Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников»

Галина Васильева
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время у большинства детей отмечаются своеобразие психического развития : общая эмоциональная незрелость, задержка в развитии вербального интеллекта, слабая регуляция произвольной деятельности. Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития психических процессов.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников“» размещена в разделах

Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления.

Наиболее важным возрастным периодом в развитии познавательных процессов является детство ребенка:

• младенчество (от рождения до 1 года) благоприятно для развития ощущений,

• ранний возраст (1-3 года) — для развития речи,

дошкольный (3-7 лет) — для развития восприятия и памяти,

• младший школьный (7-11 лет) — мышления.

Изменение этих психических особенностей ребенка происходит под влиянием той деятельности, которую он осваивает на данном возрастном этапе. Это могут быть игры с предметами в раннем возрасте, ролевые игры в дошкольном.

Если ребенок был недостаточно включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствия с возрастными особенностями ребенка.

Восприятие

Перцептивные процессы (от лат. перцепция — восприятие) порождаются органами чувств — зрением, слухом, осязанием, обонянием и др.

С помощью ощущений человек реагирует на многочисленные внешние воздействия — свет, тепло, холод, запах — и сигналы о состоянии внутренних органов.

На основе ощущений, возникает следующий познавательный процесс — восприятие, которое объединяет отдельные ощущения в целостный образ.

Активному развитию восприятия способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, просмотр фильмов, прогулки. Особое значение отдается ролевым играм, где моделируются фрагменты окружающей информации, вызвавшие интерес, и познается воспринятая информация.

Восприятие создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

Возрастные особенности восприятия у дошкольников

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие носит предметный характер, т. е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава — зеленая, лимон — кислый и желтый.

Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Сравнивая, измеряя и прикладывая предметы, ребенок 4-5 лет получает представление об основных геометрических фигурах (квадрате, треугольнике, овале, круге); об основных цветах спектра; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко); о времени (утро, день, ночь, время года) и т. д.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) знания о предметах и их свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности.

Незавершенность в развитии процесса восприятия ведет к задержке в развитии других познавательных процессов. В связи с этим в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста следует делать акцент на формирование процесса восприятия.

Рекомендации по развитию восприятия у дошкольников

Учить детей различать предметы на ощупь.

Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.

Учить соотносить предметы по величине.

Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.

Формировать умение составлять из частей целое.

Различать основные признаки разных времен года.

Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.

Формирование сенсорных эталонов формы.

Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

Игры и игровые упражнения на развитие восприятия у дошкольников

Развитие зрительного восприятия происходит в процессе установления дошкольником формы, цвета, размеров предметов. Прекрасным вариантом станут упражнения с мозаикой, пазлами, конструктором, пирамидками.

Для слухового восприятия подбираются задания со звуковым сопровождением. Например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук.

Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур.

Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур. Попросите назвать фигуры, которые знает ребенок, подскажите ему названия тех фигур, которые он еще не знает.

В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовете (круг, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, треугольник, эллипс, трапеция)

Упражнение на развитие точности восприятия : «Дорисуй фигуры» .

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. После этого пусть ребенок назовет фигуры.

Упражнение на развитие цветоразличения.

Подберите разноцветные картонки, кубики, карандаши, фломастеры, лоскутки и т. д. Попросите ребенка назвать цвета, подскажите ему, если он не справляется. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока ребенок не освоит эту цветовую гамму.

Упражнение на развитие представлений о частях суток.

Подготовить рисунки, посвященные каждому времени суток, - утро, день, вечер, ночь. Затем ребенку задают вопросы: "Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?" и т. д.

После этого покажите ребенку картинки и спросите, о каком времени суток идет речь на каждой. Ребенок справляется с этим заданием. После этого предложите ему разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребенок в каждую часть суток

Упражнение на развитие пространственных представлений.

Подготовьте заранее: 5 игрушек (например, куклу, зайчика, мишку, уточку, лису); картинки с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш. Предложите ребенку выполнить несколько заданий:

1. Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.

2. На столе перед ребенком располагают игрушки следующим образом: в центре - мишка, справа - уточка, слева - заяц, впереди - кукла, сзади - лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: "Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?"

3. Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: "Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?"

4. Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над треугольником - 2 маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно.

5. Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребенка на расстоянии 40-50 сантиметров от него и предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.

Память

Все, что происходит с нами, все, что мы видим, слышим, говорим или чувствуем, может сохраняться долгое время в нашей памяти. Это позволяет организму реагировать на новые жизненные обстоятельства с учетом прошлого опыта и заменить простые, инстинктивные реакции более сложными, приобретенными. Отсутствие памяти привело бы к невозможности развития : человек вечно оставался бы в положении новорожденного.

Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее эта деятельность, тем лучше развивается память человека.

Лучше запоминается то, что:

1) пережито человеком на собственном опыте, практически проделано и воспроизведено в громкой речи;

2) непосредственно связано с потребностями и интересами человека;

3) осмыслено и объединено единой мыслью в логически целое;

4) эмоционально насыщено.

Возрастные особенности памяти у дошкольников

Память младшего дошкольника непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или воспроизвести и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний (раннее детство так же, как и младенчество, забывается).

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) начинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически и зависят от вида деятельности, которую выполняет ребенок. Было установлено, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение поручений взрослого. При этом эффективность непроизвольного запоминания увеличивается, если задание ребенку предполагает не пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале и выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление сходства или различий и т. д.).

Особое место в развитии ребенка-дошкольника занимает двигательная память. Высокий уровень ее развития позволяет детям 6-7 лет осваивать достаточно сложные движения, выполнять их быстро, точно, с меньшим напряжением, чем раньше, гибко изменять освоенные действия. Это дает возможность приступить к овладению профессиональными видами деятельности. Именно в этом возрасте многие дети начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.

Рекомендации по развитию памяти

Развивать у ребенка умения произвольно вызывать необходимые воспоминания.

Обучение культуре запоминания.

Учить ребенка вспоминать последовательность событий.

Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

Учить детей использовать образ как средство развития произвольной памяти.

Учить детей повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства.

Развитию слуховой памяти способствуют упражнения, требующие запомнить слова или пары слов и воспроизвести их. Зрительная память и внимание легче всего формируются в заданиях типа: «Вот предметы. Посмотри внимательно. Старайся запомнить расположение, особенности. Закрой глаза, а я пока переставлю их местами. Теперь расставь предметы в начальном порядке».

Внимание

Внимание — это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Внимание включено во все познавательные процессы и проявляется в любой сознательной деятельности: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в какие-либо детали. В бездеятельном состоянии внимание не проявляется, есть только одно средство его развития — сама деятельность, которая должна побуждать к развитию волевых усилий, лежащих в основе произвольного внимания.

Свойства внимания (подробнее далее рассмотрим)

Объём внимания - способность сознания ребёнка охватывать одновременно большое количество отображаемых объектов в данный момент.

Концентрация внимания - способность ребёнка сосредоточиться на одном или нескольких объектах.

Устойчивость внимания - способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности и умение отвлечься от всего постороннего.

Переключаемость внимания - способность ребёнка осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому.

Распределяемость внимания - распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания.

Возрастные особенности внимания у дошкольников

В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него, поэтому дети редко занимаются одним и тем же делом длительное время. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут оставаться внимательными достаточно долго.

В среднем дошкольном возрасте объём внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырёх к концу года. Ребёнок может удерживать активное внимание в течение 7-8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.

В старшем дошкольном возрасте начинает складываться произвольное внимание: дети могут принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение и т. д.

Усложнение игр и упражнений на развитие всех свойств внимания используется индивидуально, например, для усиления концентрации внимания – графические диктанты, для распределения внимания – развивается сложное свойство рисовать круги и одновременно слушать и считать хлопки.

Чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения ребёнка.

Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости в школе.

Рекомендации по развитию внимания у детей дошкольников

Часто менять формы деятельности.

Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.

Учить ребенка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

Учить детей управлять вниманием в соответствии с целью.

Создавать средства - стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Мышление

Мышление — высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.

Основная линия развития мышления - это переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода дошкольного детства — к словесно-логическому мышлению.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы, или операции: анализ (мысленное разложение целого на части, синтез (мысленное объединение частей в единое целое, сравнение (установление сходства или различия между объектами, абстрагирование (выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных, обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.

Возрастные особенности мышления у дошкольников

Во младшем дошкольном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

С 3 до 5 лет развивается образное мышление. Дети используют простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Дети данного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Рекомендации по развитию мышления у детей дошкольников

Развитие умственной способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельностью.

Составлять группу из отдельных предметов.

Учить выделять предметы по назначению, по характерным признакам.

Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

Учить сравнивать предметы.

Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

Воображение

Воображение — психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности.

Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления. По мере накопления ребенком жизненного опыта его мышление все больше и больше опирается на образы.

Возрастные особенности воображения у дошкольников

У детей 3-4 лет существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает.

У детей более старшего возраста воображение может опираться на предметы, которые совсем не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит переход к умственному представлению действий с предметом, которого в действительности нет.

Старший дошкольный возраст является сензитивным — чувствительным — для развития воображения. В 5-6 лет у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа. Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации. Кроме того, оно необходимо в тех видах деятельности, которые требуют предварительного планирования, — в рисовании, конструировании и т. п.

Воображение детей развивается практически в любой деятельности: рисование, игра, занятия с пластилином. Предложение дошкольнику придумать образ или героев игры формирует произвольность воображения.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления»Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников»
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 10:49
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Васильева (УИ 121971) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД