Получи документы

Семинар-практикум для педагогов «Профилактика агрессивного поведения и развитие коммуникативных навыков у дошкольников»

Ольга Горных
Семинар-практикум для педагогов «Профилактика агрессивного поведения и развитие коммуникативных навыков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель: сформировать представление у участников семинара об особенностях работы с агрессивными детьми.

Задачи:

1. Ознакомить с видами агрессии, причинами возникновения и особенностями агрессивного поведения.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Профилактика агрессивного поведения и развитие коммуникативных навыков у дошкольников“» размещена в разделах

2. Дать практические навыки работы с агрессивными детьми с использованием различных специфических и неспецифических методов коррекции.

3. Предоставить участникам методический материал для работы с агрессивными детьми.

Ход семинара.

1. Теоретическая часть.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Агрессивные дети практически не отличаются от своих миролюбивых сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить.

Главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако агрессивные дети существенно различаются как по формам проявления агрессии, так и по мотивации агрессивного поведения. У одних детей агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. У других агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего - получить желанный предмет) и имеют более жесткие и устойчивые формы. У третьих преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия

Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Если же вовсе не обращать внимание на агрессивные реакции ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

2. Игра «воздушный шарик»

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Сейчас мы с вами будем надувать шарики. Только это не простые шарики. Представьте, что шарики - это дети, а наши вдохи негативные воздействия на ребенка со стороны сверстников, родителей, педагога. Первый вдох - мама утром накричала на ребенка, потому что опаздывает на работу, второй-сверстник в детском саду не дал поиграть новой игрушкой, три- нечаянно толкнул девочку, не удержал равновесие, потому что его толкнули самого, а воспитатель поругал его, четыре- и так далее. Что в итоге станет с шариком? Правильно-лопнет! Это вариант ребенка, который знает, что нужно вести себя хорошо всегда и со всеми. Другой вариант-мы отпустим наши пальцы (отпускайте, шарик начал метаться из стороны в сторону, выплескивая воздух (негативное воздействие) на окружающих. Это вариант ребенка, который не может справиться с внешними раздражителями. В итоге, шарик-ребенок как в первом, так и во втором случае не может приобрести свою правильную и красивую форму.

Чего же не хватает?

-Ленточки, веревочки. Правильно, шарику (ребенку) нужно помочь. Завяжите свои шарики ленточками и посмотрите, какие красивые они у вас!

Наша с вами основная задача, как педагогов заключается в том, чтобы научить дошкольника правильным образом направлять и проявлять собственные чувства, то есть обучить ребенка разряжаться – избавляться от негативных чувств и эмоций, но только социально приемлемыми способами. Научить ребенка управлять своими эмоциями, в частности гневом. Именно управлять, а не подавлять гнев. Подавленный гнев может накапливаться и вызвать внезапный приступ агрессии.

Вместе с тем, не стоит пытаться полностью отгородить ребенка от негативных переживаний. В повседневной жизни избежать обиды, гнева очень и очень сложно. Важно обучить ребенка противостоять агрессорам, а не копировать их, а также говорить «нет», не поддаваться на провокации, с юмором относиться к мелким неудачам и знать, что взрослые всегда помогут.

В любом случае, важно помнить о том, что только личный пример и формирование таких качеств, как сопереживание, сочувствие, желание помогать другим людям, способно противостоять агрессии и всему тому негативу, что окружают любого человека.

3. Способ научения ребёнка конструктивному общению.

Есть способ воспитания у ребёнка культуры общения. Это игра. Игра, без преувеличения, средство социализации ребёнка. Как научить ребёнка общаться со сверстниками.

Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игр. Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий. (Приложение 1, 2)

Система педагогической работы :

Цель: снизить проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному.

Задачи:

- Снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;

- Формировать эмоциональное осознание своего поведения;

- Обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний ;

- Формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;

- Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;

- Развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;

- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

4 Давайте поиграем!

Игра «Выбери друга».

Цель: отвлечение детей от фиксации на собственном «Я» и обращение внимания на сверстника.

Методика проведения: дети садятся в круг. Им предлагается следующая инструкция: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Для этого каждый из вас должен выбрать себе партнёра, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнёром была Маша, я смотрю на неё и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами, при этом не произносите ни слова. Все договорились? На счет «три» подбегите к своему партнёру и возьмите его за руку. Раз, два, три».

5. Работа с родителями.

Для профилактики детской агрессивности важно поддерживать в коллективе детского сада атмосферу заботы, поддержки, а также теплоты. Также такая атмосфера должна поддерживаться и в семье ребенка, так как чувство защищенности и уверенность в любви родителей способствует более продуктивному развитию ребенка. Чем более уверенным является ребенок, то тем реже он будет испытывать чувство гнева, зависти, тем меньше он будет проявлять агрессивность.

Родителям и педагогам следует сконцентрироваться на формировании желательного поведения у ребенка, а не на искоренении нежелательных проявлений характера у ребенка. Важное условие предупреждение агрессивности в поведении – это последовательность в действия по отношению к детям. Поэтому важно выстраивать партнерские отношения с семьями воспитанников. Проводить консультационную поддержку семьи, прислушиваться к состоянию самих родителей. Следует также обсуждать педагогам спорные моменты с родителями и объяснять причины тех или иных поступков, все это способствует формированию и развитию такой важной характеристики, как чувства ответственности за поведение у родителей. (Приложение 3)

6. «Золотые правила педагога»

не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние.

Запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности.

Выражение удивления, недоумения, огорчения учителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала;

реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были

чувствовать и принимать ребенка в каждый момент времени, ценить его безусловно, за то, что он есть.

7. Упражнение «Найди того, кто…»

Сейчас я буду зачитывать разные утверждения. Если вы согласитесь с услышанным утверждением, то должны будете подойти к табличке, на которой написан ответ «Да», если не согласитесь, - подойдите к табличке с ответом «Нет».

• Я обычно в хорошем настроении.

• Мне нравится моё отражение в зеркале.

• В моей жизни много хорошего.

• Я могу посмеяться над своими ошибками.

• Мои друзья и родные ценят моё мнение.

• Я доволен собой.

• Я не боюсь выражать свои чувства.

Уважаемые коллеги, я вам желаю, чтобы ответ «ДА» на эти вопросы оставался с вами на протяжении всей жизни и профессиональной деятельности. Тогда мы обязательно вырастим добрых и миролюбивых детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Профилактика агрессивного поведения и развитие коммуникативных навыков у дошкольников»
Опубликовано: 8 августа 2021 в 16:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Профилактика агрессивного поведения и развитие коммуникативных навыков у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Горных (УИ 2717290) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД