ирина чардымова
Проектный метод в работе с детьми
Качество образования оценивается не по
объему знаний учеников, а по потребности и желанию узнать и способности учиться. Р. Ливингстон |
Публикация «Проектный метод в работе с детьми» размещена в разделах
Поиск новых путей повышения качества образовательного процесса в ДОУ позволил осуществить апробацию проектного метода в полной мере соответствующей детской познавательной активности.
Проект в переводе с греческого — путь исследования. По определению Уильяма Килпатрика, сов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Проект - это, прежде всего, цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.
Продолжительность проекта может быть : краткосрочной - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочной - до 1 года.
Современными исследователями метода проектов (Н. Е. Веракса, Е. С. Евдокимова, Л. Н Прохорова и др.) метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проектный метод позволяет организовать освоение ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей. Метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, дети овладевают новыми знаниями, познают окружающий их мир, природу через собственный поиск. Его использование в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Решение указанных задач обеспечивается по-средством реализации принципа личностно-ориентированного развивающего обучения, на котором строится проектная деятельность детей, благодаря чему дети становятся равноправными субъектами воспитательно-образовательного процесса. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Также метод проектов предполагает реализацию таких педагогических принципов как:
• принцип природоцелесообразности (организация педагогического процесса в соответствии с законами природы);
• принцип сочетания ведущей деятельности с другими специфическими детскими видами деятельности (изобрази тельной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.);
• принцип сотрудничества и сотворчества (единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров);
• принцип учета возрастных особенностей (изучение различных проблем на доступном уровне).
Проектная деятельность детей носит продуктивный характер, организатором, руководителем, консультантом и экспертом которой является воспитатель. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.
Как справедливо отмечает Л. Д. Морозова, применительно к дошкольному образованию в основу метода проектов заложена идея направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решая проблему, дети учатся применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
В практике ДОУ могут использованы следующие типы проектов :
• исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.);
• ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
• информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-либо объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры и т. п. ;
• творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы.
Первый этап. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную цель на определенный отрезок времени. На данном этапе формулируется проблема и задачи проекта, после чего определяется продукт проекта. Данная работа осуществляется через создание игровой или сюжетной ситуации. На первом этапе воспитатель вызывает у детей желание самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы об окружающем мире.
Второй этап. Разработка проекта : составляется план деятельности по достижению цели. Воспитатель помогает детям ответить на ряд важных вопросов, от понимания которых будет зависеть реализация поставленных задач:
К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу?
В каких источниках можно найти информацию?
Какие предметы использовать?
С какими предметами научиться работать для достижения цели?
Третий этап. Выполнение проекта. Дети совершают практические шаги к намеченной цели. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний об окружающем мире, вырабатываются конкретные умения.
Изданном этапе подводятся итоги и определяются задачи для новых проектов. Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит ее. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
В детском саду проектный метод может быть творчески использован педагогами в различных вариантах:
• как способ организации всего педагогического процесса;
• для решения задач определенного раздела («Познание», «Социальный мир», «Природный мир»);
• для проработки конкретной темы внутри разделов программы.
Таким образом, основными составляющими метода являются :
• выявление проблемы;
• выработка и постановка гипотез;
• формулировка темы;
• наблюдения, опыты, эксперименты;
• суждения, умозаключения, выводы.
Грамотное и целенаправленное использование проектного метода в работе с дошкольниками позволяет успешно решать задачи ознакомления с окружающим миром, в общении с которым раскрывается детская душа, формируется умение делать открытия и удивляться им.