Лучший педагог года

Метод экспериментирования в работе с детьми раннего возраста

Евгения Кузнецова
Метод экспериментирования в работе с детьми раннего возраста

На протяжении всей своей жизни, человек познает мир во всем его многообразии. Для взрослых людей нет ничего удивительного в том, что природа переменчива, погода непостоянна, а все предметы окружающего мира имеют свои качества и свойства. В глазах ребенка, окружающая действительность представляет собой нечто совершенно загадочное, таинственное, требующее от маленького исследователя все новых и новых открытий. Задача взрослых – помочь юным первооткрывателям стать ближе к природе, сохранить и приумножить то стремление к познанию окружающего мира, которое рождается вместе с каждым малышом.

Публикация «Метод экспериментирования в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Одним из наиболее эффективных методов, способствующих развитию любознательности, творческих способностей детей, является метод экспериментирования.

Дети раннего возраста – исследователи по своей сути. Все, что находится в поле зрения малышей, вызывает у них неподдельный интерес. Игрушки, растения, животные, вода, песок, камешки и многое другое – это тот материал, на основе которого, дети третьего года жизни учатся взаимодействовать с окружающим миром.

Свободной самостоятельной деятельности, как таковой, в группах раннего возраста еще нет. Этому тоже приходится учиться. Любые исследовательские действия, как правило, проводятся с подачи педагога и под его контролем. Вместе с детьми мы знакомимся с различными свойствами предметов: мягкость, твердость, плавучесть, растворимость и т. д. Используя доступные для детей раннего возраста предметы детского экспериментирования, играем с песком, водой, бумагой, резиновыми и пластиковыми предметами, магнитами и т. д.

Экспериментальная деятельность непосредственно связана с такими видами детской деятельности как наблюдение и труд. Так, например, в зимнее время ребята с большим интересом наблюдают за таяние снега. Предварительно, под наблюдением педагога, дети набирают лопатками снег в ведерки, заносят их в групповую комнату. В течении некоторого времени мы можем наблюдать, как снег сначала становиться липким, комочки прилипают к варежкам, пробуем лепить снежки. Затем замечаем, что снег из белого становиться голубым, что говорит о том, что он постепенно тает. И вот, когда в ведерках в место снега оказывается вода, можно делать первые элементарные выводы: снег холодный, от тепла снег тает.

Некоторые эксперименты, связанные с наблюдениями, могут быть длительными. Сюда относятся опыты с проращиванием растений (трава, лук, наблюдения за появление листочков на веточке, поставленной в воду, таяние снега и превращение воды в лед. Такие долгосрочные эксперименты полезны, так как внимание малышей 2-3 лет еще не устойчиво, память кратковременна и принцип повтора очень актуален для детей раннего возраста.

Эксперимент – это своеобразный толчок, для познавательно развития ребенка. Непосредственно соприкасаясь с предметами, изучая их свойства, дети учатся несложным рассуждениям о причинно-следственных связях, что способствует развитию памяти, речи, мышления. Чтобы этот процесс был регулярным, мы создали в группе мини-лабораторию, где собраны различные предметы и материалы, которые могут быть использованы в непосредственной образовательной деятельности.

Конечно же, организуя такую лабораторию нужно учитывать, что все материалы должны быть абсолютно безопасны. Не следует использовать слишком мелкие предметы (пуговицы, камешки, острые и режущие материала (скрепки, ножницы, так как 2-3 летние малыши еще не в состоянии самостоятельно оценить степень опасности тех или иных предметов и, по неосторожности, могут причинить вред себе или другому ребенку.

Для опытно-экспериментальной деятельности в нашей лаборатории собраны как бытовые материалы (различные типы ткани, бумаги для развития тактильных ощущений, ленты разной длинны и цвета, помогающие развитию элементарных математических представлений, пробки, резиновые и пластиковые игрушки разной величины, магниты, губки и др., так и природные (желуди, шишки, каштаны, песок, камни средней величины, некоторые виды круп и др.). В ходе экспериментальной деятельности используются такие предметы как совочки, ведерки, сито с разным диаметром отверстий, лейки, воронки, лупы, зеркала – все то, что помогает превратить обычное действие с предметами в запоминающееся мероприятие.

В нашей лаборатории ребят всегда ждет всем известный зайка Степашка. Он объясняет детям правила безопасности при использовании различных предметов. Рассматривая яркие картинки с изображение всевозможных действий с материалами, малыши отвечают на вопросы Степашки о том, что можно делать в лаборатории, а что нельзя.

Наш Степашка очень любопытен. Он все хочет знать и потому, ставит перед ребятами интересные задачки, для решения которых нужно проявить смекалку. Так, к примеру, вместе со Степашкой малыши знакомились со свойствами мокрого и сухого песка, учились узнавать на вкус некоторые овощи и фрукты, старались понять, почему резиновые игрушки плавают, а камешки тонут в воде и многое другое.

Занятия в нашей лаборатории всегда проходят весело и интересно. Для детей раннего возраста особенно важно, чтобы познание окружающего мира проходило в форме игры. Игра, как известно, основной вид деятельности дошкольника, поэтому мы стараемся создавать такие условия, при которых малыши, в игровой форме, могли бы получить новую, иногда неожиданную, для себя информацию.

Опытно-экспериментальная деятельность

в первой младшей группе (перспективное планирование)

Сентябрь.

1. «Играем с песком»

Цели: познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка.

2. «Водичка, водичка…»

Цели: дать элементарные представления о свойствах воды.

Октябрь.

1. «Что осень нам подарит?»

Цели: уточнить представления детей об овощах и фруктах, учить угадывать овощи и фрукты на вкус.

2. «Хочу все знать»

Цели: познакомить детей со свойствами различных предметов: из какого материала изготовлены (резина, пластмасс, бумага, металл, показать, как эти предметы ведут себя в воде (тонут-не тонут, плавают)

Ноябрь.

1. «Радуга в стакане»

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, учить окрашивать воду с помощью гуашевых красок и пищевых красителей.

2. «Мыльные пузыри»

Цели: показать детям, как получается мыльная пена, вызвать положительные эмоции от игр с мыльными пузырями.

Декабрь.

1. «Снег-снежок»

Цели: уточнить представления детей о снеге, познакомить с некоторыми свойствами снега (холодный, липкий, учить катать снежки.

2. «Почему плачет снеговик?»

Цели: познакомить детей со свойством снега таять от тепла.

Январь.

1. «Цветные льдинки»

Цели: продолжать знакомить со свойствами воды, дать элементарные представления о том, как получается лед.

2. «Музыка вокруг нас»

Цели: познакомить со свойствами предметов издавать звуки, учить определять на слух звучащий предмет.

Февраль.

1. «Большая стирка»

Цели: продолжать знакомить со свойствами воды и учить создавать мыльную пену.

Март.

1. «Плыви, плыви кораблик»

Цели: познакомить со свойствами воздуха, учить дуть на бумажный кораблик с разной силой.

2. «Травка зеленеет»

Цели: посеять с детьми траву в горшочке, учить ухаживать за растениями, учить наблюдать, как появляются ростки.

Апрель.

1. «Поиграем с солнышком»

Цели: показать, как с помощью зеркала в солнечную погоду появляются «солнечные зайчики», вызвать положительные эмоции от игры.

2. «Как на веточках появляются листочки?»

Цели: учить наблюдать, что происходит с веточкой, поставленной в воду (появляются почки, из почек появляются листочки)

Май.

1. «Путешествие в песочную страну»

Цели: напомнить детям о свойствах влажного и сухого песка, учить создавать постройки и влажного песка и использовать их в игре.

Публикации по теме:

Метод словесного рисования при работе с детьми дошкольного возраста Развитие речи – актуальная задача обучения в младшем дошкольном возрасте,т. к. наша речь является основой всякой умственной деятельности.

Основной метод коррекционно-педагогического воздействия при работе с детьми младенческого и раннего возраста Л. С. Выготский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод экспериментирования в работе с детьми раннего возраста
Опубликовано: 5 июня 2015 в 21:05
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД