Получи документы

Семинар-практикум для педагогов «Развитие детского самоуправления как условие социализации воспитанников детского дома»

Любовь Леонова
Семинар-практикум для педагогов «Развитие детского самоуправления как условие социализации воспитанников детского дома»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

Составители: Л. А. Леонова, воспитатель дошкольной группы; М. В. Сырвачева, старший воспитатель МКОУ «Детский дом №3»

Основная цель семинара-практикума развитие детского самоуправления в детском доме. Его особенность заключается в том, что участники не только педагоги детского дома, но и воспитанники подросткового возраста. Данная форма совместной работы способствует отработке практических навыков взаимодействия между педагогами и воспитанниками; позволяет увидеть проблему развития детского самоуправления глазами воспитанников и педагогов, а так же способствует развитию у воспитанников качеств, навыков, способствующих успешной социализации и интеграции в современное общество.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Развитие детского самоуправления как условие социализации воспитанников детского дома“» размещена в разделах

Рекомендовано специалистам, работающим в учреждениях интернатного типа.

Цели:

1. Закреплять знания педагогов о детском самоуправлении, как одном из способов социализации воспитанников в условиях детского дома;

2. Развивать коммуникативные навыки у воспитанников и педагогов; выявлять и развивать лидерские качества; воспитывать у подростков уважительное отношение к старшим

3. Формировать у взрослых и воспитанников потребность в развитии самоуправления в детском коллективе.

Участники: педагоги детского дома, воспитанники детского дома подросткового возраста.

Место и время проведения: актовый зал детского дома.

Продолжительность семинара – 90 минут.

Оборудование: ноутбук, проектор, столы, стулья, магнитная доска, эмблемы, символизирующие направления «лидер», «досуг», «спорт и здоровье», «труд», «забота», «информация и печать» «пессимист».

Материалы: нарезки из фильма «Педагогическая поэма», ватман, маркеры, карточки с составом подгрупп, карточки с заданиями.

План-конспект семинара-практикума

Содержание занятия Методические указания

1. Подготовительный этап

Педагогам, подросткам предлагается просмотреть фильм «Педагогическая поэма»

Организаторы семинара предварительно разбивают участников на подгруппы, в состав которых входят воспитанники и сотрудники. Количество человек в мини-группах – 6. Важно, чтобы в каждой подгруппе были люди с разными способностями – лидерскими качествами, склонные к спорту, творчеству и т. д.

2. Вводный этап

Ведущий приглашает участников в зал, предлагает занять места. Участники рассаживаются в произвольном порядке. После того, как все расселись, включает эпизод фильма «Педагогическая поэма».

Отрывок из фильма повествует о начальном этапе становления детского коллектива.

Ведущий: Здравствуйте, не случайно мы с вами начали нашу сегодняшнюю встречу с просмотра эпизода из фильма «Педагогическая поэма». Давайте подумаем и ответим на вопросы:

• Похожи ли ситуации в фильме и в детском доме на начальном этапе формирования детского коллектива?

• В чем сходства? В чем различая?

• Что такое детское самоуправление?

• С какими трудностями сталкиваетесь в работе по развитию детского самоуправления в группах?

• Как вы решаете проблемы?

3. Основной этап

Ведущий: уважаемые коллеги и воспитанники, управление образования нашего города посчитало работу интернатных учреждений нашего малоэффективным и приняло решение расформировать старый состав детей и сотрудников и сформировать новый. Это будут детские дома №1,2,3,4. Списки детей и сотрудников, вы можете увидеть на столах и занять свои места.

Ведущий: Итак, коллективы сформированы, а, как известно, в любом коллективе есть руководитель, то есть лидер, есть заместители, которые отвечают каждый за свое направление, и есть люди, которые мало заинтересованы в результате, в лучшем случае они просто наблюдают за работой коллектива, а в худшем – тормозят ее.

Ведущий: опираясь на свои знания, команды должны выбрать тех людей, которые будут отвечать за каждое из этих направлений. Хотелось бы обратить ваше внимание на одно из направлений – пессимист. Задача пессимиста – тормозить работу в группе: критиковать членов команды, не соглашаться выполнять просьбы остальных и т. д. Время на выполнение – 5 мин.

Ведущий: пожалуйста, представьте свои команды.

Ведущий организует обсуждение:

• Насколько легко/сложно шла работа в группах?

• На что вы опирались, выбирая лидера, ответственных по каждому направлению?

Как проходил выбор: назначал лидер или в процессе группового обсуждения?

• Мешали ли вам пессимисты? Какими способами вы включали их в работу? Получилось ли это у вас?

Ведущий: итак, команды сформированы и вам предлагается первое задание: разработать план мероприятия. Здесь вы должны, будете указать в какое время, в каком месте оно будет проходить, распределить обязанности в соответствии с занимаемой должностью. При этом вам необходимо максимально задействовать всех участников группы. Приглашаем по одному члену от каждой команды получить задание (приложение 1). Время на выполнение– 15 минут.

Ведущий: пожалуйста, команды, просим вас озвучить ваши планы.

Ведущий организует обсуждение:

• По какому принципу вы распределяли обязанности?

• С какими трудностями вы столкнулись?

• Все ли сектора были задействованы?

Ведущий: Все вы знаете, что люди одной профессии, работающие в одном направлении, собираются вместе для того, чтобы обменяться опытом, поделиться своими идеями, взять что-то новое для себя у коллег. Сегодня вам представляется такая возможность. Но чтобы в результате вашей встречи каждый смог что-то получить для себя, мы предлагаем вам сделать следующее – в процессе групповой работы разработать должностные инструкции, то есть обозначить направления деятельности, обязанности, которые в дальнейшем помогут лично вам в работе с коллективом. А пессимистов мы просим подумать, что может сделать коллектив, для того, чтобы вы пересмотрели свою точку зрения и стали активистами. Мы просим вас объединиться в новые группы и поработать в своих направлениях: «лидеры», «пессимисты», «труд», «забота», «спорт и здоровье», «информация и печать». Время для работы вновь образованных групп – 15 минут.

Ведущий: давайте посмотрим еще один фрагмент фильма и вспомним, как решал проблему развития самоуправления в детском коллективе А. Ю. Макаренко.

Ведущий организует обсуждение:

• В условиях нашего детского дома возможно ли подобное поведение воспитанников?

• Обоснуйте ваше мнение.

Ведущий: в малых группах мы поработали с должностными обязанностями определились, теперь давайте объединимся в один большой круг.

Ведущий: сегодня мы с вами вспомнили, что такое детское самоуправление, а кто-то из вас узнал что-то новое, а теперь мы предлагаем почувствовать себя детьми одной большой группы. Просим вас выбрать лидера и людей, отвечающих за направления.

4. Заключительный этап, рефлексия

Ведущий организует обсуждение: Легко ли вам было применять имеющиеся знания на практике?

• Какие трудности у вас возникали в процессе работы в большом коллективе?

• Необходима ли дальнейшая работа детей и сотрудников по развитию детского самоуправления? Для чего она необходима?

Ведущий: Спасибо за работу! Надеемся, что сегодняшнее время не было для вас потрачено зря.

Педагогам, подросткам предлагается просмотреть фильм «Педагогическая поэма»

Организаторы семинара предварительно разбивают участников на подгруппы, в состав которых входят воспитанники и сотрудники. Количество человек в мини-группах – 6. Важно, чтобы в каждой подгруппе были люди с разными способностями – лидерскими качествами, склонные к спорту, творчеству и т. д.

Ведущий приглашает участников в зал, предлагает занять места. Участники рассаживаются в произвольном порядке. После того, как все расселись, включает эпизод фильма «Педагогическая поэма».

Отрывок из фильма повествует о начальном этапе становления детского коллектива.

Стоит обратить внимание, чтобы в обсуждении участвовали дети и сотрудники.

Предварительно ведущий раскладывает на столы карточки с составом подгрупп.

Дети, педагоги занимают свои места.

На проекторе отображается слайд с названиями направлений: «лидер», «досуг», «спорт и здоровье», «труд», «забота», «информация и печать» «пессимист».

Обратить внимание на то, как идет обсуждение во вновь образовавшихся группах.

Ведущему обратить внимание, кто представляет команды, в случае, если эту функцию берут на себя не лидеры, поинтересоваться «почему?»

После того, как команды определились с выбором, ведущий выдает каждому участнику атрибут, символизирующий занимаемую «должность».

Ведущему обратить внимание, как ответственные за направления поняли свои обязанности, свои ли функциональные обязанности запланировали. Стоит понаблюдать за поведением лидера, насколько он сумел организовать свою команду.

Лидеры, пессимисты, ответственные за направления объединяются в новые подгруппы и занимают место за рабочими столами.

После обсуждения в группах представители каждой команды озвучивают свои наработки, фиксируют их на ватмане. Все желающие дополняют выступление. Таким образом, в процессе групповой работы «рождаются» должностные инструкции, которые могут использовать в работе педагоги и воспитанники в повседневной жизни.

Ведущие включают эпизод из фильма, в котором показан момент собрания воспитанников.

Ведущий обращает внимание на ответы воспитанников, при необходимости задает уточняющие вопросы

Участники рассаживаются в один круг.

На проекторе отображается слайд с названиями направлений: «лидер», «досуг». «спорт и здоровье», «труд». «забота», «информация и печать» «пессимист».

Ведущий не вмешиваются в процесс выбора, наблюдают со стороны. Важно отметить трудности, с которыми столкнулись участники, подвести к мысли, что если кто-либо не справился с обязанностями, это не только его личная вина, но и всего коллектива. Обратить внимание на то, принимали ли участие в выборах дети, выдвигали ли они свои кандидатуры; были ли самовыдвиженцы и т. д.

Ведущий включает заключительный эпизод фильма (проводы выпускников).

Публикации по теме:

Программа «Зонт» (здоровье отныне — наше творенье) Цель программы: на основе системы детского самоуправления в ГОУ «Детский дом №4» г. Усинска, разработать направление, которое будет содержать.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Развитие детского самоуправления как условие социализации воспитанников детского дома»
Опубликовано: 9 ноября 2013 в 13:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Развитие детского самоуправления как условие социализации воспитанников детского дома»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Леонова (УИ 154456) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД