Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве»

Людмила Сучкова
Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве»

Тема

«О ДЕТСКИХ КАПРИЗАХ И УПРЯМСТВЕ»

2014-2015 уч. год

Подготовила и провела: воспитатель Людмила Федоровна Сучкова

Подготовительный этап:

1. Выложить объявление о предстоящем собрании. (приложение 1)

2. «Почтовый ящик» с целью организации заключительной части встречи «Блицопрос»

3. Памятки для родителей (приложение 2)

Цель:

-повышение психологической компетентности родителей в вопросах развития ребенка трех - четырех лет;

- формирование у взрослых навыков эффективного поведения в ситуациях, связанных с проявлениями капризов и упрямства детей.

Процедура проведения родительского собрания

Здравствуйте, уважаемые родители!

Спасибо, что нашли время, чтобы поговорить на заданную тему. Надеюсь оправдать ваши надежды.

Хочется начать нашу встречу со слов песни «Большой хоровод»

Мы на свет родились, Чтоб улыбки друг другу

Чтобы радостно жить. Дарить и цветы,

Чтобы вместе играть. Чтоб исполнились в жизни

Чтобы крепко дружить. Все наши мечты.

Наши дети рождаются именно для этого.

А всегда ли так бывает?

Не омрачается ли жизнь капризами и упрямством?

Как помочь ребенку избавиться от этих черт характера?

Об этом сегодня наш разговор, в ходе которого мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих неприятных нарушений поведения ребенка.

Представьте себе, что Вы собираетесь на работу, очень спешите, а Ваше любимое чадо начинает ни с того ни с сего капризничать, плакать, а то и биться в истерике. Вы хватаетесь за голову и не знаете, что предпринимать.

Дело в том, что в возрасте 2,5-3,5 лет психические функции ребенка претерпевают особые изменения. Этот период развития ребенка в психологии называют кризисом трех лет.

Выдающийся российский психолог Леонид Семенович Выготский описал такие симптомы этого кризиса:

1. Негативизм - стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям.

Ребенок может настаивать, что сыр - это масло, синее - это зеленое, лев это собака. Как только взрослый соглашается с ним, «мнение» ребенка может резко измениться на противоположное.

2. Упрямство. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал («Я хочу»).

3. Капризность - это вторая сторона одного и того же нарушения поведения. Понимает, что нельзя, но настаивает («Я не хочу»). У слабых - капризы, у сильных - упрямство.

4. Своеволие. Все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало что умеет («Я сам»).

Реже встречаются случаи, когда ребенок становится агрессивным, начинает обзывать родителей бранными словами, замахивается на игрушки и даже на взрослых, отказывается с ними играть.

В этот период развития детей отчетливо проявляются стремление к достижению результата в своей деятельности (где формируется настойчивость и целеустремленность, стремление продемонстрировать свои успехи, чтобы заслужить похвалу, одобрение взрослых. Наблюдается обостренное чувство собственного достоинства. Оно выражается в повышенной обидчивости ребенка и чувствительности к признанию его достижений.

Другими словами, дети видят себя через призму своих достижений, которые признаются и оцениваются взрослыми. Это кладет начало развитию детского самосознания.

Капризы и упрямство в этом возрасте - язык ребенка, его способ сообщить взрослым о своих потребностях.

Взрослые очень по-разному встречают желания ребенка: одни гордятся, другие напряжены, раздражены.

Сегодня мы обсудим, от чего зависят упрямство или каприз ребенка, закрепятся ли они в качестве устойчивой формы его поведения в дальнейшей жизни. В качестве примеров для обсуждения я предложу вам различные ситуации которые часто встречаются в нашей жизни.

(Родителям раздаются листы с пронумерованными ситуациями,. Участники знакомят с текстом всех остальных. После того, как ситуация прочитана вслух одним из родителей, педагог задает вопросы.)

Ситуация 1

Миша - упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму.

Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком, компот.

Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я хочу компот, - заявляет он решительно, - и еще я с котлеткой люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Мальчик твердо стоит на своем: «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено». Миша не отступает: «Сначала я буду пить компот. Прямо сейчас. А твою котлету - после». Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает сама кормить мальчика супом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама, разъяренная, кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется на тарелке! А компот вообще не получишь!» Миша отталкивает тарелку и при этом проливает часть супа на стол. Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает сразу две, восклицая: «За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот.»

Далее педагог организует обсуждение предложенной ситуации, ошибок, которые допустила мама. В ходе обсуждения участники приходят к выводу, что мама:

- не должна ставить на стол все сразу: не предоставлять право выбора;

- может частично пойти ребенку навстречу: отпить глоток компота до еды. Не акцентировать на этом внимания: «Ну отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед».)

Ситуация 2

Тане предложили молочный суп, курицу с рисом и морс. Она с недовольным видом отворачивается от стола. «Не хочу суп!» Бабушка, всплеснув руками: «Танечка, он такой вкусный, кушай, а то остынет». Таня: «Я не люблю теплый. Я вообще не хочу». Суп остывает, Таня опускает ложку и говорит: «Фу, пенки. Я не люблю пенки, у меня они в горле застревают».

Бабушка в отчаянии: «Ну а что же ты будешь?» Таня: «Я ничего не буду. Раз у нас нет супа, я хлебушек буду (с подчеркнуто грустным видом жует хлеб)».

Бабушка не может этого вынести: «Танечка, давай насыплем в супчик вермишели. Ты сама насыплешь и будет вкусно-вкусно». Таня с некоторой заинтересованностью соглашается. Бульон снова греют, Таня засыпает его вермишелью, ей это интересно, она радостно говорит: «Ой, как будто маленькие червячки пошли купаться. Они плавать будут.» Суп на столе, и снова у Тани весь интерес пропал. «Я не хочу супу. Я не люблю суп». Бабушка уговаривает, пробует кормить девочку сама, рассказывает сказку - все бесполезно: Таня отворачивается, плачет. Удается «впихнуть» в нее несколько ложек. После этого суп убирается, та же история - с курицей. На такой обед уходит около двух часов. Бабушка и внучка встают из-за стола совершенно измученные. Девочка не может заснуть после обеда, переутомляется и капризничает еще больше, отравляя вечер себе и взрослым.

(Обсуждение ситуации. Какие ошибки допущены взрослыми в данной ситуации? - Не предлагать несколько вариантов, а решительно лишить девочку обеда, либо уговорить ее съесть обед. Не идти у ребенка на поводу.)

Почему ребенок капризничает?

Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Вариант I. Капризы ребенка могут быть свидетельством того, что он заболел, но не может об этом сказать, потому что сам не понимает, что с происходит.

При этом обычно снижается аппетит, малыш легко возбуждается, плачет без причины, то ложится на диван, то сидит с безразличным видом. Если вы заметили эти изменения поведения, приступайте к дальнейшему осмотру. Потрогайте лоб, а для большей уверенности измерьте температуру. Есть дети, которые играют и при температуре в 38-39 градусов Насморк и кашель могут свидетельствовать о начавшейся болезни. Спросите ребенка: не болят ли у него ушки, голова, нет ли болей в животе. Они возникают необязательно как признак какого-то заболевания Иногда боли в животе отмечаются у детей с повышенной возбудимостью. Проследите, какие у ребенка стул и моча, нет ли рвоты. Осмотрите тело, нет ли на нем сыпи.

Итак, способов выяснить, не заболел ли малыш, очень много. Если мы пришли к выводу, что он болен, нужно обратиться к врачу.

Всем известно, что болеть плохо. И часто получается, что для больных детей родные стараются сделать все возможное, чтобы им было хорошо. Малыш, поняв, что, когда он болен, все в доме делают для него, может в дальнейшем прибегать к симуляции болезни. Лишать ребенка родительской заботы и внимания нельзя. Главное - не переусердствовать.

Вариант II. Малыш хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества. Этот способ - призыв к общению.

Многие родители жалуются, что им не хватает времени для общения с детьми. Важно не сколько времени вы потратите на общение с ребенком, а как вы его проведете.

Ситуация 3

Леночке 4 года. Родители заметили, что в последнее время девочка стала капризной. Как только мама уходит из комнаты, чтобы заняться домашними делами, она начинала плакать, прерывала игру и просила маму поиграть с ней. Родители пытались повлиять на нее такими словами: «Перестань хныкать! Ты уже большая девочка и умеешь играть одна». Лена отвечала: «Я не люблю одна. С тобой интереснее». Мама: «Если будешь продолжать, я запру тебя в комнате».

Каковы ваши действия в данной ситуации?

(Участники дискуссии сходятся на мнении, что можно не бросать домашние дела, а общаться с ребенком в процессе их выполнения. Предложить ребенку участвовать в выбранном взрослым занятии. Пусть он вытрет пыль, если родители занимаются уборкой, или помоет овощи, если готовится обед, или постирает куклины вещи и свои носки, если дома - стирка. Таким образом ребенок подключается к делам родителей, приобщаясь к миру взрослых. А параллельно с этим можно загадывать загадки, читать стихи, проговаривать то, чем занимаетесь, вводить в словарь ребенка новые слова. Какой он помидор? - Красный, желтый, зеленый. Слова можно говорить по очереди. Кто последний скажет - тот и победил. Что нужно для работы повару? - Плита, фартук, продукты, нож, кастрюля и т. д.)

Вариант. Слезы у ребенка могут быть реакцией на родительский запрет. Малышу трудно понять, что значит «можно», а что значит «нельзя». Вы должны помочь ему разобраться в этом.

Часто родители так сильно любят свое чадо, что покупают слишком много игрушек. Но проходит какое-то время, и все они ему надоедают. Тогда ребенок стремится к чему-то новенькому и запретному. Чтобы этого не случилось, не давайте ему все игрушки, а меняйте их время от времени.

Ситуация 4

Родители, беспокоясь за ребенка, ограничивают его свободу. Отвели ему отдельную комнату и не разрешали ходить в другие места, например, на кухню и в гостиную. Они даже запрещали ему бегать, потому что он мог упасть и удариться о батарею.

Но любопытный ребенок не смирился со сложившейся ситуацией и стремился в запрещенные места всякий раз, когда мама и папа отвлекались от его персоны. Он боялся быть замеченным, поэтому старался все делать быстро. Каждый раз при этом что-то падало, билось и ломалось. Родители пытались отвлечь его внимание от опасных предметов при помощи сладостей. Когда ребенка начинал интересовать какой-нибудь предмет, доступ к которому, по мнению родителей, детям строго запрещен, они давали ему что-то вкусное.

Сынишка очень скоро усвоил это и стал намеренно создавать подобные ситуации. Только его требования все возрастали: и плакал он все сильнее, и кричал громче.

В чем изначально родители были не правы?

(Комментарий педагога. Ребенок должен иметь возможность изучать мир. Успокоить плачущего ребенка можно, отвлекая внимание. Отвлечение надо «сыграть». И начинать только с себя, а ребенок тут должен быть как бы ни при чем. Для этого необходимо иметь «неожиданные пустяки» - какой-нибудь шарик, колечко, камушек.

И вот как это выглядит. Начинается плач и капризы. Делаю вид, что поглощено рассматриваю вытащенный из кармана предмет. Рассматриваю и удивленно рассуждаю сама с собой: «Интересное какое колечко. Точно помню, что когда выходила из дома, камушек на нем был синий, а теперь он красный. Может, он, побывав в темноте, в кармане, изменил цвет? Ну-ка, ты, Наташа, положи в карман, а потом вытащи - какой он станет?» Какие предметы дома могут стать «волшебными помощниками?» Поищите, подумайте.)

Вариант. Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным.

Ситуация 5

Илюша 3,5 лет с усердием натягивает колготки. Трудное занятие. Наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но. наизнанку. Мальчик, конечно, этого не замечает и продолжает натягивать.

Мама прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню» быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!» - "Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь "сам"». Мама сокрушенно вздыхает: «Когда только научится!»

А каковы ваши действия в подобной ситуации?

А почему бы не пойти в колготках наизнанку? Стоит отмечать любые успехи ребенка в самостоятельности. Подсказать и предложить свою Помощь, чтобы вывернуть колготки налицо. «В следующий раз получится как надо».

Наберитесь терпения. Чтобы воспитать у малыша самостоятельность, родителям необходимо научиться отличать собственные интересы от интересов и желаний ребенка.

Ситуация 6

Папа очень хотел сделать своему 5-летнему сыну подарок. Он повел его в магазин игрушек. Там мальчик стал просить замечательную, на его взгляд, синюю машинку. Но папа, осмотрев ее, сказал, что машинка непрочная и быстро поломается. И предложил купить другую, намного дороже. «Но зато на нее приятно смотреть!» - восхищенно говорил он. Покупка состоялась, а ребенок, еле сдерживая слезы, тайком смотрел на понравившийся ему автомобиль.

Чего не понял папа в данной ситуации? (Он сделал так, как хотел сам, а сын лишь уступил его давлению.)

Какой вывод сделал ребенок из этой ситуации? (Он еще маленький и не может сделать ничего сам.)

Какое обещание нарушил отец? (Он повел мальчика для того, чтобы тот сам выбрал себе игрушку.)

А всегда ли хорошо, когда ребенок послушен?

Будет ли он гармонично развитым, творческим человеком или останется на всю жизнь «забитым» и ограниченным?

Вариант Никакой причины, которая могла бы вызвать истерику, нет, просто это выражение конфликта ребенка с самим собой.

Как говорил Януш Корчак: «Ребенок недисциплинирован и зол потому, что страдает». В причинах его страданий и кроется ответ на вопрос: почему он капризничает.

В возрасте до 5 лет любая ситуация может стать для малыша сверхсильным раздражителем. Это и неправильное поведение родителей (ссоры и конфликты между собой, драки, агрессивность по отношению к ребенку, другим членам семьи, и какие-то уличные впечатления.

Что делать, если малыш капризничает?

Педагог Е. А. Аркин говорил: «Борьба с упрямством - борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка, это борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, за уважение к нему даже и тогда, когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели».

Чтобы вырастить и воспитать ребенка, родителям часто приходится жертвовать личными делами, работой, финансами. Но надо различать, какие жертвы необходимы, а какие вредны.

В семьях среднего достатка (и особенно в малообеспеченных семьях) все лучшее отдают детям, потому что нет возможности одинаково обеспечить всех членов семьи. Но стоит делать это так, чтобы ребенок не замечал этого. Подкладывайте ему самые вкусные кусочки незаметно, покупайте обновки, не акцентируя на этом внимания. Чтобы ребенок не вырос жадным, учите его делиться не только сладостями, но и игрушками.

Чтобы малыш не превратился в «маленького деспота», следует учесть, что любовь должна выражаться не только в нежности и ласке, но и в требовательности.

Свои требования необходимо выражать в настойчивой, но спокойной и доброжелательной форме. Окрики: «Не смей!», «Не бери!», «Не трогай!» только нервируют и раздражают малыша, но ничему не учат.

Очень важно избегать оценочных суждений в адрес ребенка. Критиковать можно отдельные его действия, а не ребенка в целом.

Надо помнить, что условием правильного воспитания является единство требований к ребенку. Нельзя, чтобы один из родителей разрешал го, что запрещает другой. Мама не пустила малыша гулять, а папа разрешил. В этой ситуации ребенку трудно усвоить, что родителей необходимо слушаться. Это делает его капризным. Разнобой в требованиях может привести к приспособленчеству. Со строгим папой ребенок будет вести себя дисциплинированно, а с доброй мамой начнет «выкаблучиваться» и добиваться своего.

Очень плохо, если взрослые в присутствии малыша спорят о правильности и неправильности его воспитания. В таком случае подрывается родительский авторитет, страдает ребенок, ведь он верит, ЧТО его мама и папа - самые лучшие.

Блицопрос

Разбираются вопросы родителей из почтового ящика.

Обратная связь – все ли понятно из нашей беседы?

Капризы и упрямство часто сопровождаются плачем. Как вести себя с плачущим ребенком?

РЕКОМЕНДАЦИИ

• Не стыдить ребенка за плач, не выговаривать ему, что он большой и как ему не стыдно. Стыдя плачущего, мы добавляем боли. Сочувствие или отвлечение – вот что нужно.

• Не грозить за плач наказанием и не наказывать за это. Это - жестокость в чистом виде. Особую боль доставляет не шлепок, а враждебность папины, мамы. Плач после шлепка становится отчаянным. Это реакция не на шлепок, а на враждебность. Во многих случаях родители на публике стыдятся плачущего ребенка. Но стоит понять, что люди, которые слышат и видят вашего плачущего ребенка, не возмущаются из-за шума, а сочувствуют малышу.

Как быть, если ребенок в истерике бросается на пол, кричит, бьет руками, ногами и даже головой об пол?

Иной ребенок быстрее остывает, если мать оставляет его одного и занимается своим делом как ни в чем не бывало.

Более упрямый ребенок будет вопить целый час, пока мать не сделает сама шаг навстречу. Например, обнять его. чтобы показать желание помириться, и предложить ему что-нибудь интересное.

Если истерика случилась на улице, возьмите на руки, отнесите в более тихое место, где вы оба сможете немного остыть.

Не забывайте о юморе. Научите ребенка любить шутки.

В некоторых ситуациях можно беззлобно его поддразнить или посмеяться над собой: «Ой какие большие слезы пропадают! Давай их в бутылочку соберем!» или «Смотри, на плече у тебя каприза сидит и плачет. Давай ее прогоним!»

Ребенок просит купить игрушку (конфету, йогурт, которую вы купить не можете.

Вам придется объяснить, что все купить невозможно. Сыграйте с ним в игру «Магазин». Дайте ему игрушечные деньги и попросите сделать необходимые покупки. Когда деньги закончатся и малыш больше ничего не сможет купить, он поймет, что не всегда желаемое бывает доступным.

Разговаривайте с ребенком на равных. Если малыш будет знать, что вы всегда поможете ему разобраться в любом вопросе, то капризов будет намного меньше.

Ребенок только что построил корабль, но ему уже пора спать. Как поступить?

Не прерывайте бесцеремонно игру ребенка. Придумайте какой-нибудь сюжет, чтобы ребенок с удовольствием отправился спать, например: «Корабль плывет по темному морю. Капитан и матросы хотят спать, они спускаются в каюты, умываются и ложатся отдыхать. Давай поставим киску и собачку охранять судно и тоже отправимся спать».

В заключение собрания родителям раздаются памятки «Как преодолеть капризы» (см. Приложение 3).

Прочитайте и оставьте себе. С каким из выводов вы не согласны? Почему? Помогут ли вам эти советы в преодолении капризов у детей?

Подведение итогов

(Звучит песня «Большой хоровод».)

Сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит, помочь им обрести радость дружбы, союза с нами, понимание разумной любви.

Литература

1. Возможности практической психологии в образовании / Под ред. Бурлаковой. - М. : УЦ «Перспектива», 1998.

2. Луговская А. Если малыш капризничает. - М. : Эксмо-Пресс, 2001.

3. Метенова Н. М. Родительское собрание. - Ярославль, 1999.

Приложение 1

Объявление

Дорогие мамы, папы, дедушки и бабушки

Предлагаем Вам встречу в нашей группе.

12.02.2015 года

тема встречи «КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО»

Приглашаем Вас принять активное участие в дискуссии, определении проблемы и нахождении приемов их решения

Если у Вас есть вопросы Вы можете их написать и опустить в наш почтовый ящик, для дальнейшего их обсуждения.

Приложение 2

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАПРИЗЫ?

Сначала нужно понять причины капризов и упрямства

Ими могут быть:

• Плохое самочувствие во время болезни.

• Призыв к общению.

• Реакция на родительский запрет.

• Стремление к самостоятельности.

• Нарушение режима дня.

• Смена обстановки.

• Обилие новых впечатлений.

Предупредить появление капризов и преодолеть их можно, если:

- требования выражать в настойчивой, но спокойной форме;

- все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку;

- развивать самостоятельность в совместной деятельности с взрослыми;

- не стыдить за плач, а посочувствовать или отвлечь;

- не наказывать за истерику; особую боль доставляет не шлепок, а враждебность мамы или папы;

- реже запрещать ребенку «все трогать»;

- не прерывать бесцеремонно игру ребенка;

- укладывать спать в одно и то же время;

- смотреть по телевизору только определенные программы, а не все подряд;

- приглашать в гости друзей по определенным дням.

Какие условия требуются от родителей упрямых детей

1. Надо изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной позиции «Всегда прав взрослый».

2. Научиться относиться к ребенку не как к подчиненному существу, а как к человеку, который имеет права и собственное мнение, которое надо уважать.

3. Попробовать договориться с ребенком, пойти на компромисс, но действовать на равных.

Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве»
Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями?» Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи:.

Консультация для воспитателей «Семинар-практикум по работе с родителями» Тема: Работа с родителями ”Веселая сенсомоторика”. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что.

Консультация для воспитателей «Семинар-практикум по работе с родителями» «Правильный выбор игрушки – залог успешного развития ребенка». Моя деятельность по работе с родителями направлена на установление доверительных.

Семинар-практикум «Активные формы взаимодействия с родителями по здоровьесбережению дошкольников» (фотоотчет)Семинар-практикум «Активные формы взаимодействия с родителями по здоровьесбережению дошкольников» (фотоотчет) Что можно сделать в домашних условиях для того, чтобы родители с ребятишками могли не только весело и интересно, но и с пользой для здоровья.

Семинар-практикум для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями». Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: -познакомить.

Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями» 1. Психологическая разминка “Очень я собой горжусь!” Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими.

Семинар-практикум как форма конструктивного взаимодействия учителя-логопеда с родителями Работая в группе компенсирующей направленности на протяжении 13 лет, в своей деятельности я, как и все специалисты, придерживаюсь определённой.

Семинар-практикум по работе с родителями «Знатоки природы» Тема: «Знатоки природы». Форма проведения: семинар- практикум. Аудитория: родители старшей возрастной группы. Количество участников: 16.

Семинар-практикум с родителями «Театр-наш друг и помощник» (средняя группа) Тема мероприятия: «Театр – наш друг и помощник» Время проведения: 24.04.2014год. Место проведения: музыкальный зал. Форма проведения: семинар.

Тема моего выступления: «Семинар-практикум» как одна из форм работы с родителями. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
Автор публикации:
Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве»
Опубликовано: 8 мая 2016 в 17:05
+121Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 49.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс дидактической игры «Лото малышам»
Сырова Наталья Анатольевна. Мастер - класс дидактической игры " Лото малышам". Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня я хочу поделиться с вами мастер –...
Оформление первой младшей группы «Бельчата»
Уважаемые коллеги хочу предоставить Вашему вниманию оформление моей I младшей группы "Бельчата". Начну с раздевалки и стенда, который мы оформили вместе...
Видео «Танец светлячков»
Видео танца светлячков Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию видеозапись танца светлячков из нашей театральной постановки "Как паучок нашёл себе...
Конспект занятия «Чудесная вода»
Тема: «Чудесная вода» Цель: Формировать у детей представление о свойствах воды ее значении. Задачи: 1. Создать целостное представление о воде как о...
Экспериментальная деятельность детей с тенью на прогулке
Цели: - продолжать создавать условия для экспериментальной деятельности детей; - формировать интерес к экспериментальной деятельности; - вовлекать...