ольга воробьева
Семинар-практикум для родителей детей 3–4 лет «Играем, развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников.
Задачи:
- развивать навыки группового взаимодействия;
- формировать понятие о возможности игры как средства для развития познавательной деятельности;
- познакомить родителей с логическими блоками Дьенеша, которые можно использовать для игр с ребенком;
- развивать у родителей интерес к совместным играм с детьми.
Публикация «Семинар-практикум для родителей детей 3–4 лет „Играем, развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Форма проведения: семинар – практикум.
Оборудование: мультимедийная установка, блоки Дьненеша на каждого родителя и ребенка, обручи красный и синий, мешочки на каждого родителя.
Содержание
1. Вводная часть
Приветствие.
Упражнение «Частица души из детства»
2. Основная часть
Консультация-презентация для родителей : «Игрушки для детей 3-4 лет. Логические блоки Дьенеша»
Практическая часть
Совместные игры детей с родителями :
- «Обследование фигур»;
- Игра на развитие познавательных процессов «Что лишнее?»;
- Игра на развитие навыка чередования «Паровозик»;
- Игра на развитие тактильных ощущений «Что в мешочке»;
- Игра на развитие восприятия «Собери предмет»
3. Заключительная часть
Игра «Обнимашки». Рефлексия.
Ход семинара – практикума
1. Вводная часть.
Приветствие.
Добрый день уважаемые родители. Сегодня у нас семинар – практикум на тему “Играем, развиваем”.
Упражнение «Частица души из детства»
- Вспомните, пожалуйста, а какие игрушки были у вас в детстве?
- Назовите свои любимые игрушки?
- Как вы думаете, а какие игрушки нужны вашим детям? Какие вы приобретаете игрушки своим детям?
- Как вы считаете, сколько должно быть у вашего ребенка игрушек?
2. Основная часть
Консультация-презентация для родителей : «Игрушки для детей 3-4 лет»
Итак, какие существуют правила выбора детских игрушек?
Выбирая игрушку ребенку, следует учитывать его возрастные особенности
Игрушки для детей 3–4лет в первую очередь должны способствовать развитию бега, крупной и мелкой моторики и речи.
-Для развития бега подойдут мячи или шары средних размеров, различные игрушки на колесиках, где можно привязать веревочку – чтобы ребенок бегал с ними и оглядывался назад.
– Для развития крупной и мелкой моторики будут полезны строительные кубики, мячи средних размеров, пирамидки, матрешки, баночки и мисочки.
- Развитию речи способствуют сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушечные животные (мягкие или резиновые, кукольная мебель, машинки, а также игрушки-заместители, то есть те игровые материалы, которые могут заменить ребенку знакомые предметы. К ним относятся бруски различных размеров, большие и маленькие коробки, разнообразные по форме дощечки, полоски бумаги, разноцветные лоскутки и пр. Примерно с двухлетнего возраста дети могут проводить время с настольными играми, многие из которых также способствуют развитию речи.
Выбирая игрушку малышу, следует учитывать его возрастные особенности. Размер игрушки не должен быть ни слишком большим, ни слишком маленьким. Ребенку будет неудобно, а иногда и невозможно, держать в руках, например, огромного мехового медведя, и он может почувствовать себя неуспешным. А ведь нам, взрослым, иногда кажется, что чем крупнее игрушка, тем больше она поразит воображение нашего ребенка. Слишком маленькие игрушки (мелкая мозаика, маленькие шарики, игрушки из “Киндер-сюрпризов” и др.) также не рекомендуется давать маленьким детям, так как малыш может проглотить их.
– Прежде всего, игрушка должна быть прочной и безопасной (без острых углов, без вредных химических покрытий). Хорошо, если она будет обращена сразу к нескольким органам чувств ребенка: например, меховой мячик, приятный на ощупь, внутри которого находится твердый пластмассовый шарик, наполненный множеством мелких предметов, гремящих при манипуляциях с мячиком.
Желательно, чтобы ребенку было приятно не только смотреть на игрушку, но и захотелось бы использовать ее в играх.
– Игрушка может быть многофункциональной: например, тот же меховой мячик может быть сшит из кусочков меха разного цвета, и тогда его можно использовать для развития восприятия цвета, моторики, сенсорного восприятия.
Наши исследования, проведенные на основе опроса родителей, показали, что наибольшей популярностью у детей младшего возраста пользуются машинки, на втором месте стоят кубы, мячи, затем – куклы, меховые и резиновые игрушки, игрушки на веревочке. Многие родители отмечают, что дети очень любят в своих играх использовать воду, крупу, безопасные предметы, мамину косметику и папины инструменты.
Таким образом, выбирая игру или игрушку для ребенка, лучше следовать главному принципу: она должна соответствовать возможностям ребенка, быть привлекательной для него. И соответствовать его возрастным особенностям. И тогда любая игра, в которую играет ребенок, будет полезной для него и способствовать эффективному развитию.
Логические блоки Дьенеша
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Последнее десятилетие этот материал завоёвывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырёх форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трёх цветов (красный, синий, жёлтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребёнка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Игры с логическими блоками позволяют:
* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
* Развивать пространственные представления.
* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
* Развивать речь.
* Успешно овладеть основами математики и информатики.
Как играть с логическими блоками Дьенеша?
В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребёнок самостоятельно использует их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что — то строят. В ходе таких игр блоками малыш установит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину.
Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнёром. Не назидал, а играл! В общении с ребёнком лучше пользоваться словом «фигура», чем слово «блок».
Практическая часть
Воспитатели приводят детей. Родители вместе с детьми садятся за приготовленные столы.
Педагог-психолог:
- Здравствуйте малыши. Я приглашаю вас поиграть вместе с мамами.
Дидактические упражнения с логическими блоками Дьенеша
Педагог-психолог:
- Посмотрите, у вас на столе в тарелочках интересные фигуры.
(показывает детям круг)
- Что это? (ответы детей)
- Возьмите большой желтый круг. Мамы помогите детям найти нужный круг.
-Обведем круг пальчиком, вот какой круглый, нет уголочков. Покатайте круг по столу. Катится круг. У круга нет уголочков. У Лизы круг катится, у Артема круг катится. Скажем все вместе: круг катится.
- Возьмите желтый маленький круг. Мамы помогите детям. Обведем маленький желтый круг пальчиком. Какого цвета маленький круг? У Лизы, у Артема (ответы детей).
- У всех желтый маленький круг. Скажем вместе: желтый круг.
- Мама спрячет в ладошках большой желтый круг, а детки спрячут в ладошках маленький круг. У мам большие ладошки прячет большой круг, а у малышей маленькие ладошки прячут маленький круг. Уберите круги в тарелочку.
Психолог показывает синий квадрат и обращается к детям:
-А кто знает, какая фигура? (ответы детей)
- Возьмите большой синий квадрат. Что взяла Лиза, Артем? Какого цвета квадрат? Обведем его пальчиком. У квадрата есть уголочки. Прямо ведем пальцем, вот это уголок, поворачиваем палец, еще уголок и т. д.
- Что мы обвели? Скажем вместе: квадрат.
Игра на развитие познавательных процессов «Что лишнее?»
На ковре обруч желтого цвета и синего цвета. Детям предлагают сложить в обручи фигуры по цвету. Психолог незаметно подкладывает в обручи фигуры красного цвета. Дети вместе с мамами находят лишние фигуры и объясняют.
Игра на развитие навыка чередования «Паровозик»
Педагог-психолог:
- Мы вместе с колобком предлагаем построить паровозик: одна фигура большая, одна маленькая.
Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик вместе с мамами.
Игра на развитие тактильных ощущений «Что в мешочке»
Педагог-психолог:
- Покатались на паровозике, устали.
Мамам раздают мешочки, а психолог предлагает детям достать на ощупь круг или квадрат.
Игра на развитие восприятия «Собери предмет»
Колобок приглашает всех за столы. У каждого на столе корзинки с полным набором логических блоков. Детям и мамам предлагают выложить из фигур предметы.
Вопросы к детям:
- что собрали Лиза и ее мама и т. д.
Колобок радуется, хвалит детей.
Упражнение «Обнимашки».
Педагог-психолог:
- Часто ли вы обнимаете своих детей, просто так, без всякой на то причины? А как вы думаете, существует ли необходимое количество объятий для поддержания хорошего самочувствия?
Известный американский семейный психотерапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия каждому необходимы, просто для выживания, а для хорошего самочувствия не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Родителям и детям предлагается обнять друг друга на столько крепко, на сколько это возможно.
Заключительная часть.
Таким образом, выбирая игру или игрушку для ребенка, лучше следовать главному принципу: она должна соответствовать возможностям ребенка, быть привлекательной для него. И соответствовать его возрастным особенностям. И тогда любая игра, в которую играет ребенок, будет полезной для него и способствовать эффективному развитию.
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра.
Будьте уверены, ваш ребёнок полюбит играть с блоками!
Подведение итогов.
Заполнение листов – отзывов.