МААМ-картинки

Семинар для воспитателей на тему «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников»

Наталия Исаева
Семинар для воспитателей на тему «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников»

Цель: повышение компетенции воспитателей в вопросах создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Многие воспитатели на вопрос «Что вы понимаете под термином «развивающая предметно-пространственная среда группы?» уверенно определяют, что это такая среда, где «есть все для разностороннего развития ребенка». При дальнейшем уточнении идет длительное хаотичное перечисление разнообразных игрушек и пособий, нередко не имеющих никакого отношения к истинному развитию дошкольника. Как же сделать среду группы действительно развивающей? Как «не утонуть» в море современных пособий и оборудования? Как структурировать их размещение в ограниченном пространстве группового помещения? Ответы на эти вопросы мы попытаемся получить в ходе нашего семинара.

Публикация «Семинар для воспитателей на тему „Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников“» размещена в разделах

Развивающая среда как социальное и предметное окружение, в котором живет и развивается ребенок, традиционно рассматривается как значимый фактор социализации и формирования личности. Образно говоря, всё окружающее выступает для ребенка раскрытой книгой, из которой он, сам того не осознавая, непрерывно черпает материал для обогащения памяти и сознания.

Уточним еще раз понятия: что такое «социализация» и «индивидуализация».

Социализация представляет собой последовательное и всесторонне включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего, социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, их взаимодействия, деятельности, а также мир смыслов, правил, норм и ценностей. «Проводниками» социализации для ребенка сначала являются родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели.

Индивидуализация – учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, в том числе при организации развивающей предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная организация образовательной среды позволяет создать комфортные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А систематическое дополнение и обновление среды способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие.

Каждый педагог должен понимать, что разумная организация пространства и необоснованное его наполнение, а также грамотный подбор игрушек и пособий с нерациональной обстановкой, не обеспечивают должного развивающего и образовательного эффекта.

Существует множество подходов к наполнению среды группового помещения: каждый специалист уверен, что его методика самая главная, и именно она должна иметь должное в пространстве группы. При этом сами педагоги нередко испытывают проблемы в оформлении группы в соответствии с принципом развивающего обучения и не знают, каким материалам и оборудованию отдать предпочтение, как их правильно разместить на нескольких квадратных метрах групповой площади, не ущемив прав ребенка на личное пространство.

Деловая игра «Лукошко с проблемами»

[/b]

Ведущий семинара предлагает каждому участнику семинара подумать и за 3–5 минут сформулировать основные проблемы, которые беспокоят его в плане обустройства группового пространства.

На мольберте, изображение «смайла, который задумался». Рядом с этим изображением воспитатели прикрепляют листы, на которых они записали основные проблемы.

Далее ведущий семинара обобщает полученные результаты, выделяя проблемы, типичные для всех педагогов данного учреждения.

Далее для конкретизации проблем, связанных непосредственно с проблемой обустройства групп, ведущий семинара предлагает участникам игровое упражнение «Найди ошибку в обустройстве среды группового помещения». На интерактивную доску поочередно выводятся слайды с фотографиями групповых помещений детских садов, на которых представлены наиболее характерные проблемы в наполнении пространства групп для детей старшего дошкольного возраста.

Обозначим эти проблемы:

1. нефункциональность, громоздкость мебели и оборудования;

2. «школьное» обустройство группы;

3. статичность размещения мебели;

4. применение в обустройстве группы крупных маркеров игрового пространства, типичных для наполнения групп младшего дошкольного возраста;

5. среда группы преимущественно «девичья»;

6. смешение в одной группе разностильной мебели и оборудования (не эстетичное сочетание деревянной мебели и яркого пластика, использование деревянной мебели, диссонирующей по фактуре и текстуре);

7. устаревший дизайн и т. п.

Далее ведущий семинара предлагает каждому участнику побыть в роли эксперта и оценить развивающую предметно-развивающую среду групп ДОУ по следующей технологии:

Технология оценки развивающей предметно-пространственной среды группового помещения

Выберите из представленных вариантов ответов тот, который соответствует реальному устройству среды группового помещения в образовательном учреждении. Оцените эффективность обустройства предметно-пространственной среды по оценочной шкале.

1. Организация целостного группового пространства

1.1. Устройство целостного группового пространства:

а) монофункциональное дробление пространства (членение пространства на отдельные уголки и зоны по конкретным видам деятельности с отдельной стабильной учебной зоной);

б) полифункциональная организация пространства (выделение трех зон: рабочей, активной, спокойной).

1.2. Обустройство внутреннего пространства группового помещения:

а) жесткое зонирование группового пространства с четкими границами уголков (зон);

б) гибкое зонирование пространства с подвижными межзональными границами.

1.3. Устройство рабочей зоны:

а) классно-урочная учебная зона со школьной расстановкой парт и доминирующим учительским столом;

б) трансформируемая компоновка рабочего пространства, его оборудование легкими подвижными столами, отсутствие доминирующего педагогического стола.

1.4. Безопасность и гигиеничность пространства:

а) отсутствие травмоопасных предметов и объектов;

б) соблюдение санитарно-эпидемического режима уборки и проветривания помещения.

1.5. Педагогические подходы к размещению материалов и оборудования в групповом пространстве:

а) витринность (недоступность материалов и оборудования или неудобство их использования детьми);

б) функциональность;

в) непривлекательность, ветхость и статичность материалов;

г) эстетическая привлекательность, новизна и сменяемость материалов.

Ключ перевода ответов в балльную систему оценки:

Номер вопроса Варианты ответа / баллы

1.1 а – 0; б – 1

1.2 а – 0; б – 1

1.3 а – 0; б – 1

1.4 а – 0; б – 1

1.5 а – 0; б – 1; в – 0; г – 1

Итого:

Интерпретация:

6 баллов – в группе созданы оптимальные условия для обеспечения образовательного процесса, задача педагогов – придерживаться выбранной тактики в дальнейшей работе;

4–5 баллов – в группе в основном предприняты попытки создания эффективной образовательной среды, но имеются пробелы в обустройстве целостной функциональной предметно-пространственной среды, которые необходимо устранить;

менее 4 баллов – вам следует настоятельно задуматься о подходах к обустройству целостного группового пространства и педагогической целесообразности образовательной среды.

После оценки развивающей среды группы, педагоги обсуждают полученные данные и формулируют выводы по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды групп ДОУ.

Публикации по теме:

Семинар практикум по введению ФГОС до в ДОУ (1–2 часть) Семинар-практикум : «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования» составлен.

Семинар-практикум по введению ФГОС в ДОУ Семинар-практикум : «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования» составлен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей на тему «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников»
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 22:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД