МААМ-картинки

Формирование интеллектуальных умения как основа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием

Меринова Наталия Алекссевна
Формирование интеллектуальных умения как основа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Формирование интеллектуальных умения, как основа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием через игру «Брейн-ринг»»

Преемственность между дошкольными и начальными звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода и сохранение и развитие качественного преобразовании при переходе на следующую ступень.

Публикация «Формирование интеллектуальных умения как основа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием» размещена в разделах

Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов.

Это дает основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве.

Что же такое преемственность?

В психолого-педагогической литературе преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Преемственность - двусторонний процесс.

С одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет «радость детства», сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения.

С другой стороны – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.

Преемственность в психолого-педагогическом аспекте – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.

Актуальность преемственности работы педагогов - психологов ДОУ и школы, произошла связи с введением ФГОС ДО, так как произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуального на личностную, произошло изменение парадигмы педагогического образования, а именно в превращение педагогического образования в психолого-педагогическое.

Актуальность преемственности между дошкольными и начальными звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода и сохранение и развитие качественного преобразовании при переходе на следующую ступень.

Основным принципом преемственности на этапах дошкольного и начального образования является приоритет личностного развития. По мнению, «в дошкольном возрасте воспитываются и формируются те качества личности, которые войдут в «золотой фонд» зрелой личности», а именно способность детей к моделированию в познании, наглядно-образное видение мира, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.

Основанием преемственности дошкольного и начального образования является формирование психологических качеств дошкольника, которые в последствии служат основой для формирования психологических качеств школьника.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

В соответствии с ФГОС воспитатель и учитель обязаны обеспечить индивидуальную образовательную траекторию. Это невозможно сделать без знаний индивидуально-психологических особенностей детей. Такие данные, как правило, предоставляет педагог-психолог.

Из этого следует, что целью обеспечения преемственности в работе ДОУ и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не только стремление к единству содержания и методах обучения, а одинаковое положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенности поведения, развития.

Таким образом, преемственность в работе педагога-психолога школы и ДОУ предусматривает проведение различных специальных мероприятий по подготовке детей к переходу из одной образовательной среды в другую, созданию условий для их успешной дальнейшей адаптации.

Основными задачами преемственности в работе педагога-психолога ДОУ и школы являются:

- улучшение подготовки 5-6 летнего возраста;

- обеспечение естественного перехода из ДОУ в школу;

- углубление интереса к жизни в школе;

- обеспечение единства воспитательного влияния школы, ДОУ и семьи, психологическая помощь семьи до поступления в школу и в новой ситуации, возникающей при поступления ребенка в школу,

- помощь в выборе школы, с целью предотвратить негативные последствия;

- совместные педагогические советы школы и ДОУ, семинары, круглые столы, консультации родителям, педагогам, специалистам школы и ДОУ;

- планирование и осуществление совместной практической деятельности с детьми школы и дошкольниками (праздники, выставки, спортивные игры);

- психологические и коммуникативные тренинги для педагогов ДОУ и школы;

- проведение «дней выпускников» в ДОУ;

- совместное проведение диагностики по определению готовности детей в школу;

- организация встреч родителей с будущими учителями;

- анкетирование и тестирование родителей будущих первоклассников, для изучения самочувствия семьи;

- игровые тренинги и практикумы для родителей будущих первоклассников.

Ключевым моментом в реализации преемственности специалистов является определение готовности ребенка к обучению в школе.

Это является приоритетным направлением работы психологической службы в образовательном учреждении.

Психологическая преемственность способствует снятию психологических трудностей адаптационных «переходных» периодов.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит в новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент адаптации – «подушкой безопасности» должна стать работа педагога-психолога.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым и первостепенная задача педагогов психологов помочь детям и родителям.

При этом, такое сотрудничество было бы эффективно для реализации преемственности детского сада и школы и в работе с родителями старших дошкольников и педагогами (воспитателями и учителями).

Здесь ключевую роль играет психологическое просвещение, которое может реализовываться в различных формах:

- родительские собрания, проводимые психологом детского сада совместно с психологом и учителями школы;

- педагогические семинары для воспитателей и учителей начальных классов;

- взаимопосещение уроков в школе и непосредственно образовательной деятельности в детском саду и т. д.

Непосредственный контакт психологов ДОУ и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

Большое внимание к работе педагога-психолога уделяется психодиагностике готовности детей к школьному обучению, профилактике и психологической коррекции. В настоящее время приоритетом является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программе начальной школы. Поэтому в совместной работе педагога-психолога ДОУ и педагога-психолога школы очень важно иметь информацию о результатах диагностики по подготовке к школьному обучению воспитанников детского сада. Педагог-психолог школы помогает учителю выстраивать свою работу, основываясь на достижениях дошкольника, на динамике его индивидуального развития, а так же выстроить реализацию мероприятий по преодолению трудностей, что будет являться одним из компонентов обеспечения преемственности работы педагога-психолога ДОУ и школы.

Очень важно, реализуя преемственность работы педагога-психолога ДОУ и начальной школы сохранить самоценность периода детства, активно использовать игровые технологии в классно-урочной модели обучения для младших школьников, учитывая ведущие типы деятельности дошкольников.

Для совместной работы школы и детского сада составляется:

- план по преемственности специалистов;

- план сотрудничества педагогов-психологов в рамках проведения методических и практических мероприятий;

- договор по обеспечению преемственности.

Сотрудничество осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

Таким образом, взаимная работа педагогов психологов ДОУ и школы становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом, поскольку результатом преемственности работы этих двух специалистов предполагает оценку качества усвоения образовательной программы детского сада и школы.

Выигрывают от этого все, особенно - дети.

Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Интеллектуальная игра для старшего дошкольного возраста «Брейн-ринг»

Добрый день, дорогие дети.

Сегодня мы отправимся в путешествие «Страну знаний», где мы будем играть в интеллектуальную игру «Брейн-Ринг».

Цель: способствовать развитию познавательной активности, внимания, мышления; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Задачи:

– Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

– Воспитывать умение работать в команде.

– Способствовать закреплению знаний, способов действий.

Ведущий

– Мы рады приветствовать всех в этом зале.

– И наши команды представим вначале.

– Встречайте, под громкие аплодисменты

– Спешат эрудиты на эксперименты.

– Узнаем сегодня, кто здесь самый умный,

– И самый спортивный, и остроумный.

– Команды «Умники» и «Мыслители»!

– Но кто же станет победителем!

– А теперь каждая команда произнесёт свой девиз, и мы начнём нашу игру.

Игроки.

– «Умники»: Один ум хорошо, а команда умов лучше.

– «Мыслители»: Мы будем мыслить, рассуждать. Идя к финалу, побеждать.

Ведущий

– Хочу напомнить и участникам игры, и зрителям правила совместной работы:

работать дружно, быть внимательными, вежливым, не отвлекаться, не мешать друг другу.

– Позвольте представить вам членов нашего жюри. (Представление членов жюри.)

– Уважаемые члены жюри, прошу судить строго, но справедливо! А вы ребята, не спешите отвечать, хорошо обдумывайте каждый ответ, и не забывайте, что вы – команда!

1 тур Вопросы для интеллектуальной разминки

Правила проведения игры

Эта интеллектуальная игра, в которой две команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причем правильно ответивший первым, лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. На обсуждение вопроса дается 1минута. После того, как будет задан вопрос и дан сигнал, капитан той команды, которая знает ответ, подает сигнал (колокольчик, сообщает нам, кто будет отвечать. Во время ответа команда не может давать подсказки отвечающему игроку. Вопрос одного раунда оценивается в 1 очко.

– Желаю всем игрокам успехов.

– Начнем наш «Брейн-ринг» с первого раунда разминочного назовём его «Кто знает, тот и отвечает». Он состоит из пяти вопросов.

– Внимание!

Вопросы для интеллектуальной разминки:

1. Как называется часть одежды, куда кладут ключи и платки? (Карман.)

2. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)

3. Люди бегают по всему полю и пинают мяч ногами, кто они? (футболисты).

4. Какой цветок имеет шипы? (Роза.)

5. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник.)

Ведущий

– Молодцы, ребята! Готовы у следующему заданию?

2 тур Конкурс капитанов – сказки

На экране появляются сказки, дети должны отгадать.

3 тур Конкурс художников.

Дорисованы фигур, превращение фигуры в рисунок. На столе у каждой команде листочки с заданием. Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Даем 3 минуты.

4 тур Азбука безопасности

5 тур найди 10 отличий в течении 3 минуты

«Найди отличия».

Ведущий.

– Прошу команды занять свои места за столами. Вам предстоит рассмотреть, сравнить картинки и найти отличия. Будьте внимательны. На выполнение задания отводится три минуты.

– Картинки эти рассмотри

– И все отличия найди.

– Не надо куролесить,

– Их будет только десять.

6 тур

– Человек немолодой

– Вот с такущей бородой.

– Обижает Буратино,

– Артемона и Мальвину,

– И вообще для всех людей

– Он отъявленный злодей.

– Знает кто-нибудь из вас

– Кто же это? …

(Карабас Барабас)

– Мучитель кукол

– Страшный, злой,

– С очень длинной бородой.

– Враг Пьеро и Буратино,

– Артемона и Мальвины.

(Карабас Барабас)

Игра: «Кривое зеркало» (показывает движение, а дети выполняют движение, наоборот. Например: Я наклоняюсь вправо, а вы влево. Я буду сидеть, а вы стоять. Я подниму руку вверх, а вы вниз и т. д.). Молодцы. Вопросы: – На чем летает Баба-Яга? (на метле, в ступе) – Чем машут волшебники, произнося заклинание? (волшебной палочкой) – Какой предмет лежит дома на полу, а в сказках летает? (ковер-самолет) – Она все может сделать невидимым? (шапка-невидимка).

Черный ящик

– Мордочка усатая,

– Шубка полосатая,

– Часто умывается,

– Но с водой не знается. (Кошка)

– Этот зверь живёт лишь дома.

– С эти зверем все знакомы.

– У него усы как спицы.

– Он, мурлыча, песнь поёт.

– Только мышь его боится.

– Угадали? Это – … (Кошка)

Публикации по теме:

Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школыОбеспечение преемственности в работе ДОУ и школы Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть,.

День интеллектуальных игр в ДОУДень интеллектуальных игр в ДОУ Лето- прекрасное время для разнообразных развлечений детей. В этот раз мы решили провести День интеллектуальной игры. В гости к ребятам.

Формирование у воспитанников умения выразительного пения, самовыражения в музыкальных импровизациях Музыкальное занятие с воспитанниками второй младшей группы (возраст 3-4 года). Материал подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей.

Формирование умения чистки зубов. Дидактическая игра «Кроко чистит зубки» и пособие к игреФормирование умения чистки зубов. Дидактическая игра «Кроко чистит зубки» и пособие к игре Формирование умения чистки зубов В период формирования умений чистки зубов используется в большей степени практический прием – упражнение,.

Консультация для родителей «Навыки и умения, необходимые ученику 1 класса» Навыки и умения необходимые ученику 1 класса. Через несколько месяцев наши дети пойдут в школу. Готовить к этой ответственной поре жизни-значит.

Неделя интеллектуальных игр «Знатоки математики»Неделя интеллектуальных игр «Знатоки математики» Цель: Создание условий для повышения качества математического образования детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Развитие познавательной.

Поздравительная газета дошкольным работникамПоздравительная газета дошкольным работникам 27 сентября в нашей стране отмечается профессиональный праздник дошкольного работника. Мы со своими малышами младшей группы "Непоседы",.

Повышение эффективности управления дошкольным образованием в ДОУ Общая тема: Модель управления ДОУ Адресная направленность: материал будет интересен руководителям ДОУ, заместителям по УВР/ВМР, старшим.

Методические условия преемственности между начальной и средней школой Выступление на педагогическом совете «Методические условия преемственности между начальной и средней школой» Проблема преемственности начального.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интеллектуальных умения как основа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием
Опубликовано: 22 июня 2022 в 09:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД