Оксана Концевая
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как эффективно выстроить общение с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как эффективно выстроить общение с родителями»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
1. актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;
2. познакомить с приемами бесконфликтного общения;
3. содействовать повышению уверенности в себе.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Как эффективно выстроить общение с родителями“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: сердечки из бумаги, корзинка для сердечек, памятки на каждого воспитателя (тест на эффективность общения, «Правила конструктивного взаимодействия с родителями, веселая музыка для упражнения «Веселая шляпа», шляпа.
Время: 40 минут.
Ход семинара-практикума :
1. Приветствие.
Педагог-психолог : Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада всех вас видеть. Тема сегодняшнего семинара – практикума «Как эффективно выстроить общение с родителями».
1.1. Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!» (3 мин)
Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Инструкция. Проговаривая аффирмации, педагоги выполняют следующие действия:
1. «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!» - стоя, свести лопатки и улыбнуться;
2. «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!» - положить обе ладони на лоб, затем на грудь;
3. «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче!» - потирая ладонь о ладонь;
4. «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего!» - встав на цыпочки, руки поднять над головой и сомкнуть в кольцо;
5. «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» - погладить себя по голове;
6. «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна!» - руки широко развести в стороны.
2. Основная часть.
2.1. Упражнение «Сердечки» (5 минут)
Педагог-психолог : Уважаемые, коллеги, возьмите себе, пожалуйста, сердечки, кто сколько хочет. (После того, как все участники взяли сердечки). А теперь я попрошу вас представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько сердечек у вас в руках.
2. 2. Притча «Страшный сон» (5 мин)
Педагог-психолог : А сейчас я хочу рассказать вам притчу.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Вопросы для обсуждения:
Какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего семинара-практикума?
В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?
Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка - как первый или как второй толкователь?
Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?
2.3. Теоретическая часть. (2 мин)
Педагог-психолог : Представьте себе утро, мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребят домой. Бывает так, что педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. Но, стоит помнить, что у педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Трудностей в организации общения с родителями много : это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду.
Ответьте пожалуйста на вопрос: Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Ответ: конечно, воспитателю.
Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?
Одной из причин, по нашему мнению, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и нехватка навыков общения. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью в общении с родителями нужно постоянно работать.
2.4. Тест на эффективность общения (3 минуты)
Педагог-психолог : Для того, чтобы понимать другого человека, необходимо знать самого себя. Я предлагаю оценить ваш уровень коммуникабельности с родителями (каждый участник семинара получает раздаточный материал). Проверьте свои установки на общение с родителями : из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
1.
А) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения.
Б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
2.
А) меня должны уважать.
Б) я должна завоевать уважение.
3.
А) я должна быть в центре внимания.
Б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
4.
А) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) я всегда авансирую доверие родителям.
Оценка результатов: если ваши ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б, это правильные ответы.
Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта.
2.5. Психотехническое упражнение «Давление» (5 мин)
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.
Педагог-психолог : А теперь разбейтесь на пары и встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.
Обсуждение: В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?
Возможно, Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).
Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что, стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будь то родитель, коллега, ребенок, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
- Присаживайтесь на свои места.
2.6. Теоретическая часть (7 мин)
Педагог-психолог : Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
Самые универсальные – это:
Улыбка,
имя собеседника
комплимент.
Для того, чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
• Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
• Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
• Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
• Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
• Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
2.7. Упражнение «Волшебная шляпа» (10 мин)
Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями.
Педагог-психолог : Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебная шляпа». Пока звучит музыка, вы передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это родитель, которому вы говорите что-либо положительное о «ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!»
Обсуждение упражнения.
- Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?
- Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
Педагог-психолог : Любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности
3. Заключение.
Подведение итогов семинара-практикума. (2 мин)
Педагог-психолог : Я надеюсь, что сегодня вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами.