Лучший педагог года

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие»

Людмила Сучкова
Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие»

Форма проведения: Семинар – практикум.

Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению качества образовательного процесса.

- расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольников в контексте ФГОС.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум „Внедрение ФГОС по образовательным областям, Познавательное развитие“» размещена в разделах

- актуализация понятий «познавательное развитие», «психические процессы», пополнение педагогической копилки воспитателей играми и упражнениями, направленными на познавательное развитие.

- систематизировать знания, накопление практического опыта по данному блоку, развивать активную позицию, умение анализировать, обогащать и транслировать опыт своей педагогической практики.

Методы и приемы: беседа, обсуждение, проигрывание игр, физкультминутка, деловая игра, рефлексия.

Предварительная работа: подборка и изучение методической литературы; подготовка буклетов с играми для копилки педагогов.

Ожидаемый результат: повысить уровень профессиональной компетентности воспитателей в области познавательного развития воспитанников согласно ФГОС ДО, что в свою очередь, будет способствовать улучшению качества дошкольного образования.

Особое внимание в формировании познавательной деятельности дошкольника педагоги уделяют развитию восприятия, воображения, мышления, речи, памяти, внимания. То есть всему, что необходимо ребенку для понимания и взаимодействия в окружающем его пространстве.

Основные задачи познавательного развития дошкольника.

• Сенсорное развитие

Развитие мыслительной деятельности

• Становление и развитие речи

Развитие любознательности и познавательных интересов

• Формирование целостной картины мира,

• Расширение кругозора

Развитие понимания себя

Одной из задач является развитие ребенком понимания себя. И это, является очень важным, так как именно через понимание себя дошкольник начинает понимать других. А через понимание других он начинает более глубоко понимать себя, свои желания, эмоции, стремления, цели деятельности.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. (ФГОС ДО, п 2.6)

Как видно из документа, на первые позиции вынесены следующие аспекты:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

• формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

• формирование первичных представлений о себе, других людях…

Как результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования в целевых ориентирах (п. 4.6) мы видим как отражение данных позиций следующие возможности ребенка на этапе завершения дошкольного образования :

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,

• интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,

• склонен наблюдать, экспериментировать,

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет,

• ребенок способен к принятию собственных решений и т. д.

Для формирования и развития познавательной активности необходимы особые психолого­педагогические условия (ФГОС ДО п. 3.2.2) К ним можно отнести следующие:

• построение образовательной деятельности, ориентированной на интересы и возможности ребенка,

• поддержка положительной самооценки, уверенности в возможностях и способностях,

• поддержка инициативы, самостоятельности детей,

• возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности,

• вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность.

Каждое из перечисленных условий является очень важным. Действительно, создавая такие условия, педагоги могут значительно активизировать познавательное развитие детей. Возьмем, например, первое условие: «построение образовательной деятельности, ориентированной на интересы и возможности ребенка. Фактически, это условие состоит из двух: интересы ребенка и возможности ребенка.

Как же выявить интересы ребенка и поддержать их? Для этого педагогу необходима искренняя заинтересованность в том, чтобы в деятельности ребенка воплощались именно замыслы самого ребенка, а не замыслы взрослого. Специалисты отмечают, что при таком подходе происходит переключение внимания на положительные стороны детей, ломаются стереотипы восприятия ребенка педагогом.

Этому будет способствовать и диалог педагога с ребенком: умение его слушать и задавать вопросы. Помните, что ребенку следует задавать конкретные позитивные открытые вопросы. Открытые вопросы подразумевают односложные или развернутые ответы детей, из которых можно взять хотя бы минимальную информацию об интересе ребенка.

Не всегда воспитатель может с первого раза установить контакт с ребенком, понять его, найти подходящие способы общения. Бывает, что на все вопросы ребенок отвечает: «да», «Нет», «Не знаю». Тогда на помощь приходят наблюдение за ребенком и общение с его родителями. Доверительный разговор с родителями о том, что интересно их ребенку, как правило, дает очень хороший результат. Они вспоминают и подробно описывают события и яркие впечатления детей, то, как они вместе играют и что ребенок делает самостоятельно. Кроме этого, такое взаимодействие демонстрирует родителям важность их мнения, опыта.

Часто, используя вопросы и утверждения, поднимающие настроение, мы наблюдаем, что возможности ребенка намного больше, чем мы ожидали. Детская самостоятельность развивается только тогда, когда ей позволяет развиваться взрослый. Важно дать ребенку возможность самому делать ошибки и исправлять их. Тогда у него начнет формироваться положительная самооценка, уверенность в себе, смелость выбора видов активности, участников совместной деятельности, материалов для творчества.

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Она влияет на развитие всех познавательных процессов : мышления, внимания, памяти, речи, развития мелкой моторики, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки.

В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. В игре ребенок активно общается со сверстниками.

Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

Однако при внедрении ФГОС педагогам необходимо использовать новые технологии для организации образовательной деятельности.

Технология реализации образовательного процесса должна включать работу, направленную на развитие предметно ­ действенного мышления, наглядно ­ образного мышления, а затем и словесно ­ логического. Это может быть достигнуто путем формирования тесной связи между практическим опытом ребенка и наглядно ­ абстрактными представлениями с включением речи в мыслительную деятельность.

Этапность такой работы:

• Знакомство с предметом и названием, использование в игровой ситуации

• Знакомство и действия с группой однородных предметов, их отбор по словестной инструкции, использование в игровых ситуациях

• Знакомство со свойствами предметов – обследование, определение свойств, выделение признаков, использование в игровой ситуации

• Расширение сенсорного опыта в предметно ­ практической деятельности – сюжетно­ролевые игровые ситуации

Игровые приемы, направленные на формирование связи между

практическим опытом и наглядно-абстрактными

представлениями

Удачным, способом является игра «Прятки». Варианты игр могут быть следующими:

1. Ребенок прячется, а взрослый его ищет и затем проговаривает, где он спрятался и откуда он выглядывает.

2. Ребенок прячется, а дети его ищут и проговаривают, где он спрятался и откуда он выглядывает.

3. Воспитатель прячет игрушку, а дети называют, где она (на шкафу, под кроватью, за креслом) и откуда ее достают (со шкафа, из­под кровати, из­за кресла).

4. Ребенок прячет игрушку, а дети называют, где она (на шкафу, под кроватью, за креслом) и откуда ее достают (со шкафа, из­под кровати, из­за кресла).

Продолжить формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве можно, перенося полученный ребенком опыт в сюжетную ситуацию с игрой в кукольном домике.

5. Воспитатель помещает игрушку в кукольный домик, а дети называют, где она (на шкафу, под кроватью, за креслом) и откуда ее достают (со шкафа, из­под кровати, из­за кресла).

6. Ребенок помещает игрушку в кукольный домик, а дети называют, где она (на шкафу, под кроватью, за креслом) и откуда ее достают (со шкафа, из­под кровати, из­за кресла).

7. Дети играют в парах: один ребенок прячет игрушку в домике, другой ищет и рассказывает, где она.

После этого используют картинки с изображением предметов. С детьми может играть какой­нибудь персонаж, который любит прятаться, – кот, собака, гномик.

8. Картинки с изображением мебели размещают на доске, прикрепляя магнитами. один ребенок называет, где можно спрятаться, а другие отвечают, откуда он будет выглядывать.

9. Используют схематическое изображение мебели и предметов на доске или в альбоме.

10. Графическое задание по теме «Мебель».

К детям с нарушением восприятия относятся дети с нарушениями зрительного, слухового, тактильного, кинестического, обонятельного и вкусового восприятия.

Одной из технологий реализации образовательной программы с детьми с нарушением восприятия, является формирование целостной картины мира. С помощью развития восприятия дошкольник получает целостный образ предмета или явления. Оно возникает в результате разнообразных ощущений. От того, как организовано развитие восприятия, какие анализаторы используются в познании окружающего мира, зависит полнота и целостность развития воображения у детей. Для развития полисенсорного восприятия предлагаются игры, направленные на перенос ощущений ребенка от одного анализатора к другому.

Игры для развития полисенсорного восприятия

«Волшебный мешочек». В непрозрачный мешочек помещают различные предметы. ребенок ощупывает их и называет. Неговорящий ребенок может ощупать предмет и указать на картинку с его изображением.

«Прошагай». На песке или мелом на асфальте рисуют фигуры – круг, треугольник, квадрат. дети шагают по контуру.

«Сотри». На доске мелом или маркером рисуют изображение предмета или фигуру. ребенку предлагают стереть по контуру несколько раз подряд.

«Определи на вкус». Ребенок с закрытыми глазами на вкус определяет, что ему предлагает педагог: кусочек яблока, груши, лимона, банана и т. д.

«Определи запах». Для этой игры можно использовать лото запахов, в котором все предметы спрятаны в одинаковые коробочки. Ребенок нюхает и определяет, чему принадлежит запах и т. д.

«Найди такой же». Ребенок ищет в непрозрачном мешочке предмет, который называет или показывает взрослый.

Таким образом, в играх задействуются разные виды восприятия

В такие игры можно играть и в помещении и на прогулке. Главное – не превращать игру в урок, играть с удовольствием, от всей души. Ребенок должен быть не учеником, а партнером по игре. Желательно, чтобы в каждой игре были задействованы и тактильное, и зрительное, и слуховое восприятие.

Подборка игр и упражнений для развития познавательной сферы дошкольника в приложениях.

Литература

1. Айрес Э. Джин. ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М. : Теревинф, 2009.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. – М. : Мозаика­синтез, 2012.

3. Ньюмен Сара. игры и занятия с особым ребенком. – М. : Теревинф, 2011.

Публикации по теме:

Интегрированной НОД в младшей группе по образовательным областям «Социально-коммуникативное и познавательное развитие» Конспект интегрированной НОД в младшей группе по образовательным областям «Социально-коммуникативное и познавательное развитие» на тему.

Картотека дидактических игр по образовательным областям ФГОС речевому развитию для детей старшей группы Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. К. Д. Ушинский.

Краткосрочный проект «Путешествие пуговицы по образовательным областям» Тема: Путешествие пуговицы по образовательным областям Цель: Развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к предметному.

Непрерывная образовательная деятельность в 1 младшей группе по всем образовательным областям «Дикие животные» Автор: Ковынева Е. А. Цель: закрепить знания детей о диких животных, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме. Задачи:.

Непрерывная образовательная деятельность в 1 младшей группе по всем образовательным областям на тему: «Фрукты» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №27 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КОЛПИНСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГААвтор:.

Непрерывная образовательная деятельность в 1 младшей группе по всем образовательным областям на тему: «Овощи» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт-ПетербургаАвтор:.

Непрерывная образовательная деятельность в 1 младшей группе по всем образовательным областям «Путешествие в страну сказок» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт-ПетербургаАвтор:.

Планирование. Задачи по образовательным областям на январь в старшей группе по программе «От рождения до школы» Задачи по образовательным областям на январь. [/b] Познавательное развитие. Первичные представления об объектах окружающего мира. Знакомить.

Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС» Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически.

Семинар-практикум «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»Семинар-практикум «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» Цель: повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие»
Опубликовано: 11 мая 2019 в 14:01
+118Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД