный.
3. Что такое гипотеза?
a) короткая аннотация проекта;
b) опасение педагога о неудачной реализации проекта;
c) предположение, требующее объяснения и подтверждения.
4. Кто является основоположником проектного метода?
a) американский педагог демократ Джон Дьюи;
b) великий русский педагог К. Д. Ушинский;
c) французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".
5. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?
a) реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
b) выдвижение гипотезы;
c) открытый показ деятельности по теме проекта.
6. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно- регулировочного) этапа проекта?
a) сопоставление цели и результата проекта;
b) рефлексивная оценка проекта;
c) выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.
7. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?
a) репродуктивный;
b) поисковый;
c) творческий.
8. Презентуя проект, педагог должен:
a) показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
b) проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;
c) привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике своей работы.
9. Когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблему, это вид проекта…
a) исследовательско-творческий;
b) ролево-игровой;
c) информационно-практико-ориентированный;
d) игровой.
10. Дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п; - это
a) ролево-игровой;
b) исследовательско-творческий;
c) игровой;
d) информационно-практико-ориентированный.
11. По срокам реализации проект может быть?
a) краткосрочный;
b) срочный;
c) долговременный;
d) длительный.
12. Краткосрочный проект это…
a) одно или несколько занятий;
b) один месяц;
c) один год;
d) один час.
При организации проектной деятельности стоит учитывать то, что в дошкольном возрасте замысел ребёнка, опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители, а так же педагоги должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям, педагогам лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.
Важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Проще говоря, в основе работы должна лежать некая проблема, для решения которой нужен последовательный поиск, выяснение наиболее ответственных моментов. Результаты этой деятельности анализируются и объединяются в единое целое.
Суть же технологии проектной деятельности заключается в такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера.
Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматичную ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он получает, и где он сможет их использовать на практике. Это основной тезис технологии проектной деятельности в ДОУ. Сегодня такой точки зрения стараются придерживаться практически все современные образовательные учреждения, которые стараются отыскать разумный баланс между получением практических и теоретических знаний.
В основу метода положена идея, что любая образовательная деятельность должна быть направлена сугубо на результат, достижение которой должно осуществляться совместной работой детского коллектива и педагога. При этом все действующие лица работают над единой темой. В настоящий момент профессиональные педагоги выделяют три основных этапа в развитии проектной деятельности. Они представляют собой особую совокупность исследовательских, творческих и проблемных методов. Давайте рассмотрим каждый этап подробнее.
Первый этап. Подразумевает «подражание и исполнение», причем реализация этого метода возможна только в случае работы с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе организация проектной деятельности в ДОУ предполагает участие детей “на вторых ролях”, когда они делают что-то или по прямому предложению взрослого педагога, или же попросту подражают ему. Важно, что такой подход не противоречит самой природе ребенка. Дело в том, что в этом возрасте у детей существует стремление привлечь внимание взрослого, наладить с ним хорошие отношения.
Второй этап. Это время развития, а реализация данного способа начинается с возраста в 5–6 лет. В это время дети характеризуются тем, что уже способны на организованную самостоятельную деятельность, могут оказывать друг другу необходимую в данный момент помощь. Ребенок уже намного реже обращается с просьбами к преподавателю, старается активнее налаживать взаимодействие с собственными сверстниками. У детей уже имеется самоконтроль и самооценка.
Таким образом, организация проектной деятельности в ДОУ на этом этапе должна учитывать, что ребенок может адекватно оценивать и осознавать как свои действия, так и поступки сверстников.
Стоит помнить, что они уже видят и оценивают проблему, способны уточнять достигаемую цель, а также выбрать те средства, которые оптимально способствуют достижению требуемого преподавателем результата. Самое важное обстоятельство заключается в том, что они уже способны не только на механическое обсуждение предлагаемых преподавателем тем, но и на собственные проекты.
Третий этап. Это уже время настоящего творчества, которое характерно для детей в возрасте 6–7 лет. Любой метод проектной деятельности в ДОУ обязательно должен создавать такие условия обучения, которые не будут отпугивать его от решения сложных проблем. Нужно создавать такие условия, при которых ребенку было бы комфортно выбирать темы для своих проектов, а также методов и времени работы над ними.
Хороший воспитатель, разрабатывая проект, будет определять задачи обучения в соответствии с существующими линиями развития ребенка.
Задачи обучения младших дошкольников:
пробудить интерес к будущему проекту;
приобщать ребят к процессу познания нового;
формировать различные представления;
побуждать детей к совместной исследовательской деятельности.
Развитие психических процессов:
создание эмоциональной заинтересованности;
познание новых предметов и действий с ними;
развитие воображения и мышления;
развитие речи.
Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:
осмысление цели;
овладение разными способами ее достижения;
способность предполагать результат.
В процессе работы над проектами дети младшего дошкольного возраста осознают, как важно с детских лет заботиться о своем здоровье (игровой проект «Доктор Айболит», развивают коммуникативные навыки (вернисаж «Мама, папа, я», генеалогический проект «Древо жизни», обогащают свое представление об окружающем мире и способах ориентировки в нем (творческие проекты «Мой друг», «Мир насекомых», развивают ценностно-эмоциональное отношение к произведениям искусства и художественным образам (проект «Мир живописи»).
Задачи обучения старших дошкольников:
развивать поисковую и интеллектуальную инициативу;
поощрять эксперименты и моделирование;
формировать средства познавательной активности и обобщенные способы умственной деятельности;
учить прогнозировать.
Формирование азов учебной деятельности:
стимулировать к размышлениям и созданию собственной картины мира;
развивать навыки коммуникативного взаимодействия.
Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:
умение найти проблему;
самостоятельно осуществить поиск решения;
выбрать лучший способ решения и продуктивно его осуществить;
уметь анализировать результаты.
В процессе работы над проектами дети старшего дошкольного возраста учатся самопознанию и умению верно оценить свою работу, учатся разным способам общения, развивают свою речь (индивидуальный проект «Моя любимая семья», проект «Сказки о дружбе»). Ребята учатся систематизировать накопленные знания, экспериментировать на практике и в уме, планировать свою деятельность поэтапно, логически мыслить (клуб книголюбов «Страна знаний», групповые проекты «Сказочный лес», «Занимательная математика», комплексный проект «Наши герои»). Дети приобщаются к искусству, овладевают различными видами художественного мастерства, учатся давать эстетическую оценку (ролевой игровой проект «Мир сказки», комплексный проект «Неделя книжки»).
Основы проектной деятельности базируются на важных принципах проектирования в детском саду:
• Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.
• Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.
• Принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.
Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности важна не только для подготовки малышей к школе, но и для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.