Получи документы

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» (5 фото)

Арутюнян Анелия Рудольфовна
Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»

«Развитие творческих способностей дошкольников»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать активность педагогов по вопросу использования инновационных технологий в образовательном процессе; раскрытие и развитие творческого потенциала педагогов, способствующего активизации творческих способностей у детей.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум „Развитие творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах

- установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом по воспитанию, обучению и развитию изобразительных и творческих способностей детей;

- создание условий для профессионального самосовершенствования и рефлексии педагогов;

- стимулирование познавательного интереса и креативности педагогов.

- формирование чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.

Предварительная работа:

Круглый стол «Художественно-творческие способности детей дошкольного возраста».

Деловая игра «Инновационные педагогические технологии на занятиях по художественному творчеству».

Мастер-класс «Нетрадиционные техники в художественном творчестве».

Домашнее задание: просмотр методической литературы. Оборудование: мультимедийная система (проектор, компьютер, две разрезные репродукции для жеребьевки, репродукции картин «Три богатыря», «Алёнушка» В. М. Васнецов, «Тройка» В. Г. Перов, «Опять двойка» Ф. П. Решетников, «Девочка на шаре» Пикассо, «Сватовство майора» П. А. Федотов, акварель, гуашь, кисти разных размеров и мягкости, зубная щетка, оттиски, штаммы, различные шаблона цветов и листьев, разные виды цветной бумаги, клей, ножницы, ушные палочки, нитки, ленты и т. д., листы А4, ручки, каркас цветка, цветные бумажные лепестки, протоколы для жюри, грамоты.

Зал оформлен репродукциями картин, портретами художников, мольбертом, красками, палитрами и т. д.

Ход семинара:

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»

Наш семинар-практикум мне хотелось бы начать с цитаты К. Паустовского. «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».

А девизом, нашего мероприятия послужит высказывание Конфуция: "Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.»

А мы с вами будем сегодня играть!

И, как известно, любое мероприятие начинается с организационного момента.

Упражнение «Идеальное общение» (пары названий животных)

- Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «кошка», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «кошка». Прочитайте название так, чтобы надпись видели только вы, карточку можно убрать. Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки характерные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.

- Это упражнение можно провести с родителями, обычно проходит оно весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость.

А теперь Вам предлагаю выполнить небольшое задание: «Поменяйтесь местами те, кто.»

• поменяйтесь местами те, кто считает, что способность к творчеству можно тренировать;

• поменяйтесь местами те, кто считает, что творчество и мастерство - одно и то же;

• поменяйтесь местами те, кто считает, что доверие в коллективе является необходимым условием творчества и т. д.

Педагоги пересаживаются.

2. Теоретическая часть.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Нередко мы замечаем, что, взрослея, наши сообразительные дети становится более заурядным. Конечно, они становятся все умнее, получают все больше знаний, но теряют живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, наша задача - «не позволить» ребенку потерять способность фантазировать, творить, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников :

• Применение на всех занятиях с детьми заданий творческого характера.

• Привлечение родителей к проблеме развития творчества детей.

• Создание обстановки, определяющей развитие ребенка (т. е. предложить ребенку материалы для творчества и выделить время и возможность с ними играть; обеспечение возможностей для практики; использование личного примера творческого подхода к решению проблем).

• Использование специальных игр, развивающих творческие способностей детей.

• Использование технологий развития творческого мышления; соответствующих методов обучения (технология «ТРИЗ»)

• Применение на специальных занятиях по рисованию, лепке, музыке заданий творческого характера.

• Поощрение высказываний оригинальных идей.

• Управление взрослыми детской предметной, сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.

• Обогащение развивающей среды разнообразными предметами с целью развития любознательности детей.

• Сам педагог - творческая личность.

Перечень упражнений для развития творческих способностей детей :

1. Назвать как можно больше вариантов использования обычного листа бумаги.

2. Дорисовать 10 одинаковых кругов, превратив их в разнообразные картинки.

3. Подбирать определения к различным словам.

4. Игра «Что общего между. ?»

5. Упражнение «Что можно сделать из. ?»

6. Задание: «Придумай и изобрази…»

7. Придумывание сказок на определенную тему, видоизменение сказок и т. п.

8. Игра «Хорошо - плохо».

9. Чем это может быть?

Фото «Развитие творческих способностей дошкольников»

2. Практическая часть (40-50 мин.) :

Я предлагаю вернуться в чудесный мир детства и немного поиграть и оказаться в стране «Творчества». Для этого необходимо разделиться на две команды с помощью жеребьевки. Уважаемые воспитатели на столе лежат перевернутые разрезанные репродукции картин, каждый участник берет понравившуюся фигурку. Затем участники должны собрать репродукции картин. Чьи кусочки составили картину, соответственно эти участники и являются командой. Членам команды дается 1 мин. для придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме игры.

Семинар-практикум - фото

Оценивать команды будет жюри (заведующий ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед).

Критерии оценивания:

0 баллов – не справились с заданием,

1 балл – не полный ответ,

2 балла – полный ответ.

Если одна команда не знает ответ, то другая может дать ответ и заработать баллы.

Итак, мы начинаем. Желаю командам удачи и успехов в предстоящем состязании.

Упражнение «Воображение»

Развитие воображения играет большую роль в воспитании творческой личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности, направленные на активизацию процессов воображения.

1)

- из обычных предметов придумать 4-5 способов необычного применения (7-8 мин).

1 группе: канцелярские скрепки (сделать елочное украшение, застежку, разогнуть – вилка и т. д.)

2 группе: коробочка от киндер - сюрприза.

2)

- из набора слов в группах придумать стихотворение на тему «Творчество – это….?» (10-12 мин.)

1 группа - слова: ребенок, шкатулка, ключик, солнце, успех, чудо, родители, творчество.

2 группа – слова: ребенок, смех, удача, родители, радуга, воображение, цветок, книга.

Подведение итогов игры: Трудно было подключать свободное фантазирование? Обязательно играйте с детьми в подобные игры на словотворчество.

Упражнение «Рисунок на спине»

Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.

Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Упражнение «Умелые ручки».

Командам предстоит изготовить открытку – пожелание к Новому году, используя нетрадиционные техники рисования (по содержанию и технике выполнения открытка должна быть доступна для детей старшего дошкольного возраста). На работу выделяется 15 мин. (Жюри оценивает соответствие заданию, аккуратность, оригинальность, художественное решение).

Фото №1 Развитие ребенка

Упражнение «Интеграция».

В своей работе с детьми в области «Художественно-эстетическое развитие» используется интеграция разных видов деятельности, такие как: познавательно – исследовательская, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, игровая. И я предлагаю вам это продемонстрировать. Давайте с вами прослушаем произведение музыкальное. Закрываем глаза и внимательно слушаем. Прослушали? Про что это произведение. Правильно, это «Вальс цветов» П. И. Чаиковский. Посмотрите на экран. Что изображено? Правильно это цветы. Но не просто цветы. Давайте сравним с вами два цветка. Что у них общего? А что различного? Я вам предлагаю поиграть со мной. Давайте соберём из частей целое. Что у вас получилось? А теперь давайте попробуем зарисовать каждый то, что услышит в произведении. Слушаем еще раз и начинаем рисовать. Молодцы посмотрите, какая красота у нас с вами получилась. А расскажите, что вы нарисовали?

А теперь еще одно усилие. Я вам раздам вот такие волшебные лепестки и попрошу на оборотной стороне кратко и лаконично создать образ «Творческого педагога» и «Творческого ребенка» :

Для первой команды «Творческий педагог», а для второй команды «Творческий ребенок».

В конце сделать вывод о том, что без творческих педагогов ребенку трудно стать творческой личностью.

В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей не легкой, но интересной работе.

Фото №2 Задачи Публикация Семинар практикум Развитие творческих способностей дошкольников размещена в разделах Методические материалы для педагогов и воспитателей Работа
Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»
Опубликовано: 23 июля 2020 в 15:43
+216Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД