Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов «Формирование речи детей в игровой деятельности» (3 фото)

Галина Фролова
Семинар-практикум для педагогов «Формирование речи детей в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для педагогов

МДОУ ДС КВ №1

Практическая часть

Я хочу предложить вам ряд игр, которые можно использовать в различных режимных моментах в течение дня.

Итак, утро. В группе несколько ребят, которые всегда приходят раньше других.

Игра «Путешествия по комнате (группе)»

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Формирование речи детей в игровой деятельности“» размещена в разделах

Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук К (его проходили на прошлом занятии). Чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, вы кладите фишку (у каждого ребенка несколько фишек одного цвета) на найденный вами предмет. Пошли.

Игра «Цепочка слов»

Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их

Ход

1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.

2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК. Например: рак – коза – ананас – сова – автобус – самолет. Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т. п.).

Перед завтраком или обедом обычно выдается минутка, когда дети уже помыли руки, а младший воспитатель завершает сервировку стола. В это время можно провести гимнастику для развития мелкой моторики, например

«ЗАМОК»

На дверях висит замок.

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

И открыли!

Игра «Хорошо — плохо»

Мир не плох и не хорош —

Объясню, и ты поймешь.

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения, ловкости.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Воспитатель: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, можно погулять под зонтиком, можно в резиновых сапогах побродить по лужам, можно пускать кораблики, но плохо — намочит нас, бывает холодным, обувь грязная после дождя, брюки заляпаем грязью, если проезжает машина-то забрызгает, у мамы бельё намочится под дождём нельзя пойти на карусели.

Так же интересны будут для детей игры «Назовите только веселые (вкусные, холодные) слова»

«Только весёлые слова», «Угощаю».

Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

После ужина, в вечерние часы, детям можно предложить различные дидактические настольные игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Слоговое лото».

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета.

Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т. д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

«Весёлый счет».

Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т. д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Рыба, птица, зверь».

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

«Отгадай предмет по паре других»

Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи - это праздник и т. д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

«Я дарю тебе словечко».

Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь. Например, после похода в музей, дети закрепляли названия предметов быта казаков (я дарю тебе слово музей – это то место, где хранятся предметы старины, макитра, рубель, рушник).

«Живое предложение».

Можно играть всей группой, семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-разному. Например, задумано предложение «Весной расцвели голубые подснежники». В ходе игры предложение может звучать так: «Расцвели голубые подснежники весной» или «Голубые подснежники весной расцвели». Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.

«Задом наперед».

Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца. (Сказка «Репка»)

«Интеллектуальный теннис».

Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море - синее; солнце - яркое; дождь - грибной.

«Угощение».

Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т. д. ; Б- банан, бутерброд и т. д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином»(арбузом, арахисом, авокадо и т. д.). Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».

«Ищем слова».

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Холодильника?

«Один-два».

Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза - большеглазый, длинный хвост – длиннохвостый, толстые ноги – толстоногий, три головы-…., короткие ноги-, и т. д.

«Автобиография»

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе.». (Лампочка). Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался.» (Шарик).

«Волшебная цепочка»

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться? (Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь) «Слова мячики»

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «Тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

Я скажу вам «высоко». А вы ответьте «низко».

Я скажу вам «далеко». А вы ответьте «близко».

Итак, начинаем!

Белый - … Светлый - … Большой - … Грустный - …Длинный - …Высокий-

«Кто что умеет делать»

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

«Антонимы для загадок»

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».

• Обитает в воде (значит, на суше);

• Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

• Хвост очень длинный (значит, короткий);

• Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

• Очень любит солёное (значит, сладкое). Кто это?

Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы.

«Игры с бельевыми прищепками».

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, согласование числительных с существительными, закрепление счёта

Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т. д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Прищепки можно посчитать (одна прищепка, две прищепки, три….).

«Лепка из теста».

При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру, букву. С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.

Семинар-практикум для педагогов «Формирование речи детей в игровой деятельности»
Фото «Формирование речи детей в игровой деятельности»
Семинар-практикум для педагогов - фото
Публикации по теме:

«Использование образовательной деятельности «Музыка» в режимных моментах и образовательной деятельности» Насколько активно кроме музыкально-художественной деятельности воспитатели детского сада используют многообразие методов образовательной.

Экологические ситуации.Экологические ситуации. Хочу предложить Вам экологические ситуации Г. В. Имуковой, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми по формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Формирование речи детей в игровой деятельности»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 18:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Формирование речи детей в игровой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Фролова (УИ 98017) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД