Ирина Борисова
Семинар для родителей «Кризис 3-х лет. Понять и пережить»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности родителей в вопросе возрастных особенностей детей раннего возраста.
Задачи:
выделить основные симптомы возрастного кризиса 3-х лет;
развить психолого-педагогическую компетентность родителей;
актуализировать позицию ответственного родительства.
Материалы и оборудование: доска, мел, мультимедийный проектор, экран, наборы цветных карандашей (по количеству участников, простые карандаши (по количеству участников, листы А4, разделенные на 2 столбца («В моем ребенке меня радует» / «В моем ребенке меня огорчает», листы А4 (по количеству участников).
Публикация «Семинар для родителей „Кризис 3-х лет, Понять и пережить“» размещена в разделах
Слайд 1.
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.
Кризис - это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека. Кризис в жизни - это всегда неприятно. Будь то здоровье или семья, или работа, или дружеские отношения. Человек выбивается из привычного ритма. Тем не менее, есть ряд так называемых «нормативных» кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни: кризис новорожденного, одного года, трех, семи, переходного возраста, кризис середины жизни в 35-45 лет, кризис старости и смерти.
Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно по меньшей мере предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.
Основные возрастные кризисы происходят в период детства и подростковый период, это характеризуется тем, что именно на начальных годах жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первое десятилетие жизни психика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается и росту сопутствует созревание мозга и нервной системы, он развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни. Важнейшим фактором психического развития и становления как личности, восприятия себя и других, понятие добра и зла, лжи и искренности, в период детства, формируется в результате взаимодействия с родителями и учителями.
Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребёнка, проблеме кризиса 3-х лет.
В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:
ранимость центральной нервной системы;
повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды;
подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим.
Взрослым важно вовремя заметить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребёнком, тогда этот период может пройти более гладко и безболезненно.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
как правило, фаза эта заканчивается к 3,5—4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
пик упрямства приходится на 2, 5—3 года жизни.
мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
девочки капризничают чаше, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 19 раз!
если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Слайд 2.
Один из современных психологов увековечил особенности возрастного кризиса 3-х лет в стихотворной форме.
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно не доволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я — самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
Л. А. Булдакова (психолог)
Слайд 3.
Л. С. Выготский описал семь основных особенностей (семизвездие симптомов, характерных для поведения ребёнка в период кризиса трёх лет.
Как угодно лишь бы не так!
В последнее время у вашего ребёнка любимыми словами стали «не хочу» и «не буду». Это негативизм. Именно он вынуждает ребёнка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что его об этом попросили. Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаё т строгий приказ: «Не трогай! Ешь быстро!» Гораздо лучше сказать: «Не люблю, когда трогают мои вещи! Главный мотив, который движет ребёнком, - сделать не так, как просят, а наоборот.
Слайд 4.
Я так решил!
Упрямство. Когда ребёнка упрямится, он настаивает на чём - либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Малыш делает наперекор другим из - за того, что он так сказал и не желает менять своего решения. Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребёнка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.
Слайд 5.
Пойди туда не знаю куда.
Строптивость - очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни.
Слайд 6.
Я сам.
Своеволие - оно проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трёхлетних малышей.
Слайд 7.
Бунт на корабле.
Ваш ребёнок каждый день протестует против чего – то вермишель не любит, то причесали не той расчёской, то из садика уходить не хочет. Если что-то не по нему, сразу истерика. И родители поддаются.
Протест - бунт - проявляется в том, что поведение ребёнка носит протестующий характер, как-будто малыш находится в состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.
Слайд 8.
Не нужны мне ваши книжки.
Ваш ребёнок любил рассматривать книжки, любил, когда вы ему читали, учил на память стихи. Но в один момент он как бы потерял ко всему интерес - это обесценивание. Теряются старые привязанности ребёнка к людям, правилам поведения, вещам. Ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыш позволяет себе грубо обзывать любимых бабушек и дедушек и даже мам.
Слайд 9.
Властелин семьи.
Ваше чадо пытается установить над вами власть: играть так, спать этак; есть вот то; купить естественно всё и сразу - это деспотизм.
Слайд 10.
Упражнение «Что меня в моём ребёнке огорчает, а что радует»
На листах, которые разделены на 2 части, записать: в левую колонку всё, что огорчает в ребёнке, в правую всё, что радует. На выполнение упражнения дается 5 мин. Затем педагог-психолог записывает на доске все факты, огорчающие родителей. Таким образом определяется, что почти всё, что родителей огорчает является временным проявлением возрастного кризиса.
Просмотр видеоролика «Стань ответственным родителем».
Слайд 11, 12, 13
Мозговой штурм «Решение проблемы»
Слайд 14.
Очень сложно бывает регулировать интонацию голоса, когда ребенок пребывает на пике одного из симптомов, которые мы с вами рассмотрели выше. И еще сложнее сделать так, чтобы ребенок выполнил вашу просьбу. Предлагаю рассмотреть «другие» слова и выражения, которые помогут вам в сложной ситуации.
Игра «Диктат». Осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение за ребенка.
Для этого упражнения нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. Участник садится на стул посередине комнаты. Ведущий: «А сейчас мы вспомним, как мы общаемся со своими детьми.
Если ребенок капризничает, мы говорим ему – Не плачь, прекрати! Не позволяем свободно проявлять свои чувства. (Ведущий завязывает шарфом или платком «добровольцу» область сердца) .
Если ребенок берет вещи без разрешения, которые ему не положено брать, мы говорим ему – Не трогай! (завязываем руки).
Ребенок разбегался, мешает Вам, мы говорим ему - Не бегай! (связываем ноги) .
Взрослые разговаривают, ребенок слушает их разговор, мы говорим ему - Не слушай! (завязываем уши) .
Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему – Не кричи! (завязываем рот) .
А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?»
Обсуждение. Во время обсуждения добиться единства мнений, что сначала развязывать. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка, нельзя принимать решение за него.
Слайд 15, 16 (во время демонстрации слайда № 16 звучит песня «Берегите своих детей» в исполнении Ия)
Игра «Какой он – мой ребёнок»
1. Обвести контур руки на листе бумаги.
2. На изображении каждого пальца написать по букве имени своего ребёнка.
3. Расшифровать буквы, написать лучшие качества характера своего ребёнка, начинающиеся на эту букву.
4. В центре ладони изобразить символ, кем ребёнок является в семье.
Слайд 17.
На эти лучшие качества ваших детей нужно опираться в период кризиса 3 лет, а всё, что вам не нравится, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.
Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка!
Успехов вам в воспитании детей!
Литература:
1. Выготский Л. С. Психология. - СПб, 2000
2. Квин В. Н. Прикладная психология. – Спб, 2000
3. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет/Под ред. Г. Г.
Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой и др. – М., 2000
4. Кэмпбелл Р. Как справиться с гневом ребенка. – СПб, 1997
5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб,
2000
6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. – М., 2000