Семинар практикум для молодых педагогов «Бесконфликтное общение в системе педагог-родитель»

Анжелика Красавцева
Семинар практикум для молодых педагогов «Бесконфликтное общение в системе педагог-родитель»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 5 «ЛЕСОВИЧОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«БЕСКОНФЛИКТНОЕ ОБЩЕНИЕ

В СИСТЕМЕ «ВОСПИТАТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ»

ПОДГОТОВИЛА:

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Красавцева А. В.

Цель: Выработать у педагогов умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимо-действия «педагог-родитель».

Задачи:

3. Способствовать осознанию педагогом причин и последствий конфликта.

4. Развивать желание и способности находить пути урегулирования конфликтных ситуаций.

№ Ход работы/ Формы работа / Цель /Время

Приветствие всех участников практикума.

1 1. Вводная часть. Создание мотивации.

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада всех Вас видеть. Надеюсь, что мы интересно и полезно проведём сегодня время.

Сядьте поудобнее, чтобы Вы чувствовали себя комфортно. Я предлагаю Вам посмотреть на экран.

Просмотр и обсуждение видео отрывка Конфликт

(The conflict) Гарри Бардина).

Правильно. Здесь показан конфликт. «Конфликт» — один из самых страшных и в то же время правдивых мультфильмов Советского Союза (создан в 1983 г.). Режиссер Гарри Бардин провел воистину удивительную параллель — спички и люди. Действительно — мы можем «вспыхнуть» и устроить настоящую войну из-за любого пустяка вместо того, чтобы разумно разрешить спор и избежать ненужных жертв. Неразрешённый конфликт может перерасти в нечто большее, возможно даже в войну, как в мультфильме.

Ведь всё началось с пустяка, который один солдат исправил, выровняв границу. На этом должно бы всё и закончиться, но другому сторожу это совсем не понравилось, и он забрал ещё больше территории себе. И так продолжалось, пока не началась настоящая война. В результате всё закончилось ещё более плачевно, синие спички набросили на зелёных огонь и зелёным было, не избежать своей гибели. В момент ликования синих, огонь охватил и их.

В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам. И бывают ситуации, когда это взаимодействие конфликтное. Однако, это, несомненно, оказывают влияние на нас и нашу жизнь в целом.

Давайте с вами подберем синонимы к слову «Конфликт» - (спор, ссора, столкновение, стычка, разногласие, раздор, размолвка, коллизия, выяснение отношений).

Для справки: Термин коллизия (от лат. collisio — столкновение)имеет несколько значений: В социологии коллизия — это столкновение области человеческих отношений.

Слово «конфликт» (с латинского) означает «столкновение».

Психолог: Как видно из анализа синонимов к слову конфликт – это всегда противоборство сторон. А может ли возникнуть конфликт, если человек находится один? Значит, конфликт возникает между двумя и более людьми или социальными группами. А что должно быть общего у данных людей или социальных групп, что бы между ними возник конфликт?

(Общие цели, интересы, позиции, мнения, взгляды, взаимодействия, которые одинаково ценятся обеими сторонами).

Поэтому сегодня мы поговорим о конфликтах в системе «Педагог-родитель».

2 Психолог:

Мир постоянно информационно усложняется. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Деятельность педагогического коллектива не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.

Все мы знаем, что полноценное воспитание ребёнка происходит в условиях одновременного влияния семьи и образовательного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками. Давайте рассмотрим кто такой родитель и педагог?

Педагог - это работник образовательной сферы, который не только отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет учебно-образовательную работу в соответствии с программой учреждения.

Родитель - это "заказчик", который обеспечивает приход своего ребенка в образовательное учреждение и хочет, чтобы там были созданы комфорт и безопасность, возможности для получения образования. И тот и другой заинтересованы в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия для развития и образования.

Упражнение «Яблоко и червячок».

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись,подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червячку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

3 Психолог:

Практика показывает, что трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и образовательном учреждении. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Проведем с Вами Упражнение «Праздничный пирог».

Цель: Выявить готовность молодых педагогов к выбору стратегий поведения в конфликтах.

Психолог: «Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

1. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»).

2. Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)

3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок»)

4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)

5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)

(Сделав свой выбор, педагоги получают фигурку животного и делятся на группы. На слайде появляется характеристика различных стратегий поведения в конфликтах).

Стратегия поведения Характеристика стратегии

Конкуренция, соперничество («акула») Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество («сова») Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс («лиса») Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Избегание, уклонение («черепашка») Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление («медвежонок») Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Для справки: Методика Томаса-Килмана предполагает, что каждый человек склонен поступать в конфликтной ситуации по одному из пяти сценариев.Для особой наглядности их можно сравнить с манерой поведения того или иного животного: Акула – соревнование, конкуренция. Человек-«акула» во всем склонен следовать исключительно своим интересам, абсолютно не интересуясь мнением окружающих.

Плюшевый мишка – приспособление, стремление уладить конфликт. Человек, склонный к подобному типу поведения, легко может поступиться своими интересами в угоду сопернику. Черепаха – уклонение от конфликта, его избегание. Люди-«черепахи» терпеть не могут конфликтов, а потому всячески стараются отложить или избежать выяснения отношений.

Лиса – компромисс. Хитрые «лисы» всегда пытаются договориться с противником. Однако частичное удовлетворение требований обеих сторон, как правило, не приводит к завершению конфликта и служит лишь передышкой.

Сова – сотрудничество. Люди-«совы» предпочитают не увлекаться внешней стороной конфликта, а стараются понять его глубинную причину. К тому же они умеют быть честными со своим оппонентом и прекрасно приспосабливаются к его манере общения.

Каждый из этих сценариев имеет свои положительные и отрицательные стороны, и все они не универсальны, то есть не могут конструктивно влиять на все без исключения конфликтные ситуации.

2. Работа в подгруппах. Решение конфликтных ситуаций. Педагогам предлагаются ситуации разных стратегий поведения. Они должны найти выход из ситуации с той точки зрения, в какой группе стратегий находятся.

Вывод: Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость владеть механизмами психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

Приложение Типичные ситуации из практики общения педагогов с родителями воспитанников

3 Психолог: Если мы рассмотрим причины конфликтов между педагогами и родителями, то увидим,что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства с позиции обеих сторон:

Со стороны родителей это:

• с ребенком мало занимаются в саду;

• не создают должных условий для укрепления его здоровья;

• не могут найти подход к ребенку;

• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);

• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку);

• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

• ограничивают свободу ребенка;

• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.

У воспитателей тоже есть «свой список»претензий к родителям:

• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;

• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

• поздно забирают детей;

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Профессиональное общение в системе «педагог – родитель» от непрофессионального отличается тем, насколько грамотно педагог выберет ту или иную стратегию поведения в конфликтной ситуации. Это как раз те 5 способов выхода из конфликтных ситуаций, которые мы рассматривали.

6. Конкуренция (соревнование)

7. Избегание (уклонение)

8. Компромисс

9. Приспособление

10. Сотрудничество

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

С конфликтными родителями, необходимо сохранять эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т. е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт многих педагогов, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой,вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.

(Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).

Упражнения «Снежинки».Эксперимент

Ход упражнения. Педагоги берут листок бумаги, и действуют по алгоритму.

9. Молча возьмите листок.

10. Сложите его пополам.

11. Оторвите правый верхний угол.

12. Сложите ещё раз пополам.

13. Ещё раз оторвите правый верхний угол.

14. Ещё раз сложите пополам.

15. И ещё раз оторвите верхний правый угол.

16. Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” коллегам.

Ведущий: Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? (Ответы).

Мораль данного эксперимента такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Упражнение «Рисунок вдвоем».

Ход упражнения. Вызываются для игры два человека и получают лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.

Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать на конверте рисунок на свободную тему.

Обсуждение: Готовые рисунки обсуждаются по принципу, «почему нарисовали именно это», «кто что рисовал», «как вам рисовалось» и т. д.

Вывод: Почему это так?Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт, можно вести себя совершенно по-разному.

Упражнение «Помоги себе сам»

Для поддержания стабильного психологического состояния у любого человека, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Сейчас мы проведем с вами упражнение на "стирание" антистрессовой ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Коллективная работа из спичек

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей ДОУ «Бесконфликтное общение педагога с родителями. Рекомендации психолога» При взаимодействии воспитателя с различными категориями родителей важно реализовывать конструктивное общение, являющееся профилактикой конфликта.

Мастер-класс для педагогов «Особенности взаимодействия в системе воспитатель-ребенок-родитель» В современном мире, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная.

Семинар-практикум «Педагог и ребёнок. Барьеры в общении» Автор: Коссе Светлана Федоровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад № 6 «Рябинка» Населённый.

Семинар для педагогов ДОУ «Конфликт «воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения» I. Вступление. Воспитание родителей – это международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Игры с песком»Семинар-практикум для педагогов «Игры с песком» Составили: Кузеро С. В. – воспитатель, Копаш И. В. – воспитатель, Высоцкая Т. И. – учитель-логопед Цель: Повышение профессиональной компетентности,.

Семинар-практикум для педагогов «Общение с детьми»Семинар-практикум для педагогов «Общение с детьми» Семинар – практикум с педагогами на тему «Общение с детьми» Цель: Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия.

Презентация «Семинар-практикум для воспитателей «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Цель: способствовать преодолению трудностей решению проблемных.

Семинар-практикум «Общение и семейное воспитание» Воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 83» города Нижнего Новгорода Прончатова Светлана Ивановна.

Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов Психологическое сопровождение молодого специалиста – это формирование будущего профессионала педагогической деятельности. Очень важно помочь.

Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» Цель — формирование коммуникативной компетентности.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Семинар практикум для молодых педагогов «Бесконфликтное общение в системе педагог-родитель»
Опубликовано: 14 февраля 2019 в 22:13
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 февраля. День клякс на МААМ

Случайным пятнам, которые раньше осложняли школьникам жизнь, а сейчас используются в изобразительном искусстве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой специальных игр и...

28 февраля. День сказочных домиков на МААМ

Вполне естественно, что сказочные персонажи живут в необыкновенных волшебных дворцах и сказочных домиках. Под впечатлением приключений любимых сказочных и мультипликационных героев, дети охотно рисуют,...

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка, кошка»
Цель: учить передавать характерные элементы филимоновской росписи Задачи: 1. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя...
Сценарий спортивного развлечения в детском саду для детей младшей группы «Мой весёлый...
Цель: Развивать элементарные двигательные действия; мотивировать к выполнению физических упражнений с положительно – эмоциональным настроением. Задачи:...
Мой сказочный домик
Завтра, 28 февраля, будет День сказочных домиков на МААМ. В одной публикации на сайте автор Сергей Желонкин говорил о том, что существует множество разных...