Получи документы

Проектный метод в детском саду. Возникновение, история развития

Людмила Козлова
Проектный метод в детском саду. Возникновение, история развития

Проектный метод в детском саду.

Содержание.

1. Общие понятия и история развития метода.

2. Проектный метод в России.

3. Проектный метод в западных странах и США.

4. Реформа образования в современной России.

5. Вариант работы над проектом со старшими дошкольниками.

6. Ошибки при организации проектной деятельности с детьми.

Общие понятия и история развития метода.

Публикация «Проектный метод в детском саду, Возникновение, история развития» размещена в разделах

Метод проектов возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е. Г. Кагаров в 1926 году писал: “Что такое метод проектов? Термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью” (определение В. Килпатрика).

Е. Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:

• исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

• школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;

• дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;

• проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Проектный метод в России.

Исторически сложившаяся модель российского образования уходит корнями в далекое прошлое, во времена правления Петра I, Екатерины II. Германская модель образования, основанная на концепции дидактического энциклопедизма (основатели Я. А. Каменский, Дж. Милтон и др., прочно обосновалась в России.

Любые политические изменения в государстве влекут за собой потребность в новой системе образования. Россия не стала исключением.

Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С. Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Он провозгласил его средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществляется в связи с трудом учащихся. Проектный метод преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

Уникальность проектного метода и развитие комплексной системы обучения привели к составлению комплексно-проектных программ (1929-1930). Ее суть состояла в том, что учащиеся, работая на фабриках, заводах, в школьных мастерских, колхозах приобретали лишь те знания, которые в той или иной мере были связаны с выполняемой практической работой. В результате чего, уровень их общеобразовательной подготовки резко снизился, и постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 г. проектный метод подвергся критике и был исключен из практики образовательной деятельности.

Проектный метод в западных странах и США.

А вот за рубежом судьба проектного метода сложилась иначе. Он активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и др. странах. Не обошли вниманием этот метод и специалисты дошкольного воспитания. Как в 1950гг., так и сейчас, в садах Монтессори на Западе работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого ребенка и интересов всех. Дети составляют планы на день, на неделю, обсуждают их вместе с педагогами и воспитателями, принимают участие в планировании задач на месяц. Дошкольники работают над разными проектами, например: “Мир растений”, “Мир животных”, “Окружающая среда”. Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей.

Реформа образования в современной России.

Реформирование образования в России, начавшееся в конце 20 века, потребовало от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы или образовательной деятельности. Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной деятельности, конструктивная критика педагогических идей.

Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по дошкольному образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей ускорили внедрение описываемого метода в практику работы российских дошкольных образовательных учреждений.

Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно (в соответствии с требованиями ФГОС) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества, принятие педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности.

В последние годы вышел ряд пособий и статей в журналах для руководителей и воспитателей ДОУ, представляющих теоретические и практические материалы по использованию проектного метода (Л. С. Киселева, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода и др.)

Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В. П. Бедерханова, О. С. Газман, В. Г. Маралов, В. А. Ситаров, связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Знакомясь с опытом проектной деятельности в ДОУ, приходишь к осознанию того, что в создании проекта ведущую роль могут принимать на себя дети.

Урмина И. А. старший научный сотрудник научно-образовательного центра факультета социальной работы РГСУ и Данилина Т. А., заслуженный учитель РФ, в своей книге “Инновационная деятельность в ДОУ” выделяют следующие особенности детского проектирования:

1. Все темы, предлагаемые проектом, должны быть интересны, посильны пониманию ребенка, с опорой на имеющиеся знания

2. Чем меньше ребенок, тем проще проект.

3. Маленькие дети способны рассчитывать свою работу на день или несколько часов.

4. Проекты в дошкольном возрасте отличаются несложностью, простотой.

5. Дошкольник должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения, при помощи педагога составлять план работы над проектом.

Опираясь на авторские разработки кандидата биологических наук Рыжовой Натальи Александровны выделяются следующие типы проектов:

Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. (“Путешествие на луг, на реку”.)

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, и пр.

• В ролево-игровых проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут начаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализом и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Можно так же выделить и такие варианты классификации проектов

по количеству задействованных дисциплин:

• монопредметные проекты, осуществляемые в рамках одной учебной дисциплины;

• межпредметные проекты, реализуемые так же в процессе изучения определенного курса;

• надпредметные

по времени выполнения:

• краткосрочные (не более 1 недели);

• среднесрочные (от 1 недели до1 месяца);

• долгосрочные (от 1 до нескольких месяцев)

Организация проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше. Темы проектов могут быть самими различными, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1.Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

• К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

• В каких источниках можно найти информацию;

• Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);

• С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.Выполнение проекта - практическая часть

4.Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Вариант работы над проектом со старшими дошкольниками.

Способ разработки проектов, связан с использованием, так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем записать ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Затем воспитатель задаёт второй вопрос: Что мы хотим узнать? Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

Ответы на вопрос Что мы узнали? Дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы:

- Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?

- Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

- Какое из занятий понравилось вам больше всего?

- Что нужно изменить в организации следующего проекта?

В специальной книге дети могут оценить каждый этап реализации проекта, иллюстрируя повествование рисунками, текстами, записанными под диктовку. В книге о проекте должно быть также отмечено участие в его реализации родителей.

Подводя итоги, воспитатель продумывает, как можно изменить организацию занятий для их улучшения; как индивидуализировать занятия для каждого ребёнка; как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие занятия можно организовать в будущем.

Ошибки при организации проектной деятельности с детьми.

Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов ДОО. Несомненно, этот вид деятельности интересен всем ее участникам и позволяет достичь высоких результатов. Однако приходится признать, что многие воспитатели находятся в заблуждении относительно самого понятия и содержания проектной деятельности.

Самая большая проблема кроется в том, какой смысл вкладывается в понятие «педагогический проект». Следует четко разграничивать понятия «проект педагогов» и «детский проект». Проект педагогов – это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия. Детский проект тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники.

Так какие же ошибки в организации проектной деятельности с дошкольниками встречаются наиболее часто? Прежде всего это представление в виде детской проектной деятельности системы работы по какому-либо вопросу. Например, педагоги перечисляют разные формы работы, организуемые в течение учебного года, направленные на формирование у детей представления о здоровом образе жизни – занятия с воспитанниками, праздники и досуги, выставки детского творчества и т. д. Несомненно, все перечисленные формы работы интересны и дают положительный результат. Многие из них при соответствующей организации могут быть детскими проектами, при условии, что дети выступят в качестве их активных участников, авторов идей и их исполнителей.

Другой пример подмены понятий. Рассказывая о проекте «Наша летняя площадка», воспитатель перечисляет, как много разных мероприятий прошло в течение лета на спортивной площадке детского сада. Возможно, это проект педагогов, которые в ходе совместного обсуждения предлагали свои идеи, думали о том, как сделать жизнь детей в летний период интересной и насыщенной. Назвать все эти мероприятия детским проектом невозможно. Ведь воспитанники не выступили в данном случае субъектом деятельности, они не предложили ни одной идеи, не находились в поиске, они только участвовали в мероприятиях, которые были организованы педагогами.

Авторы публикаций, методических пособий по организации проектной деятельности с детьми рекомендуют начинать работу над проектом с создания «копилки». Многие воспитатели понимают это буквально и перед тем, как приступить к реализации проекта, делают подборку игр, пособий, плакатов по теме, собирают коллекции и т. д. Этот вариант имеет место быть при условии, что все это собрано детьми и используется в процессе проектной деятельности. Подбор же методических пособий осуществляется на этапе подготовки педагога к проекту.

Как известно, в каждой группе есть активные, инициативные воспитанники, которые всегда находятся в поле деятельности воспитателя, и пассивные дети, не проявляющие инициативы и предпочитающие делать то, что делают другие. В результате участниками проектов чаще всего становятся одни и те же, активные воспитанники группы.

Между тем одна из задач проектной деятельности заключается в том, чтобы раскрепостить дошкольников, научить их быть самостоятельными, более инициативными.

Поэтому педагогу важно удержать себя от немедленного реагирования на предложения активных воспитанников, дать высказаться более пассивным детям. В том случае, если его идея по той или иной причине не совсем удачна, очень важно, чтобы педагог не спугнул проблески инициативы у таких детей. Ведь от того, как воспитатель выразит свое отношение к высказыванию ребенка, зависит степень его дальнейшего участия в этой деятельности. Можно дать понять воспитаннику, что его идея «не очень удачная», взглядом, вздохом, рукой, неосторожными высказываниями или молчанием. И если активные дети в ответ на это будут изобиловать все новыми и новыми идеями, то робкие и нерешительные дошкольники замолчат на полуслове, заняв позицию пассивных участников, или, что еще хуже, потеряют интерес к предстоящей проектной деятельности.

Часто бывает так, что продукт проекта оказывается невостребованным.

Проекты, нацеленные на создание какого-либо материального продукта, например макета, требуют значительных затрат сил всех участников, а так же определенных средств, времени.

Как правило, результат совместной деятельности всех радует, вызывает чувство удовлетворения. Воспитатель с гордостью демонстрирует продукт проекта гостям группы, который долго потом украшает собой групповую комнату. К чему это приводит? Дети спрашивают у педагога: «Можно мы поиграем с крепостью (замком, кораблем, ракетой и т. д. ?». «Нет, – отвечает воспитатель, – пусть крепость пока постоит. Мы так долго трудились над ней, а вы ее быстро сломаете». Подобное решение педагога не допустимо, так как все, что создается во время работы над проектом, должно быть доступно для использования детьми.

Проектная деятельность предоставляет большие возможности для творчества всех ее участников. Случается так, что проект, задуманный на одну-две недели, затягивается на месяц, все уже ждут его окончания, данное мероприятие тяготит его участников. Удовольствия от результата в данном случае ждать не приходится. Поэтому важно помнить, что проект должен иметь определенный срок реализации, который позволит решить поставленные задачи и получить необходимые результаты. При этом важно соблюдение сроков выполнения каждого этапа проекта.

Публикации по теме:

«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников.«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников. Любой проект в ДОУ делится на определенные этапы: Первый этап На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего.

Проектный метод как вариант интеграции образовательных областей Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны.

«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения» Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и.

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Цели и задачи проектного метода в дошкольном.

Проектный метод изучения насекомых Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Родничок» город Георгиевск Проект.

Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального.

Проектный метод «Птицы». (средняя группа 4–5 года) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №113 Московского района ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД «Птицы». (средняя.

Проектный метод в образовании дошкольников Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны.

Проектный метод в работе с детьми Качество образования оценивается не по объему знаний учеников, а по потребности и желанию узнать и способности учиться. Р. Ливингстон.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения Доброе время суток!Представляю вашему вниманию статью, которую я представила на муниципальной научно-практической конференции "ПЕРСПЕКТИВНЫЕ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектный метод в детском саду. Возникновение, история развития
Опубликовано: 10 апреля 2016 в 23:06
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД