Наталья Самсонова
Семинар «Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности, их виды и реализация в режиме дня детского сада.
Главным условием организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования является полноценно организованная образовательная среда, которая строится с учетом реализации образовательных областей в двух основных составляющих организаций образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей. Видами самостоятельной деятельности являются культурные практики.
Публикация «Семинар „Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.
Зачем нужны культурные практики? Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы.
Культурные практики закрепляются в режиме дня в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна и в вечернее время.
Что же можно считать культурной практикой?
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, игра-инсценировка, игра-экспериментирование, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Например, игры-экспериментирования с водой «Вода в природе», с воздухом «Воздух вокруг нас», с бумагой, с песком и т. д. Режиссерские игры по мотивам русских народных сказок, дети меняют начало, конец сказки или полностью сказку, могут вводить нового персонажа.
Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Это могут быть практические игровые и реальные ситуации, направленные на освоения культурных форм поведения и общения (этикет). Например, различные игровые или реальные ситуации: «Научим куклу Катю здороваться и прощаться», «Настя после болезни возвращается в детский сад, как мы ее встретим?» Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем. Например, приучать замечать трудности других людей и пытаться им помочь: «Воспитатель несет стакан с цветными карандашами и случайно роняет их на пол: «Ай, я оступилась и все рассыпала. Кто же мне поможет?» Дети начинают помогать, а воспитатель поощряет: «Спасибо. Какие вы молодцы. Какие вы хорошие помощники»
Так же можно оформить уголки вежливости детей; дидактические пособия «Правила поведения в группе»; картотека «Объяснялки», «Рассуждалки»; картотека проблемно-игровых ситуаций для инсценировки и обыгрывания детьми.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров», просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки», игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
Музыкально-театральная и литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. В нашем детском саду есть студия «Театр на ладошке»
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др., способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд и труд в природе.
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям.
Культурные практики помогают детям самообучаться, развивать и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни.