Ольга Горных
Семинар-практикум для педагогов «Профилактика агрессивного поведения и развитие коммуникативных навыков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель: сформировать представление у участников семинара об особенностях работы с агрессивными детьми.
Задачи:
1. Ознакомить с видами агрессии, причинами возникновения и особенностями агрессивного поведения.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Профилактика агрессивного поведения и развитие коммуникативных навыков у дошкольников“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2. Дать практические навыки работы с агрессивными детьми с использованием различных специфических и неспецифических методов коррекции.
3. Предоставить участникам методический материал для работы с агрессивными детьми.
Ход семинара.
1. Теоретическая часть.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Агрессивные дети практически не отличаются от своих миролюбивых сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить.
Главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако агрессивные дети существенно различаются как по формам проявления агрессии, так и по мотивации агрессивного поведения. У одних детей агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. У других агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего - получить желанный предмет) и имеют более жесткие и устойчивые формы. У третьих преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия
Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.
Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.
Если же вовсе не обращать внимание на агрессивные реакции ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
2. Игра «воздушный шарик»
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Сейчас мы с вами будем надувать шарики. Только это не простые шарики. Представьте, что шарики - это дети, а наши вдохи негативные воздействия на ребенка со стороны сверстников, родителей, педагога. Первый вдох - мама утром накричала на ребенка, потому что опаздывает на работу, второй-сверстник в детском саду не дал поиграть новой игрушкой, три- нечаянно толкнул девочку, не удержал равновесие, потому что его толкнули самого, а воспитатель поругал его, четыре- и так далее. Что в итоге станет с шариком? Правильно-лопнет! Это вариант ребенка, который знает, что нужно вести себя хорошо всегда и со всеми. Другой вариант-мы отпустим наши пальцы (отпускайте, шарик начал метаться из стороны в сторону, выплескивая воздух (негативное воздействие) на окружающих. Это вариант ребенка, который не может справиться с внешними раздражителями. В итоге, шарик-ребенок как в первом, так и во втором случае не может приобрести свою правильную и красивую форму.
Чего же не хватает?
-Ленточки, веревочки. Правильно, шарику (ребенку) нужно помочь. Завяжите свои шарики ленточками и посмотрите, какие красивые они у вас!
Наша с вами основная задача, как педагогов заключается в том, чтобы научить дошкольника правильным образом направлять и проявлять собственные чувства, то есть обучить ребенка разряжаться – избавляться от негативных чувств и эмоций, но только социально приемлемыми способами. Научить ребенка управлять своими эмоциями, в частности гневом. Именно управлять, а не подавлять гнев. Подавленный гнев может накапливаться и вызвать внезапный приступ агрессии.
Вместе с тем, не стоит пытаться полностью отгородить ребенка от негативных переживаний. В повседневной жизни избежать обиды, гнева очень и очень сложно. Важно обучить ребенка противостоять агрессорам, а не копировать их, а также говорить «нет», не поддаваться на провокации, с юмором относиться к мелким неудачам и знать, что взрослые всегда помогут.
В любом случае, важно помнить о том, что только личный пример и формирование таких качеств, как сопереживание, сочувствие, желание помогать другим людям, способно противостоять агрессии и всему тому негативу, что окружают любого человека.
3. Способ научения ребёнка конструктивному общению.
Есть способ воспитания у ребёнка культуры общения. Это игра. Игра, без преувеличения, средство социализации ребёнка. Как научить ребёнка общаться со сверстниками.
Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игр. Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий. (Приложение 1, 2)
Система педагогической работы :
Цель: снизить проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному.
Задачи:
- Снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;
- Формировать эмоциональное осознание своего поведения;
- Обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний ;
- Формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;
- Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;
- Развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
4 Давайте поиграем!
Игра «Выбери друга».
Цель: отвлечение детей от фиксации на собственном «Я» и обращение внимания на сверстника.
Методика проведения: дети садятся в круг. Им предлагается следующая инструкция: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Для этого каждый из вас должен выбрать себе партнёра, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнёром была Маша, я смотрю на неё и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами, при этом не произносите ни слова. Все договорились? На счет «три» подбегите к своему партнёру и возьмите его за руку. Раз, два, три».
5. Работа с родителями.
Для профилактики детской агрессивности важно поддерживать в коллективе детского сада атмосферу заботы, поддержки, а также теплоты. Также такая атмосфера должна поддерживаться и в семье ребенка, так как чувство защищенности и уверенность в любви родителей способствует более продуктивному развитию ребенка. Чем более уверенным является ребенок, то тем реже он будет испытывать чувство гнева, зависти, тем меньше он будет проявлять агрессивность.
Родителям и педагогам следует сконцентрироваться на формировании желательного поведения у ребенка, а не на искоренении нежелательных проявлений характера у ребенка. Важное условие предупреждение агрессивности в поведении – это последовательность в действия по отношению к детям. Поэтому важно выстраивать партнерские отношения с семьями воспитанников. Проводить консультационную поддержку семьи, прислушиваться к состоянию самих родителей. Следует также обсуждать педагогам спорные моменты с родителями и объяснять причины тех или иных поступков, все это способствует формированию и развитию такой важной характеристики, как чувства ответственности за поведение у родителей. (Приложение 3)
6. «Золотые правила педагога»
не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние.
Запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности.
Выражение удивления, недоумения, огорчения учителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала;
реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были
чувствовать и принимать ребенка в каждый момент времени, ценить его безусловно, за то, что он есть.
7. Упражнение «Найди того, кто…»
Сейчас я буду зачитывать разные утверждения. Если вы согласитесь с услышанным утверждением, то должны будете подойти к табличке, на которой написан ответ «Да», если не согласитесь, - подойдите к табличке с ответом «Нет».
• Я обычно в хорошем настроении.
• Мне нравится моё отражение в зеркале.
• В моей жизни много хорошего.
• Я могу посмеяться над своими ошибками.
• Мои друзья и родные ценят моё мнение.
• Я доволен собой.
• Я не боюсь выражать свои чувства.
Уважаемые коллеги, я вам желаю, чтобы ответ «ДА» на эти вопросы оставался с вами на протяжении всей жизни и профессиональной деятельности. Тогда мы обязательно вырастим добрых и миролюбивых детей.