Марина Харламова
Семинар-практикум для педагогов «Гигиена зрения. Профилактика нарушения зрения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: рассказать о гигиене зрения в детском саду, о наиболее распространенных формах нарушения зрения у детей дошкольного возраста. Дать знания о способах предотвращения нарушений зрения у дошкольников. П познакомить педагогов с гимнастикой для глаз, коррекционными игровыми упражнениями для развития зрительного восприятия. Предложить вниманию педагогов выставку игрового материала и оборудования для коррекционных игр и упражнений.
Ход:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Гигиена зрения, Профилактика нарушения зрения у дошкольников“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Актуальность.
Очень часто мы корим себя за то, что не сделали что-то вовремя. Особенно обидно, когда речь идет о здоровье наших детей. Первые годы жизни ребенка – это пора интенсивного развития зрения. Именно в этот период формируется зрение, а значит достигается наилучший эффект при коррекции вовремя выявленных проблем.
Более 95% информации об окружающем мире человек получает через глаза. Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок?
Каждый взрослый должен четко знать: все основные проблемы со зрением у детей формируются до 7 лет. После 7 лет зрительная система ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки, связанные с учебой в школе. Именно в этот период начинают развиваться заболевания, не замеченные и не предотвращенные ранее: близорукость и другие болезни глаз. Но бороться с ними уже сложнее, так как потеряно драгоценное время, поэтому для получения хорошего результата будет затрачено намного больше усилий.
К сожалению, в детских садах обследование зрения проходит номинально (поэтому я затронула именно эту тему, а самостоятельно определить, есть ли у ребенка проблемы, практически невозможно. Ведь, если ребенок не испытывает резкой боли, ему зачастую просто не понять, что он плохо видит.
Кстати: после 12 лет проблемы со зрением, как правило, не поддаются терапии. Устранить близорукость и астигматизм подростку будет возможно только после 18 лет, когда молодой человек сможет пройти лазерную коррекцию зрения. Но зачем подвергаться лазерной коррекции и другим операциям, если проблемы можно избежать, НАЧАВ профилактику в детстве.
Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять негативным влияниям внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у ребенка?
2. Способы предотвращения ухудшения зрения у детей.
- Организация деятельности детей и их продолжительность. Основными видами ООД дошкольника являются рисование, лепка, конструирование, позже – чтение и письмо, деятельность, требующая постоянного активного участия зрения. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха.
Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с "кривой" спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением. Профилактику неправильных зрительных привычек у детей, следует начинать уже с 2-3-х лет. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние для зрительной деятельности 30-35см. Учите детей периодически моргать, не смотреть пристально, просите чаще менять взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно. Превратите эти упражнения для ребенка из игры в привычку.
Игровая деятельность также воздействует на зрение. Время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, мозаики, головоломки и т. д.) целесообразно уменьшить. Для развития зрения полезны любые игрушки, которые прыгают, вертятся, катятся и двигаются. Полезны игры с использованием мяча.
- Организация режима дня и двигательная активность. Важным условием нормального роста и развития не только органа зрения, но и всего детского организма является соблюдение основных режимных моментов, чередующих различные виды деятельности, и обеспечивающих, в том числе, дневной отдых и полноценный ночной сон. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня. Занятия за столом обязательно должны чередоваться с активными играми и прогулками на свежем воздухе. Любая двигательная активность помогает глазам лучше работать. В свободное время стимулируйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. В перерывах между ООД следует предоставлять детям возможность походить, сделать несколько физкультурных упражнений, посмотреть в окно вдаль.
- Гимнастика для глаз ребенка. Упражнения общеразвивающего характера необходимо сочетать с гимнастикой для глаз, имеющей многоцелевое значение.
- Организация условий быта. Традиционно подобные рекомендации затрагивают гигиену освещения во время зрительной работы. В этом плане необходимо отметить, что свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, желательно с левой стороны, чтобы тень правой руки не затеняла рабочую область, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время суток. Относительно предметов интерьера искусственное освещение необходимо ориентировать таким образом, чтобы отраженный свет от стеклянных и зеркальных поверхностей, а также яркие блики, не попадали в поле зрения ребенка во время работы.
- Профилактические медицинские осмотры. Лучший способ избежать глазных болезней у детей - это регулярное проведение медицинских осмотров (в возрасте до 3-х лет - 1 раз в полугодие, а от 4 до 7 лет - 1 раз в год). Помните, что чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений, тем больше шанс своевременно их скорректировать.
Поводом для обращения к врачу может стать любой из ниже перечисленных симптомов:
- у ребенка один глаз блуждает и смотрит в другом направлении, нежели второй глаз (нужно наблюдать внимательно, так как данный симптом может быть слабовыраженным или появляться периодически). Надо насторожиться даже, если это проявляется только в моменты переутомления или стресса;
- чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребенок, себе в помощь, крутит головой; голова склоняется в одну сторону, или одно плечо заметно выше другого;
- косоглазие или прикрытие одного глаза, избыточное моргание, прищуривание при рассмотрении предметов;
- нарушение зрительно-моторной координации;
- проблемы, связанные с перемещением в пространстве – ребенок ударяется о стоящие предметы, роняет вещи на пол, долго ищет оброненную вещь;
- ребенок держит книгу или другой предмет слишком близко к глазам;
- ребенок закрывает один глаз или прикрывает его рукой;
- ребенок часто теряется в пространстве и быстро устает;
- ребенок трет глаза в процессе рассматривания; способен рассматривать только в течение очень непродолжительного времени;
- ребенок жалуется на головные боли, переутомление глаз, боли в глазах;
- тошнота и головокружение при зрительной нагрузке;
- укачивание;
- двоение в глазах.
- Профилактика травматизма. Причиной снижения зрения может стать механическое повреждение органа зрения. Основные правила по снижению риска травм очень просты:
- не храните лекарства и бытовую химию в зоне доступа детей;
- не подвергайте глаза детей действию прямых солнечных лучей:
- в помещении не помещайте спальное место ребенка напротив слепящего света, на прогулках надевайте ребенку панамку с козырьком;
- коротко подстригайте ребенку ногти во избежание травм, которые он может нанести по неосторожности;
- не оставляйте без присмотра детей, занимающихся с предметами, которые могут травмировать глаза (ножницы, стеки, карандаши и др., учите правильной работе с ними;
- учите правильному обращению со столовыми предметами (вилками, ножами).
- Профилактика инфекционных заболеваний глаз. Инфекционными (“заразными”) заболеваниями являются заболевания поверхностных оболочек глаза (конъюнктивы и роговицы, которые вызываются бактериями или вирусами. Передаются они через предметы быта (полотенца, подушки и др.) и руки, загрязненные слезной жидкостью или гнойными выделениями глаз больного. Проявления заболеваний данной группы сходны: после контакта с больным или на фоне острого респираторного заболевания появляются покраснение глаз, светобоязнь, слезотечение и/или обильные выделения из глаз.
Основными мерами профилактики распространения указанных заболеваний являются: соблюдение правил личной гигиены, использование индивидуальных полотенец, индивидуального постельного белья, изоляция больного и предметов его обихода.
В целях личной гигиены всегда используйте чистые салфетки и чистые носовые платки. Конъюнктивит – это признак слабости местного иммунитета. Часто он бывает сопряжен с заболеваниями ЛОР-органов: гайморитом, хроническим ринитом. Конъюнктивит совсем не безобиден, поскольку воспалительный процесс может перейти на роговицу и внутренние структуры глаза, а это порой приводит к снижению зрения. Поэтому обязательно нужно показать ребенка врачу.
3. Наиболее распространенные формы нарушений зрения :
Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора «работают» гармонично и без помех. Аккомодация глаза — способность ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от глаза при развитой конвергенции и дивергенции. Но может наступить момент, когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляются искажения или «темные» завесы перед глазами и т. д. – это, значит, произошло нарушение работы зрительного анализатора и пришла болезнь. Наиболее частыми формами нарушения зрения в детском возрасте являются: амблиопия, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.
Миопия (близорукость) – как правило, приобретенное заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр ТВ передач, игры на компьютере, из-за нарушения кровообращения, происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению (удлинению) Плохо видит предметы, расположенные вдали.
Гиперметропия (дальнозоркость) – недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии; Дальнозоркость – это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки проявления дальнозоркости – ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних случаях – понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.
Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.
Амблиопия – оптически не корригируемое снижение остроты зрения без видимых патологических изменений глаза – относится к наиболее распространенным детским глазным заболеваниям.
Косоглазие – расстройство координированного движения глаз, положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием (конвергирующее, к виску - расходящимся (аккомодационное, вверх или вниз - вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышщ глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
К зрительным дефектам относятся так же «выпадения» полей зрения
• Отсутствие верхнего поля зрения,
• Отсутствие нижнего поля зрения,
• Отсутствие боковых полей зрения,
• Наличие только центрального поля зрения.
При монокулярном видении ребенок не получает зрительного восприятия объема. У него создается лишь условное представление о пространственных отношениях предметов, расположенных в этом объеме. Полное, более правильное и более точное восприятие объема дает лишь зрение двумя глазами, которое называется бинокулярным.
4. Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения
Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения и родителями.
1. Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, скоординированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус. Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.
Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить. При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.
2. Упражнения для снятия усталости глаз
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
2. Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
3. Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку.
4. Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3 — 5 сек).
5. Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.
6. Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы, глаза закрыты.
7. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
8. Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.
9. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.
3. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз настенный «Лабиринт».
Индивидуальные лабиринты –ребенку предлагается провести различных
сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.
Игровое упражнение: «Веселый контур».
Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.
4. Выработка бинокулярного (стереоскопического) зрения.
Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».
Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).
игра «Путаница».
Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы. Сколько разных предметов?
5. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком Филатовым.
Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец. При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).
6. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.
Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.
Тренажер «Маршруты глаз»
Эта схема зрительно-двигательных проекций разработана группой профессора В. Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, цветоразличения, профилактики близорукости.
На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется по 15 раз.
1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.
2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.
3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.
4. - Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.
5. - Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.
Тренажер «Бабочка»
Методика:
1. Слежение глазами по заданной траектории;
2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноименными указательными пальцам обеих рук траектории движений.
7. Метка на стекле (По Аветисову).
Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.
8. Пальминг (автор У. Бейтс)
Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.
Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.
Упражнение, которое способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.
- Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).
9. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
Особый интерес вызывают следующие упражнения:
Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…
«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
10. Упражнения для активизации двигательной функции глаз и развития глазодвигательного аппарата: упражнения «Юла», «Забор», «Лестница»
11. Развитие мелкой моторики рук, зрительно – двигательной координации, зрительнго внимания, восприятия.
Игра «Прищепки» Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветочек». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры и предложить ребенку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок много, они разного цвета, то дети сами могут придумывать множество поделок.
Игра «Пуговицы» Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т.
«Сравни картинки» Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.
«Считалка» На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 10. Попросите ребенка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера.
12. Для фиксации взгляда, развития конвергенции и остроты зрения «Мозаика», «Пазлы», «Разрезные картинки», «Кубики», настольный конструктор с разными видами соединений и настольный строительный материал
13. На прогулке для развития конвергенции и дивергенции и усиления аккомодации: предложить рассмотреть облака: на что похожи, рассмотреть листья на верхушке дерева, рассматривание листьев в руках. Игры с мячами (малым и средним) : прокатывание и слежение взглядом, бросание в вертикальную и горизонтальную цель; кегли, кольцеброс, бадминтон, теннис.
14. Упражнения для зрительно-двигательной ориентации:
1. Отвести взгляд вправо, влево, не поворачивая головы. Упражнение можно выполнять стоя или сидя.
2. Поднять глаза вверх, голова неподвижна. Затем опустить взгляд вниз.
Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:
У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение; наблюдается усиление аккомодаци, развитие конвергенции и дивергенции;
Повышается познавательная активность, улучшается психо – эмоциональное самочувствие и здоровье детей.