Елена Парсаданова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация спортивных игр и упражнений в режиме дня»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация спортивных игр и упражнений в режиме дня
Наша гибкость означает наличие свободы движений, а движение – это жизнь! Занятие стретчингом – это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение.
Что такое игровой стретчинг? Это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Организация спортивных игр и упражнений в режиме дня“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
Так как игра - ведущий вид деятельности дошкольника, то упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игрой ситуаций, заданий, упражнений, которые подобраны таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.
Цель таких упражнений : укрепление и сохранение физического, психического здоровья и гармоничное развитие ребенка.
Задачи: обучение различным видам иммитационных движений игрового стретчинга;
развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, гибкости, выносливости;
укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма; развитие психических качеств: внимания, памяти, воображения, умственных способностей; воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
Результаты: развитие гибкости; развитие опорно-двигательного аппарата: профилактика
плоскостопия и формирование правильной осанки; совершенствование психомоторных способностей детей, психоэнергетической саморегуляции; развитие творческого мышления, двигательной памяти, быстроты реакции, внимания.
Основные принципы выполнения упражнений :
Наглядность – показ физических упражнений или образный рассказ.
Доступность – обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Систематичность – регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.
Сознательность – понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.
Индивидуально-дифференцированный подход – учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребёнка.
Основные правила стретчинга
Все упражнения должны выполняться в состоянии расслабленности мышц.
Упражнения требуют концентрации внимания на той части тела, которая в данный момент растягивается.
Дыхание должно быть ровным, задерживать дыхание не надо.
Занятия - регулярные, не менее двух раз в неделю.
Методика игрового стретчинга направлена на снятие у детей комплексов, связанных с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. На профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. На развитие эластичности мышц, координации движений, воспитание выносливости и старательности.
Как проходят занятия игрового стретчинга для детей? Заниматься игровым стретчингом можно уже с детьми с 3-4-х лет, но лучше со старшего возраста, с 5-6 лет. Главное в этом плане, не объем выполненных упражнений в одно занятие, а их постоянство – это даст более высокие результаты. Каждое занятие проходит с разыгрыванием сказки или игрового сюжета под музыку и структура такого занятия
выглядит следующим образом:
Вводная часть.
Выполняется музыкальная разминка, задача которой подготовить детский организм к дальнейшим нагрузкам: к более сложным и интенсивным упражнениям игрового стретчинга.
Основная часть.
Дети знакомятся с новыми движениями, учатся их выполнять, а также закрепляют ранее изученные. Именно на этом этапе идет включение упражнений стретчинга, направленных на развитие и укрепление физических данных детей. Все движения должны быть переплетены с сюжетом сказки или игры, которая специально подбирается под тему занятия и постепенно рассказывается в его процессе. В конце основной части дети играют в подвижную игру, цель которой – развитие двигательной активности и коммуникативных качеств.
Заключительная часть.
Проводится дыхательная гимнастика, игра на расслабление или релаксация.
Здесь важно привести организм детей в спокойное состояние.
Все занятия и физические упражнения стретчинга проводятся в интересной, театральной форме. Перевоплощение в любимых сказочных и других героев в процессе занятий еще больше заинтересовывают детей в выполнении нужных движений. Делаются они без какого-либо вмешательства со стороны, а их медленный темп дает возможность ребенку прочувствовать все свое тело, при этом сохраняется максимальная безопасность для здоровья.
Ещё я хотела бы остановиться на новых формах работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Оздоровительно-игровой час. Оздоровительно-игровой час организуется воспитателями после дневного сна. Его длительность составляет для детей с 2 до 3 лет- 10 мин. Основным приёмом организации такого «часа» для малышей является игровой момент и творческий подход: воспитатель может заменить игру, использовать музыкальное сопровождение. Ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др.
Другой формой физического развития детей от З до 7 лет стал час двигательного творчества, когда они имеют возможность сами выбирать вид деятельности, спортивный инвентарь, партнёра и т. д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство. Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценить собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах. Для часа двигательного творчества используются разнообразные виды движения: от хорошо знакомых детям подвижных игр до совместной со взрослыми или сверстниками деятельности. «Час» двигательного творчества проводится во второй половине дня в спортивном зале под непосредственным контролем и при активном участии воспитателя. Поощряется также участие родителей.
Третий дополнительный час физического развития - динамический час, который организуется воспитателем на дневной прогулке. Его длительность составляет 18-20 мин, в группах младшего и среднего возраста, 25-З0 мин в группах старшего возраста. Содержание определяется в соответствии с возрастом детей. Вместо классической организации физкультурного занятия на воздухе упор делается на основной вид деятельности — игру.
Структура динамического часа состоит из 2 частей:
1. Оздоровительная (разминка подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.)
2. Оздоровительно-развивающая (тренировка определённого вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры)
Число заданий в первой и второй частях зависит от возраста детей, погодных условий, двигательной активности и умений, места проведения. Для повышения интереса используются образно - игровые сюжеты: «циркачи», «индейцы», «оленеводы» и др.
Можно рекомендовать несколько вариантов построения динамического часа:
- игровые упражнения и подвижные игры;
- игровые упражнения и подвижные игры, спортивные игры;
- игровые упражнения, игры- эстафеты;
- игровые упражнения, хороводные игры.
Таким образом, без увеличения нагрузки детям была предложена насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность, что позволяет реализовать главную их потребность - потребность в движении.
Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов детей. С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки, приобретают нравственные, волевые качества. Ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей, у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность.
Прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и упражнениям необходимо :
- на первом этапе познакомить детей с различными видами спорта, спортсменами, можно провести экскурсию или целевую прогулку на стадион (городской, школьный, дворовый, рассмотреть иллюстрации.
Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.
- вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д.
Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность самостоятельно манипулировать ими.
- третий этап - обучение.
Наряду со спортивными упражнениями во время прогулок детям можно предложить игры с элементами спорта : футбол, баскетбол, хоккей, бадминтон, теннис, городки и т. д.
Условия и требования для проведения игр с элементами спорта :
Бадминтон (теннис).
Для игры нужны ракетки, волан (мяч) и площадка. Дошкольников важно научить играть в настольный теннис и бадминтон по упрощенным правилам, которые строятся на разнообразных действиях с маленьким мячом (воланом) и ракеткой.
Предварительно детей нужно научить попадать ракеткой по мячу, соразмерять силу удара по мячу или волану с тем, чтобы правильно посылать их на сторону партнера по игре.
В этих игровых упражнениях дети овладевают различными навыками:
- правильно держать ракетку,
- бросать и ловить маленький мяч (волан,
- ориентироваться в пространстве.
Последовательность освоения движений:
• ознакомление с воланом (подготовительные упражнения - броски, ловля волана);
• обучение хватке ракетки, открытая и закрытая сторона;
• жонглирование воланом;
• обучение стойке бадминтониста;
• обучение технике ударов ракеткой справа, слева, над головой;
• обучение подаче волана;
• игра в паре с тренером;
• игра в паре с партнером.
Футбол.
При обучении дошкольников игре в футбол важно изучить отдельные элементы:
- отрабатывать передачу мяча друг другу,
- отработать удар по мячу стоя на месте (на расстоянии 3–4 м,
- научиться отбивать мяч правой и левой ногой,
- подбрасывать его ногой и ловить руками,
- вести "змейкой" между предметами, забивать его в ворота.
Городки.
Старинная русская игра. Эта игра развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. Детей привлекают названия самих фигур (пулемётное гнездо, пушка, часовые, самолет, звезда и т. п.). Необходимо выбить городки всех фигур партии за меньшее количество бросков биты.