Анжела Терещенко
Семинар «Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства»
▼ Скачать + Заказать документы
Мне хочется вас попросить на минутку закрыть глаза, представить себе творческого человека, давайте возьмем, творческого ребенка, что его окружает. Открываем глаза, что вы себе представили? (ответы)
Да, это ребенок окруженный: красками, карандашами, пластилином, коробками, крышками, бутылочками, шишками, палочками, резиновыми шариками, опавшими листьями, т. е. предметами не связанными между собой. Объединяя свойства этих разных предметов, ребенок пытается создать что-то единое и полное смысла, например, зайца, куклу, самолет.
Публикация «Семинар „Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
В данном случае малыш-творец применяет метод фокальных объектов.
МФО впервые был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом, где впервые был использован термин «фокальные объекты».
В чем он заключается?
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно вы-бранных объектов. Его еще называют «методом случайных объектов».
Рассмотрим несколько примеров.
Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
Совершенствуемый объект : стул.
Шаг 2. Выбираем случайные объекты
Случайные объекты : елка, олень, фонарь
Шаг 3. Выделить свойства случайных объектов.
Характерные свойства или признаки случайных объектов
1. Елка: колючая
2. Олень: рогатый
3. Фонарик: светящийся
Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
Новые сочетания
1. Стул колючий
2. Стул рогатый
3. Стул светящийся
Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
Новые идеи
• Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости
• Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей
• Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением
Перед вами еще несколько идей по усовершенствованию стула.
Поиграем в игру «Изобретатели».
Игра «Изобретатели»
Цель: научить детей применять метод фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию предмета.
- Я заколдовала предмет, а вы попробуйте его расколдовать. Что это может быть? (нарисовала круг).
Ответ: Предположения.
1 шаг – выбираем фокальный объект
- Да, это яблоко. И так, мы выбрали фокальный объект – это яблоко. Сейчас мы попробуем вывести новый сорт яблок, а поможет нам в этом МФО.
- Что нам нужно сделать дальше?
Ответ: Выбрать случайные объекты.
2 шаг – выбираем случайные слова
1 вариант: Можно выбрать случайное слово из предметных картинок. Выбираем, это ….
2 вариант: Предложить ребенку назвать любое слово или «ткнуть пальцем в книгу», на какое слово попадет то и будет, если это не существительное, то выбрать рядом стоящее слово. Это…
3 вариант: Выбрать любую букву и назвать три слова, начинающиеся с заданной буквы (Яблоко – яма, ящерица, якорь, ячмень).
И так, мы выбрали 3 случайных объекта, (называю, нам нужно выделить их свойства, качества.
3 шаг – выделяем свойства случайных объектов
Используем вопросы – какой, какая, какое.
4 шаг – найденные свойства присоединяем к исходному объекту
Применяем слова-характеристики к нашему фокальному объекту.
5 шаг - полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
Рассматриваем: Как это можно использовать и для чего это нужно? Что это может быть? Где это можно применить? Кому это надо? Кто это будет покупать, и платить за это деньги?
6 шаг - смастерим?
Можно зарисовать или сконструировать особо удачные изобретения из подручных материалов.
Игра «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное»
Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.
Принцип игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту.
Осьминогожираф - Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде.
Слонопрыг - Живет в воде и на земле. Очень добрый! Питается только растениями. Хорошо плавает и прыгает по деревьям. У него очень хороший слух и обоняние. Любит погулять где-нибудь в горах. Мне он очень нравится! Это очень редкий зверь. Живет только в Америке. Прыгучий. Занесен в Красную книгу.
Кошаверб - Живет в Африке. Питается мясом, мухами и кактусами. Есть семья. Привычки: всё время разговаривает. Живет до 100 лет.
Игра «Необычный подарок»
Приглашаю двух «девочек».
- Даша, какой подарок ты хотела бы получить от Никиты? (Книгу)
- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)
- Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)
- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)
Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.
- Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?
Дети меняют признаки местами. Например:
Даша М. : - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"
Никита И. : - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".
Усложнение: предложить детям выбрать не один, а несколько предметов.
Метод фокальных объектов – это ловушка для идей!
Методы и приемы адаптированы для детей от 3 до 7 лет.
Способствует развитию : ассоциативного мышления, воображения, речи, фантазии.
Можно использовать на занятиях по речевому, познавательному и художественно-эстетическому развитию.
Надеюсь, МФО откроет для вас новые грани совместного творчества с детьми и станет еще одной ступенькой в освоении ТРИЗ.