Елена Кривошеева
Семинар-практикум для педагогов с элементами коммуникативного тренинга «Эффективное взаимодействие с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: оптимизация взаимодействия педагогов с родителями
1. Выступление «Семья и детский сад»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны воспитателей, и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ. Первые возникают, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего чада. Негативные отношения могут произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов с элементами коммуникативного тренинга „Эффективное взаимодействие с родителями“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Другая причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда воспитатель говорит о ребенке, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем у воспитателей возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу.
Все родители разные, и к каждому нужно найти определенный подход. Некоторые воспитатели «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.
2. Тренинговое упражнение «Минута на разговор», «Поиск общего» (создание положительной эмоциональной атмосферы, рабочей обстановки)
- Упражнение «Минута на разговор»
Участники делятся на две команды и садятся в 2 круга (внутренний круг остается неподвижным). Члены внешнего круга, выполнив задание-беседу, пересаживаются к следующему участнику для продолжения разговора.
- Упражнение «Поиск общего»
Делятся на пары, которые находят определенное количество общих признаков, затем они объединяются в четверки с той же целью и т. д.
3. Анкета «Причины трудностей взаимодействия между воспитателями и родителями» (получить педагогический рефлексивный опыт)
1. Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.
Да.
Нет.
2. Недостаточная компетентность многих воспитателей.
Да.
Нет.
3. Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и соответственно родителей о жизни ребенка в детском саду.
Да.
Нет.
4. Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.
Да.
Нет.
5. Стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.
Да.
Нет.
6. «Закрытость» дошкольного учреждения.
Да.
Нет.
7. Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе.
Да.
Нет.
4. Игра «Карлики и великаны» (создание положительной эмоциональной атмосферы)
Стоя в кругу. На команду «Великаны!» все стоят, а на команду «Карлики!» - нужно присесть на стул. Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны!» и т. д.
5. Пути преодоления трудностей взаимодействия между педагогами и родителями (поиск пути преодоления трудностей (стандартные, нестандартные, комплексная работа детского сада в целом и др.)
Причина 1 – родители молодые, неопытные, несдержанные. Считают свое мнение единственно верным и при этом не знают возрастных особенностей детей. Не желают слушать. Уходят от проблем, делают вид, что все в порядке.
Пути преодоления:
- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
- на родительских собраниях разъяснять родителям, что дети должны уметь делать к концу года;
- давать родителям информацию по интересующим их вопросам, либо на те темы, на которые им необходимо обратить внимание;
- демонстрировать части занятий или режимных моментов;
- проводить индивидуальные беседы с родителями.
Причина 2 – набор личностных качеств, установок, мешающих конструктивному взаимодействию (неоправданное упорство, ригидность, грубость и пр.). Отсутствие желания вникать в суть конфликтов, разбираться в спорных вопросах.
Пути преодоления:
- повышать личную мотивацию в профессии;
- проводить коммуникативные тренинги и участвовать в них;
- работать над собой, самосовершенствоваться.
Причина 3 – воспитателям доступна лишь та информация, которую дают родители, часть информации зачастую ими скрывается. Они мало интересуются жизнью ребенка в детском саду.
Пути преодоления:
- анкетирование родителей по проблеме удовлетворенности работой ДОУ, набором образовательных услуг;
- проводить круглые столы, дни открытых дверей, чаепития, беседы;
- давать задания на дом;
- создавать и поддерживать традиции в группе;
- организовывать кружковую деятельность, выставки, открытые просмотры занятий, театральные пятницы, отмечать благодарностью каждого родителя, дать ему почувствовать себя востребованным.
Причина 4 – назидательный тон педагога и постоянные жалобы на поведение ребенка в детском саду. Родители считают себя достаточно знающими своих собственных детей и часто болезненно воспринимают критику и рекомендации из-за своих амбиций.
Пути преодоления:
- начинать диалог с позитивной информации и только потом переходить к проблеме, меньше жаловаться на ребенка;
- вести диалог таким образом, чтобы родитель сам предложил пути выхода из сложившейся ситуации, а педагог тактично скорректировал предложенные идеи.
Причина 5 – избегание общения несет недопонимание и ложные домыслы с обеих сторон. ( Причины: стеснение, отсутствие времени, нежелание давать негативную информацию о ребенке).
Пути преодоления:
- проводить совместные занятия, творческие вечера, чаепития, неформальные встречи;
- вовлекать родителей, нежелающих принимать участие в жизни группы, в выполнение заданий по поручению родительского комитета;
- проводить индивидуальные доверительные беседы;
- выявлять пожелания родителей и вовлекать их в создание условий для реализации идей по улучшению работы группы.
Причина 6 - проводимые публичные отчеты, доклады относительно деятельности ДОУ, не всегда ясны родителям, они избегают этой информации, так как недопонимают ее.
Пути преодоления:
- проводить встречи с родителями в интересных, нетрадиционных формах;
- создавать и поддерживать традиции в группе;
- личная мотивация педагога в проводимых ДОУ мероприятиях.
6. Подведение итога семинара-практикума.