МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Оригами как средство развития предпосылок инженерного типа мышления у дошкольников»

Юлия Мартынова
Семинар-практикум для педагогов «Оригами как средство развития предпосылок инженерного типа мышления у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар практикум для педагогов

«Оригами как средство развития предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста»

С оригами каждый знаком с детства. Кто из вас еще в детстве не делал из тетрадного листа кораблик, лягушку или хлопушку? А бумажные самолетики? Их было изготовлено столько, что и не сосчитать. Все это настоящее оригами. Трудно найти человека, который хоть однажды не слышал слово оригами.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Оригами как средство развития предпосылок инженерного типа мышления у дошкольников“» размещена в разделах

Нужно ли ребенку заниматься оригами? Какое значение оказывает оригами на интеллектуальное развитие детей?

На мой взгляд, очень важно обучать складыванию даже маленьких деток. Именно в дошкольном возрасте дети начинают познавать мир, в этот период развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Ведь ребенок, вступая в незнакомую, но такую увлекательную жизнь должен много знать и уметь. Поэтому подготовить к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Дети легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Поэтому практическая деятельность с детьми согласно проекта начинается с 4 - 5 лет. Сначала выполняем простейшие способы конструирования поделок, основанных на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги  сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

В процессе складывания фигур дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно  происходит обогащение словаря специальными терминами. В дальнейшем дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится  к формированию элементарных математических представлений.

Уже с первых занятий становится ясно, что дети 4 - 5лет могут выполнять несложные задания. Аккуратно сложить квадрат пополам или по диагонали.

На первых занятиях необходимо знакомить детей с базовыми формами треугольник, книжка и дверь. Как только дети усвоят базовые формы, можно приступать к работе с технологическими картами, которые показывают последовательность создания бумажной фигурки: (какую геометрическую фигуру нужно взять, с чего начать работу, что сделать потом). Испытывая трудности на каком-либо этапе, ребенок может развернуть заготовку на технологической карте и по сгибам сложить ее вновь.

На основе базовых форм можно изготовить героев сказки «Теремок» : «Лягушка», «Мышка», «Лису» и другие поделки. В работе применяются технологические карты с поэтапными схемами выполнения и самим образцом.

Готовые фигурки можно использовать как элемент композиции в детских работах: рисовании, лепке, аппликации, конструировании (демонстрация работ).

Освоив азы оригами, дети подросли, у них окрепла моторика, стали более развиты в технике оригами. Поэтому мы можем с 5-6 лет заниматься практической деятельностью на более сложной, но доступной технике «модульное оригами». Дети учатся простейшему способу складывания модуля из прямоугольников разных размеров.

Модульное оригами – это искусство складывания фигурок из бумаги, которые выглядят как бумажный конструктор. Складываются они из одинаковых деталей (модулей). Отдельные модули не имеют своей индивидуальности, они становятся лишь деталью конструктора, элементом мозаики. А вот из большого количества модулей можно собрать удивительные вещи разных размеров и форм: рыбок, лебедя, цыпленка и т. д. По своей структуре модульное оригами напоминает нам инженерную конструкцию. Поэтому с точностью можно сказать о том, что модульное оригами является одним из доступных средств развития предпосылок инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

На первых этапах работы с модульным оригами можно предложить детям складывать из уже готовых модулей простейшие плоскостные фигурки, например змейку, круг, сердечко. Далее работу усложняем, делаем объемные фигурки. То есть подводим детей к тому, что модульное оригами, это тот же конструктор, только бумажный. Из собранных модулей тоже можно строить удивительные вещи.

Детям нравится заниматься оригами, ведь фигурки, изготовленные в этой технике можно сначала применять в игровой деятельности, но еще использовать как подарок своим близким. Все дети радуются своим успехам, демонстрируют работы другим. Огромный интерес для них представляют фигурки – игрушки : хлопушка, самолетики, кораблики. Они очень любят их мастерить и с ними играть.

Для того чтобы работа была более продуктивной в технике оригами в соей работе каждому педагогу необходимо опираться на учебно- методический комплекс. В этот учебно - методический комплекс, в данном случае у меня, входят следующие пособия: Г. И. Долженко «100 оригами», А. Зайцева «Энциклопедия модульного оригами», Андрей Валюх «Складываем фигурки в технике модульного оригами», ПросняковаТ. Н. «Забавные фигурки. Модульное оригами», Елена Образцова «Модульное оригами», конечно же, это интернет ресурсыhttps://stranamasterov.ru / , https://oriart.ru/.

Еще необходимо соблюдать определенные правила при обучении технике оригами и применять в своей работе (раздаю памятку с этими правилами)

Ну, а сейчас предлагаю вам окунуться в детство, кому то напомнить, а кому то познакомиться с этой техникой. Уверена, что вы все сможете из простой газеты смастерить головной убор. В предверии праздника День Победы предлагаю сделать пилотку (изготовление из газеты пилотки с красной звездой). Пилотка у вас получилась, а модуль все умеете делать? Предлагаю собрать по схеме модуль и посмотреть, все ли могут это сделать. Готовы? Приступаем (сборка модуля по схеме)

Конечно, мы идем в работе от детей, если видим, что детям сложно усваивать технику «модульное оригами», мы с вами вправе продлить простое оригами до первой половины года и начать со второй половины года. Необязательно делать сложные поделки, главное чтобы дети смогли понять, что модульное оригами это тоже конструктор, только бумажный, а модуль это деталь конструктора.

Общие правила при обучении технике оригами

1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

3. Показ изготовления производится на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

6. Линии сгиба изделия должны тщательно проглаживаться.

7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольниковЛогико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников Дошкoльное детство – это период интенсивного развития психических процессов. Oдним из наиболее важных процессов является мышление. Основными.

Мастер-класс для педагогов «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников с помощью конструктора Cuboro Basis»Мастер-класс для педагогов «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников с помощью конструктора Cuboro Basis» Выполнила: Непокрытова И. А. Цель: повышения профессионального мастерства и обучения педагогов теоретическим и практическим аспектам применения.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности»Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности» Современные нетрадиционные технологии в изодеятельности как средство художественно-эстетического развития. Добрый день, уважаемые коллеги.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Оригами как средство развития предпосылок инженерного типа мышления у дошкольников»
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 12:58
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Оригами как средство развития предпосылок инженерного типа мышления у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Мартынова (УИ 3366605) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД