МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Детский темперамент»

Мария Гирфанова
Семинар-практикум для педагогов «Детский темперамент»

Цели:

1. Углубить знания педагогов об особенностях типов темперамента.

2. Развивать умение анализировать и систематизировать педагогические воздействия в зависимости от типа темперамента ребенка.

3. Отработка полученных знаний в практической деятельности.

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Детский темперамент“» размещена в разделах

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.

Типы:

- меланхолик;

- сангвиник;

-флегматик;

- холерик.

Сангвиник:

- общителен, быстро сходиться с людьми;

- чувство легко сменяются;

- мимика богатая, подвижная, выразительная;

Деятельность продуктивна лишь при наличии интереса;

-непоседа;

- рассеян, неаккуратен;

-заводила, выдумщик, фантазер;

-не злопамятен, миролюбив, не жаден.

Особенности поведения спокойного ребенка – сангвиника

Ребенок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняют распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрослого – сформировать у ребенка целеустремленность и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.

Рекомендации: использовать подвижные игры, требования спокойствия не должны звучать постоянно, необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима частая смена деятельности.

Холерик:

- действия порывисты;

- эмоционален, чувство ярко выражены;

- любит риск, приключения;

- не прислушивается к мнению других;

- излишне самостоятелен;

- в еде неразборчив;

- спит мало;

- импульсивен;

- драчун, крикун, конфликтен.

Особенности поведения возбудимого ребенка холерика:

Все реакции такого ребенка всегда бурные, он очень резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом они способны заниматься долго, преодолевая трудности. Могут резко перейти от веселого настроения к грустному. Всегда стремятся занимать лидирующие роли, любят подвижные игры, избегают сдержанных игр. В группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить. Не следует применять наказания, ограничивающие их движения, а также окрики, угрозы, шлепки.

Им полезны все виды занятий, развивающих сосредоточенность, внимание, усидчивость, терпение, игры с внезапной остановкой действия, в которых необходимо подчиняться игровому правилу. Полезно давать им постоянные трудовые поручения, которые необходимо обучать их правилам общения. Применять меры воздействия необходимо не сразу после проступка, а лишь после того, как возбуждение пройдет. Иначе ребенок просто не услышит взрослого.

Рекомендации:

Необходимы терпение и спокойствие, подвижные и соревновательные игры, необходимо большое жизненное пространство, предусматривать возможность проигрывания, часто напоминать, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать, читать книги о героических подвигах, где воля и спокойствие творят чудеса, наказывать только тогда, когда ребенок успокоиться.

Меланхолик:

- трудно долго на чем- то сосредоточиться;

- высокая тревожность, мнительность;

- чувства глубокие;

- отношения налаживаются трудно;

- часто задумчив;

- если расстроиться, плачет долго и горько;

- застенчив;

- слишком рассудительный, «маленький взрослый»;

- любит уединение, спокойные игры;

- быстро устает;

- боится спорта.

Особенности поведения ребенка со слабой нервной системой – меланхолика

Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, Стремиться к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет «выпячиваться» перед другими. Часто бывает нерешителен. Стремиться играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувство глубокие, длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Навыки формируются медленно, но становятся устойчивыми. Поэтому их трудно переучить. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого –либо задания. Взрослому необходимо развивать у таких детей уверенность в своих силах, повышать самооценку, а также развивать целеустремленность и упорство.

Рекомендации:

Требует любящего понимания, грубость недопустима, использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие» не соревновательные игры.

Флегматик

- ровный, спокойный, редко выходит из себя;

- упорный труженик;

- чувства устойчивы;

- замкнут;

- медлителен;

- играет нешумно;

- мало двигается;

- любит порядок и добротность;

- послушен, пунктуален;

- новое не любит;

Особенности поведения медлительного ребенка – флегматика

Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув, с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого. Ребенок медлителен от природы, поэтому нельзя заставить сделать его что-то быстро, необходимо учитывать его особенности при организации режимных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Быстрота действий появляется у флегматика тогда, когда он научиться делать что-либо после многократного повторения. Необходимо побуждать ребенка к выполнению Движений, игровых действий.

Рекомендации: игры на развитие фантазии, занятия музыкой, вышиванием, иногда тормошить, заинтересовывать.

При осуществлении воспитательного и образовательного процесса необходимо учитывать тип темперамента ребенка.

Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие, и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый ребёнок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей. Так, в зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основных категории. Это:

1. Визуалы

2. Аудиалы

3. Кинестетитики

4. Дискреты

Визуалы - это люди, которые лучше воспринимают поступающую информацию посредством органов зрения.

Аудиалы лучше усваивают информацию через слух

Кинестетитикам более важными являются другие органы чувств, такие как осязание, обоняние.

Дискреты для усвоения информации используют преимущественно логическое мышление, какие-либо знаки, условные обозначения.

Почему важно знать, к какой категории относится ребенок? Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным. Педагог может объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание.

Существует несколько моментов, обратив внимание на которые, вы сможете понять, к какой категории относиться ваш ребенок:

- Речь. Визуалы используют в повседневной речи слова, которые связаны со зрением, например «смотреть», «видеть» и т. п. У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом. Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.

- Внимание. Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия, аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки, а кинестетика может отвлечь любая мелочь. Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекаются от занятий.

-Направление взгляда. При общении ребенок-визуал часто смотрит вверх, взгляд аудиала направлен по средней линии, кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы по ноги.

Рекомендации:

- визуал – излагать информацию следует постепенно, чтобы дать ему возможность зафиксировать все необходимое. Очень полезно использование любых наглядных материалов.

- аудиалу ни в коем случае нельзя делать замечания, когда он повторяет за педагогом или за родителем. Для ребенка так легче усвоить новый материал

- кинестетика не следует заставлять долго сидеть неподвижно, так как в этом случае малыш устает, внимание его рассеивается. Таким детям необходимо чередовать умственные и физические нагрузки. Лучше усваивают материал кинестетики, попробовав что-то сделать.

- общаться с ребенком нужно на его языке. Например, при общении с визуалом используйте описательные слова, которые характеризуют форму, цвет, размеры, при общении с аудиалом рекомендуется менять вариации голоса, в этом случае материал более понятен. Кинестетики лучше всего воспринимают язык жестов и прикосновений, поэтому, рассказывая ребенку что-то, используйте подходящие жесты.

Тест

Процедура: каждый вопрос содержит четыре варианта ответа. Выберите то описание, которое более всего соответствует поведению вашего ребенка и обведите букву перед ним.

1. Как обычно ребенок реагирует на замечания родителей (воспитателей)

А. Обещает, клянется, что это было в последний раз, но вскоре совершает аналогичный поступок.

Б. Злиться, возмущается и в итоге поступает по-своему.

В. Спокойно признает свою вину.

Г. Обижается, легко расстраивается, плачет.

2. Как ребенок поступает в ситуациях, требующих быстрый и решительных действий?

А. Его мгновенно охватывает азарт.

Б. действует быстро и энергично.

В. Ведет себя спокойно и сосредоточено.

Г. Действует нерешительно, робко.

3. Какой поведенческой линии ребенок придерживается в споре со сверстниками?

А. Активно отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и чужие мнения.

Б. Горячится, раздражается, никого не хочет слушать.

В. Говорит уверенно, без лишних эмоций, последователен в изложении своих мыслей.

Г. Ведет себя очень нерешительно.

4. Как ребенок ведет себя, оказавшись в незнакомой обстановке, новом месте?

А. Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведет себя оживленно, проявляет интерес к окружающему.

Б. Быстро возбуждается, иногда нервничает.

В. Спокойно присматривается к непривычной обстановке.

Г. Робеет, стесняется, нерешителен, скован.

Подведение итогов. Внимательно посмотрите на буквы, которые оказались помеченными. Преобладание вариантов «А» указывает на то, что темперамент ребенка близок к сангвиническому типу. Если среди ответов больше вариантов «Б», вероятнее всего ребенок-холерик. Если вы выбрали как минимум два варианта «В» или «Г», то ребенок флегматик, либо меланхолик соответственно

Будьте внимательны и добры к своим детям, всегда старайтесь их понять, как бы сложно Вам не давалось, и Вы обнаружите, что их детская любовь к вам не будет знать границ

Свойства нервно-психических процессов

Типы темпераментов Сила Подвижность Уравновешенность

Холерик + + -

Сангвиник + + +

Флегматик + - +

Меланхолик - + -

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов детского сада Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном.

Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного оборудования в ДОУ» Цель: повышение педагогической компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, оптимизации двигательного.

Семинар-практикум для педагогов «Общаться позитивно» Конспект семинара-практикума «Общаться позитивно – что это значит» Подготовила: старший воспитатель Крицкая Вера Сергеевна.

Семинар-практикум для педагогов по правовому воспитанию «Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК» Автор-составитель: воспитатель Кузнецова.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» И. Н. Шауэр, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №46 «Золотой ключик», г. Соликамск, Пермский край Семинар-практикум «Профессиональное выгорание».

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» Семинар – практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» Цель. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов» Задачи: •.

Семинар-практикум для педагогов «Развитие мелкой моторики» Цель семинара: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук; знакомство с.

Семинар-практикум для педагогов «Сплочение педагогического коллектива» Семинар – практикум для педагогов На тему: «Сплочение педагогического коллектива» Подготовила воспитатель: Бревнова.

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» 1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Педагог-психолог: Я очень рада всех вас приветствовать и.

Семинар-практикум по здоровьесбережению для педагогов ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20» Г. РОСТОВА Семинар-практикум для педагогов Тема: «Виды здоровьесберегающих.

Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Детский темперамент»
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 20:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД