МААМ-картинки

Семинар для родителей по теме «Логоритмика — эффективное средство для преодоления речевых нарушений у дошкольников»

Любовь Замятина
Семинар для родителей по теме «Логоритмика — эффективное средство для преодоления речевых нарушений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар для родителей по теме

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста-логопеда.

Цель работы — помощь детям с незначительными нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского сада.

В своей работе необходимо ориентироваться на данные научных исследований и практические разработки медицинских и педагогических работников.

Публикация «Семинар для родителей по теме „Логоритмика — эффективное средство для преодоления речевых нарушений у дошкольников“» размещена в разделах

Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов (В. А. Гринер). Исследования профессора М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

На логоритмических занятиях большое значение имеет музыка. О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные возможности музыки, которая, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле.

Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В. М. Бехтеревым, И. М. Догелем, И. Р. Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.

Швейцарский педагог, композитор и общественный деятель Эмиль Жак-Далькроз доказал возможность переведения музыкального ритма в пластические движения человеческого тела, так как ритм музыки тесно связан с моторикой, мышечной реактивностью человека.

В 30-е гг. XX в. лечебная ритмика нашла применение и в коррекционных учреждениях. В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово, поэтому в практике появилось особое направление коррекционной работы — логопедическая ритмика (Г. А. Волкова, О. А. Крупенчук, И. Лопухина). Это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Для коррекции нарушений речи, особенно в работе со слабослышащими детьми, используется фонетическая ритмика (Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт, представляющая собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи.

В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, заключающийся в синтезе слова, музыки и движения.

Для детей, имеющих нарушения речи, наиболее важны тренировка с помощью музыкальной ритмики наблюдательности, развитие чувства ритма и темпа, мыслительных способностей, фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики.

Одним из основных методических средств работы стала логоритмика, задачи которой — развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания и улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи.

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Результатом многолетней работы стала авторская технология «Логоритмика для детей дошкольного возраста», девиз которой «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».

Цель технологии. Преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.

Классификационная характеристика педагогической технологии:

- по уровню применения — частнопредметная;

- философской основе — диалектический материализм, сциентизм;

- ведущему фактору психического развития — био- и психогенная технология;

- концепции усвоения — нейролингвистическая и развивающая;

- ориентации на личностные структуры — формирование деятельностно-практической сферы;

- характеру содержания и структуры — обучающая технология;

- организационным формам — групповое обучение и дифференцированный подход;

- подходу к ребенку — личностно-ориентированная технология сотрудничества;

- доминирующему методу — игровая;

- направлению модернизации существующей традиционной системы - на основе активизации и интенсификации деятельности детей;

- категории обучающихся - компенсирующая технология.

Педагогические принципы логоритмической работы в ДОУ.

1. Принцип опережающего подхода, заключающийся в раннем выявлении детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии и разработке необходимого коррекционного обучения.

2. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребенка (по Л. С. Выготскому).

3. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность коррекционного процесса.

4. Принцип полифункционального подхода, предполагающий одновременное решение нескольких коррекционных задач на одном логоритмическом занятии.

5. Этиопатогенетический принцип, означающий дифференцированное построение логоритмического занятия в зависимости от речевого дефекта.

6. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков.

7. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

8. Принцип доступности, учитывающий возрастные и физиологические особенности детей и характер речевых нарушений.

9. Принцип сознательности и активности детей, заключающийся в том, что педагог должен использовать в работе приемы активизации познавательных способностей детей.

10. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Содержание работы.

Проводить могут музыкальный руководитель, воспитатель и/или логопед.

Еженедельные логоритмические занятия, совместная деятельность педагога с детьми в течение дня.

Особенности занятий логоритмикой.

Логоритмические занятия не регламентированы строго по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильного звукопроизношения.

Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.

Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мело- и ритмодекламацию.

Все занятия имеют сюжетную основу.

Особенности организации занятий.

В основу методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, урожай, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.). Основа занятий очень разнообразна. На занятиях могут быть использованы сказочный сюжет, воображаемое путешествие, включение персонажей, элементов фольклора, сюжетно-дидактических игр и т. д. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.

Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным направлениям.

1. Развитие сенсорных и моторных функций.

2. Формирование основы артикуляционных движений.

3. Развитие мимической мускулатуры.

4. Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве).

5. Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

6. Формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.).

Логоритмическая работа в течение дня.

Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов в этом направлении. Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.

1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.

3. Речевые игры перед едой.

4. Логоритмические паузы на занятиях.

5. Динамические паузы между занятиями.

6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.

7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

8. Подвижные игры с пением (на прогулке).

9. Игры малой подвижности (в группе).

10. Логоритмические досуги.

Многолетняя работа по данной технологии показала: логритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.

Литература.

1. Власова Т. М., ПфафенродтА. Н. Фонетическая ритмика. М., 1997.

2. Далькроз Ж. Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. Шесть лекций. Пер. Н. Гнесиной. 2-е изд. СПб., 1914.

3. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004.

4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2001.

5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.

6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Логопедический проект «Логопед в детском саду и дома» Актуальность: одним из важнейших направлений в коррекционно–образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для родителей по теме «Логоритмика — эффективное средство для преодоления речевых нарушений у дошкольников»
Опубликовано: 16 ноября 2013 в 21:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для родителей по теме «Логоритмика — эффективное средство для преодоления речевых нарушений у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Замятина (УИ 157957) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД