Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов «Интеллект-карты в работе с детьми в ДО»

инна шевелёва
Семинар-практикум для педагогов «Интеллект-карты в работе с детьми в ДО»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар для педагогов дошкольного образования по теме:

«Интеллект карты в работе с детьми»

Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума". Свои работы Тони Бьюзен изложил в книгах под названием: «Супермышление», «Научите себя думать». В них автор представил принципы построения интеллект-карт. В основе метода лежит идеядля человеческого мозга характерны три вида мышления: ассоциативное — позволяет за счет ассоциаций вытаскивать по цепочке из нашего мозга глубоко осевшую информацию и идеи; иерархическое — позволяет видеть всю картину хода мышления, дает четкое понимание ситуации и возможность прослеживать взаимосвязи; визуальное — позволяет запоминать информацию, образы, дает больше ассоциаций и решений при работе над проблемой. Цель метода «интеллект-карт» — навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Интеллект-карты в работе с детьми в ДО“» размещена в разделах

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Интеллект-карты можно применять в работе с детьми старшего дошкольного возраста, например, изучать с их помощью предметы и явления окружающей действительности. Работа над интеллект-картой позволяет воспитателям проанализировать собственную деятельность, креативно представить видение проблемы. Визуализация важной для них темы всегда вызывает эмоциональный отклик, совместная деятельность способствует сплочению коллектива, формирует позитивный микроклимат. Интеллект-карты в работе воспитателей — это не только активный и интерактивный метод. С их помощью педагоги могут решать экспериментальные задачи.

Интеллект - карту в работе с детьми вводится постепенно и, этот процесс проходит в 3 этапа

1 этап. Подготовительный:

Знакомство детей с интеллект - картой (2 половина старшей группы).

В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками».

1 вариант – сначала дети составляют рассказ по схеме интеллект -карты, созданной педагогом.

2 вариант – далее дети с помощью педагога составляют интеллект - карты по заданной теме.

Например «Птицы».

Для составления интеллект - карты берём лист бумаги, располагаем его горизонтально. В центре листа выделены птицы, от них расходятся цветные ветви. Каждая ветвь обозначает определённый признак или действие. Например: синяя ветвь – это виды птиц, коричневая, - что они делают, красная, – что у них есть и т. д. Дети по картинкам составляют предложения, которые складываются в рассказ.

2 этап. Основной:

Использование интеллект - карт для обобщения знаний по теме (1 половина подготовительной группы).

Интеллектуальные карты можно использовать в 3 направлениях.

Сбор материала об объекте и предмете. Можно рассматривать 1 предмет и составлять интеллектуальную карту по 1 предмету. Выполняя задачи развиваются активный и пассивный словарь, процесс мышления: анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа может проводиться как индивидуально, так и фронтально.

Работая по темам можно сделать интеллектуальную карту как итоговое мероприятие. Выполняя данные задачи у детей развиваются умение выделять главную мысль, припоминают изученный материал, педагог выявляет уровень знаний у детей, формируется умение составлять и распространять предложения.

Это развитие связной речи. Интеллектуальные картины можно использовать для составления рассказов. Можно составлять рассказы не только по лексическим темам, но и по сказкам, прочитанным рассказам, чтобы облегчить процесс пересказа. Выполняя данные задачи, дети учатся самостоятельно, последовательно излагать свои мысли, становятся более активны при разговоре, формируется умение правильно отвечать на вопросы, словарь точен и разнообразен.

Рекомендации по применению интеллект- карт

задавайте больше вопросов;

обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;

Беседуйте по карте;

составляйте рассказы;

добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;

экспериментируйте.

Вывод: В педагогической практике интеллект – карту можно использовать в трё х направлениях:

1 направление – Сбор материала

2 направление – Закрепление и обобщение материала.

3 направление - Развитие связной речи. Составление рассказов.

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.

• Лист располагается горизонтально.

• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:

1 вариант:

Обозначается тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.

К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

- К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.

Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей.

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

Практическая работа : предлагаю педагогам составить интеллект карты.

1 группа тема: «Карандаш»

2 группа тема: «Цвета»

Публикации по теме:

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум по работе с родителями «Знатоки природы» Тема: «Знатоки природы». Форма проведения: семинар- практикум. Аудитория: родители старшей возрастной группы. Количество участников: 16.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Интеллект-карты в работе с детьми в ДО»
Опубликовано: 30 марта 2020 в 11:59
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Интеллект-карты в работе с детьми в ДО»» (включая файлы) размещена пользователем инна шевелёва (УИ 391874) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД